Проект "Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста"
проект (младшая, средняя группа)

Погосова Ольга Леонидовна

Проект направлен на развитие игровых умений дошкольников, повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей и родителей по проблеме формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igry_.podelitsya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Солнышко» село Приморка,

МБДОУ «Мальвина» село Самбек

Тема: Развитие игровой деятельности

детей дошкольного возраста

                                                Разработчики:        

                                                    Погосова Ольга Леонидовна  воспитатель,                                                        

                                Хараян Марина Сергеевна музыкальный  руководитель

                                                  Муртазина Елена Маратовна  воспитатель.

                                                 

с. Приморка, с.Самбек

2024год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Вид проекта: краткосрочный.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников игровых умений посредством сюжетно-ролевой игры.                        

Задачи:                                                                                                    

Выявить уровень развития игровой деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.                                                              

Создавать игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.

Повысить уровень игровых умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.  

                       

Проблематика/актуальность. Игра – это осмысленная деятельность ребенка. Для детей дошкольного возраста она является основной ведущей деятельностью, оказывающей определяющее влияние на развитие личности ребенка в этот период жизни. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия.

Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из жизни детей. Жёсткое регламентирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры.

Актуальность данной темы продиктована тем, что сюжетно-ролевая игра является очень важным этапом в гармоничном развитии ребенка. Анализируя игровую деятельность, выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин постоянно говорил о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственной доступной ребенку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. В игре дети приобретают определенный опыт, жизненные навыки, учатся общаться с окружающим миром, учатся вставать на место другого человека. Если ребенок минует игру, то остальные стадии развития он не сможет пройти в полном объеме. Все они базируются на игре. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, используемые в дошкольном воспитании далеко не в полной мере.

Формирование игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогической работы в ДОО. Приоритет дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей.

Целевая группа (участники проекта): Дети, родители и педагоги.

Предполагаемые результаты.                                                                              

Дети самостоятельно или с помощью взрослого (в зависимости от уровня развития игровой деятельности) выбирают сюжет игры, распределяют роли, выполняют игровые действия с предметами – заместителями.  

        Родители знают психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста, имеют представление об организации сюжетно-ролевой игры с использованием предметов-заместителей, поощряют инициативу ребенка в выборе предмета-заместителя, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх детей, беря на себя необходимую роль.

Педагоги обладают необходимой компетентностью для организации сюжетно-ролевой игры в группах младшего и среднего дошкольного возраста: умением прогнозировать, проектировать и организовывать игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, поддерживают инициативу детей в развертывании игрового сюжета, побуждают детей использовать предметы-заместители в игровой деятельности.  

Нормативно-правовое обоснование проекта.

          Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребенка (ст.31) среди жизненно важных прав: «Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту...».

Один из основных принципов ФГОС ДО (п. 1.2. 4) предполагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры...»                                

        Также ФГОС ДО (п. 3.2.5) описывает «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:

        «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

        поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

        поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства…»

ФОП ДО уделяет игре особое значение:                                                                    

24.5. Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.

24.6. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.

24.7. В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребенка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

24.8. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.                                                                                                                      

В Образовательной программе ДО МБДОУ «Солнышко» с. Приморка  основной деятельностью детей в дошкольном возрасте декларируется «игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно- конструктивная, дидактическая, подвижная и др.)» (п. 2.3.3).

Методическое обоснование темы.

Выдающийся педагог-новатор А. С. Макаренко в лекции для родителей на тему «Игра» говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».                                                                                

Д. Б. Эльконин утверждает, что в игре происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особое знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого».

Дорожная карта проекта. 

В ходе реализации проекта была изучена психолого-педагогическая литература по теме проекта;

исследована нормативно-правовая база по проблематике игровой деятельности дошкольников;

проведено анкетирование на выявление особенностей игровой  деятельности воспитанников в домашних условиях;

разработана и предложена вниманию коллег консультация о роли игры в       развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста;

разработана и предложена вниманию родителей «Поможем ребёнку научиться играть»

Литература:

Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.-        Форум,2009.

Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд, перер. и доп. – М.: Просвещение, 2013.

Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры//Вожатый века. – 2011. - № 1 – 2.

Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада/ Под. ред. Т. А. Марковой – М.: Просвещение, 2010.

Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации»-М. Мозаика – Синтез. 2006.

Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей: пособие для воспитателя детского сада» - М. Просвещение 1998.

Михайленко Н.Я. , Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя» -М. Гном и Д. 2001.

 Эльконин Д.Б. Психология игры. –  – М.: Владос, 1999.

        

Приложение 1

Анкета для родителей

««Как играют дома ваши дети?»

Фамилия родителя_________________________________________________

1.Часто ли ваш ребёнок играет дома?

