Организация патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации
статья

Степченкова Екатерина Олеговна

В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о России, воспитания любви к своей Родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе различных форм и методов патриотического воспитания. Статья посвящена организации патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта своего народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Рост национального самосознания, характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_st_1.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации

Аннотация. В настоящее время повышается роль патриотического воспитания подрастающего поколения. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о России, воспитания любви к своей Родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе различных форм и методов патриотического воспитания. Статья посвящена организации патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта своего народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Рост национального самосознания, характеризующий наше общество на современном этапе, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания молодежи уже с дошкольного возраста.

В нынешних условиях важно воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование элементарных знаний о правах человека, расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Вопросы патриотического воспитания дошкольников раскрывали многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Б. Зацепина, Е.Ю. Александрова,  Е.П. Гордеева,  М.П. Постникова, О.Н. Банникова и др.).

Л.В. Филиппова, Е.Н. Верхова, Н.В. Точилина, Г.Г. Христенко отмечают, что нравственно-патриотическое воспитание нацелено на то, чтобы различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Авторы отмечают, что «каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к своей стране и своему народу.

Главным средством патриотического воспитания ребенка является введение его в культурную традицию через воспроизведение годового цикла народных  праздников, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.

Праздники, ярмарки, концерты представляют собой одно из эффективных средств патриотического воспитания. Участие детей в праздниках дает им возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа. В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. Ознакомление с культурой возможно путем организации проведения праздников и развлечений таких как День книги, День славянской письменности.

Таким образом, можно говорить о том, что патриотического воспитания начала дошкольников начинается с формирования положительного отношения к самым близким людям, к ближайшему окружению ребенка – к родному дому, детскому саду, к своей улице, родному городу или селу, краю, страны с учетом традиций и культурного наследия.

Во все времена и у всех народов, как отмечают О.Л. Князева, М.Д. Маханева, основной целью воспитания являлась забота о сохранении, и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

С помощью различных мероприятий в детском саду можно рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, города; расширять и углублять представления об улице, на которой находится детский сад; давать элементарные представления о названии и ее историческом прошлом.

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения краеведческих знаний и патриотического воспитания, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость, у них проявляется интерес ко всему новому, они легко обучаемы.

Воспитатель осуществляет диагностику патриотической воспитанности детей, отлеживает результаты индивидуального развития, проводит коллективную и индивидуальную работу с воспитанниками.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности. [5, с. 133].

Непосредственное участие в мероприятиях, играх воспитывает в детях нравственные чувства, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, развивают художественное мировоззрение, формируют эстетический вкус. Все это помогает усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого, через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность. Большую помощь в реализации задач по патриотическому воспитанию оказывают инновационные технологии: метод проектов, исследовательская деятельность, ИКТ-технологии, квест-игры.

Метод проектов предусматривает поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Использование данного метода в системе патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

–  педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

–  родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания детей;

–  дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Во многих детских садах актуальными стали проекты «Наша Родина – Россия!», «Мой любимый город», «Это наша Победа», «Играем в театр», «День семьи», «Богатыри земли русской», «Масленица широкая», «Вестники весны», «Я живу в России» и др.

Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс можно включать видеолектории – организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий.

Компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Организуя работу патриотической воспитанности детей воспитатель привлекает родителей к участию в мероприятиях, праздниках, акциях. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет сотрудничество с родителями. Можно выделить следующие формы:

1. «Познавательное» сотрудничество осуществляется посредством таких форм, как: консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе».

2.Сотрудничество в рамках проведения досугов, проектной деятельности, экскурсий выходного дня, трудовой деятельности;

3.Активные формы взаимодействия с детьми и родителями:

 целевые прогулки к могиле неизвестного солдата в сочетании с экскурсией по мини-музею детского сада.

 экскурсия к памятникам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны; 3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.

5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

6. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

7. Подготовка тематических выставок, лэпбуков,

8. Изготовление сувениров, открыток, мини-книжек для ветеранов войны, пожилых, тружеников города и т.д.

8. Проведение конкурсов семейных проектов, поделок, фотографий: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», и т.д.

9. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребенка с памятником или местом той или иной достопримечательности.

10. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком художественных произведений патриотической тематики, вопросами по содержанию.

11. Организации выставки детских работ патриотической тематики «Танки на войне», «Какие бывают самолеты», «Дороги войны» и т.д.

12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в организации предметно-пространственной среды, в оформлении альбомов «Наши соотечественники», «Герои России», в создании мини-музея ДОУ.

13. Общее родительское собрание, посвященное влиянию семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников.

Таким образом, организуя процесс патриотического воспитания в старшей группе, воспитатель исходит из задач, которые представлены в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», осуществляет мониторинг условий патриотического воспитания детей, отлеживает результаты индивидуального развития, проводит коллективную и индивидуальную работу с воспитанниками, планирует организацию мероприятий патриотической направленности, привлекает родителей к участию в мероприятиях, праздниках, акциях.

Список литературы

  1. Савченко В. И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников / В.И. Савченко. – Москва : Детство-Пресс, 2013. –  320 c.
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации"

ВВЕДЕНИЕ Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и их индивидуальным особенностям режим повседневной жизни. Большинство педагогов, физиологов, меди...

Использование проектной деятельности в процессе организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей через использование проектной деятельности....

Перспективный план по организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

СЕНТЯБРЬ ДАТАТЕМА НЕДЕЛИПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕРАБОТА С ДЕТЬМИ 1-я неделя Моя семьяЗакреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Сетевое взаимодействие в организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья раскрывает тему активного участия организаций социума при внедрении патриотического воспитания в ДОУ. Разносторонность охвата учреждений города влияетна полноту информации и разнообразие меропр...

Совершенствование работы по формированию патриотического воспитания на уровне дошкольного образовательной организации.

  «Духовная жизнь ребенка полноценналишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он - засушенный цветок».В. А. СухомлинскийВ духо...