Технология проблемного обучения
консультация (старшая группа)

Вощинская Елена Борисовна

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения в детском саду

Слайд 2

это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Проблемное обучение

Слайд 3

воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Суть проблемного обучения

Слайд 4

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний 2 . Быть доступным для обучающихся; 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

Слайд 5

1. Высокая самостоятельность обучающихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся; 3. Развитие мыслительных способностей детей . Недостатки: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний. Достоинства проблемного обучения:

Слайд 6

1) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка); 4) проверка правильности решения проблемы. Проблемное обучение включает несколько этапов:

Слайд 7

• Проблемный вопрос • Проблемная задача • Проблемная ситуация Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Слайд 8

• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. • Создание противоречия, проблемной ситуации. • Организация противоречия в практической деятельности детей Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками:

Слайд 9

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка; — проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию; — формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений; — проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении; — проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей; — в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней; — проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; — в основе проблемной ситуации должно быть противоречие . Требования к проблемным ситуациям:

Слайд 10

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач. Рекомендации по стилю общения с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения

В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...