Статья "Основы нравственного воспитания будущей личности"
статья (подготовительная группа)

Кошелева  Наталья Юрьевна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Основы нравственного воспитания будущей личности»

В условиях глобальных изменений основных сфер социальной и культурной жизни общества проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения относится к акту злободневным. Социум не без основания обеспокоен вопросами достойного воспитания подрастающего поколения.

Причина лежит в происходящих сегодня процессах активного развития рыночной экономики, а также экспансии средств массовой коммуникации, которые закономерно сопровождаются кризисом духовности и нравственности нынешнего общественного пространства.

На современном этапе развития общественных отношений дети остро нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных примерах, являющихся важнейшими регуляторами социально значимого поведения.

По этой причине приоритеты государственной политики лежат сегодня в сфере совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во всех звеньях отечественной системы образования.

Практические и теоретические подходы к решению обозначенной выше проблемы содержатся в «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федеральных государственных стандартах, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.» и других официальных документах.

Как известно, первый этап социализации личности и начало формирования у ребёнка нравственных, духовных качеств и ценностных ориентаций происходит в рамках семьи. Именно в этой «ячейке общества» закладываются в будущую личность зёрна добра или зла, душевности и добросердечия или черствости и эгоизма, которые в последующем прорастут родителям соответствующий урожай. Поэтому наиболее действенным методом воспитания у ребёнка лучших духовно- нравственных качеств является личный положительный пример членов семьи, совместный отдых, прогулки, чтение книг, просмотр и обсуждение мультипликационных и художественных фильмов.

Следующие этапы социализации личности – дошкольное учреждение и школа, где ребёнок учится быть индивидуальностью, демонстрирующей сверстникам и педагогам свои нравственные и душевные качества.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности в стенах детского сада и на всех последующих этапах обучения подрастающего поколения представляют собой процесс активного и профессионального содействия духовно-нравственному становлению индивида.

У ребёнка формируются такие нравственные чувства, как долг, совесть, ответственность, вера, патриотизм. Дошкольник знакомится с нравственными позициями, учится основам нравственного поведения.

Необходимо заметить, что нравственное воспитание – это комплексный, целостный, стратегический ресурс общества, гарантирующий ему духовную безопасность. Осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве незаменимой инструкции к общественно приемлемому поведению, но и являются основанием самоопределения и самореализации личности.

Нравственное воспитание подрастающего поколения – процесс непрерывный, насыщающий личность самыми лучшими человеческими характеристиками и в период получения знаний, предусмотренных образовательными программами, и в самостоятельной деятельности. Не последнее место занимает и система дополнительного образования, дистанционных индивидуальных занятий. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина Российской Федерации в настоящее время, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, предполагает:

- формирование морали как осознанной индивидом необходимости обусловленного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о должном и недопустимо о добре и зле;

- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию, пониманию смысла своей жизни, самооценке, индивидуально-ответственному поведению;

- укрепление нравственности, которая основана на воле и духовных отечественных традициях, свободе, внутренней установке особы поступать согласно своей совести;

- принятие индивидом, национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей;

- бережливость, трудолюбие, способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм;

- формирование чувства личной ответственности за Родину перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями, укрепление веры в Россию;

- развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства, совести как нравственного самосознания личности;

- формирование умения требовать от себя выполнения моральных норм, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам и так далее.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности социальных институтов воспитания является формирование у подрастающего поколения духовно- нравственных ценностей, чему активно содействуют современные образовательные технологии.

Формирование свойств нравственной личности, воспитание человека, формирование любви к своему Отечеству, потребности совершенствоваться является важнейшим условием успешного развития России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Духовно-нравственное воспитание будущего педагога в системе профессиональной подготовки.

Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность; должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его вл...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.

    Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...