________________________________________________________________________

2.Во что, в какие игры ваш ребёнок играет?

________________________________________________________________________

3.Какие игрушки наиболее интересны для него?_________________________

________________________________________________________________________

4.Какая любимая игра у вашего ребёнка?_______________________________

________________________________________________________________________

5.Каковы источники сюжетов игры (телесериалы, мультфильмы, рассказы взрослых и другое)?_______________________________________________________

________________________________________________________________________

6.Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет – с мамой или с папой?_______________________________________________________

________________________________________________________________________

7.Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?

________________________________________________________________________

8.Во время прогулки с кем из детей предпочитает играть ваш ребёнок ( с мальчиками, с девочками) ?_________________________________________________

9.Во что любит играть ваш ребёнок на улице?___________________________

________________________________________________________________________

10.Если в семье есть дети разного пола: скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них происходят конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры(какие)?________________________________________________________________________

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие игры предпочитает играть ребёнок дома, каковы источники их происхождения,с родителями или с ребёнком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры ребёнка в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности.

Приложение 2

Консультация для педагогов.
Роль игры в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.  Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Игра является важным условием социального развития детей; в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, даёт ему особое ощущение свободы.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей, так как в процессе игры усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.

В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит оживление игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или в плащ для куколки, а карандаш – в градусник. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, создает новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.

Однако столь ярко выраженный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть: со взрослыми и старшими детьми. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение, через взрослых и старших детей.

Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть.

В младшем дошкольном возрасте происходит зарождение сюжетно-ролевой игры как важного психологического новообразования. В этот период возникает и особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. В такой деятельности наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.  Основной задачей педагога является формирование у детей второй младшей группы игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решения игровых задач. Взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу. Необходимо организовывать общение взрослого с ребенком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.

Педагог должен уметь оперировать элементами игровых сюжетов, действиями, событиями, персонажами, ролями, развертывать сюжеты с детьми разных возрастных групп. Для этого необходимо учиться фантазировать, придумывать сюжеты, изучать соответствующую литературу, – одним словом, знать игру и быть творческим человеком. Исследователи предлагают использовать для формирования игровой деятельности детей такие приёмы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.

Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определённую эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши всё больше заинтересовываются игрой взрослого, которую он разворачивает у них на глазах, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные (например, роль пассажира) так и главные (например, роль машиниста), побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.

Приём подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую детьми игру, которая не находит продолжения и затухает: оживление игры возможно путём присоединения педагога к игре детей как бы изнутри, органично, ненавязчиво, не нарушая атмосферу необязательности, нерегламентированности и свободы игрового пространства.

Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей, от простейших парных взаимодействий до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной столовой, помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребенка на сверстника, будущего партнера в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог. Исследователи считают, что следует обучать детей взаимодействию уже на раннем этапе развития игры именно в рамках предметно-игровой деятельности.

Рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.            

Воспитателю необходимо понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте происходит обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации. Во второй младшей группе усилия воспитателя должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов- заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры.

В среднем дошкольном возрасте происходит освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре.

В режиме дня детского сада воспитатель организует игры детей в утренние, дневные и вечерние часы. Важно намечать определенную стратегию в развитии игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения игровыми умениями, общее состояние игры.

Взрослым не следует во время игры поучать ребенка, как играть, а как нет. Во всем мире роль взрослого в игре – это создание условий для игры, но ни в коем случае не руководство ею. В игру лучше не вмешиваться, даже если взрослый видит или слышит краем уха в игре детей нечто, за что хочется погрозить пальцем, отругать. Игра – это такой особый тонкий мир, мир ребенка. Если что-то беспокоит взрослого, лучше отложить обсуждение на потом. За исключением лишь особых случаев, когда игра принимает слишком активный характер и может навредить здоровью.

В заключение отметим комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр С.Л.Новоселовой, Е.В.Зворыгиной, который предполагает:

обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем;

обогащение игрового опыта;

создание развивающей предметной среды;

активизирующее общение взрослого с детьми.

Приложение 3

Консультация для родителей.

Поможем ребёнку научиться играть.

При правильно организованной игре дошкольников формируется будущий гражданин, приобретаются качества, необходимые для общественной жизни. Игра учит ребенка правильно оценивать поведение окружающих людей, формирует первое элементарное понятие о служебном долге, воспитывает умение вести себя определенным образом в обществе, оказывать помощь слабым, быть организованным и дисциплинированным.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что большинство современных детей не умеет играть. Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих родителей, которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка, поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без игрового опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.

Отсутствие игровой деятельности у детей дошкольного возраста во многом связано с тотальным влиянием на их жизнь телевидения и компьютера. В среднем статистика показывает, что дошкольники смотрят телевизор или играют в компьютерные игры 2 часа в день, и при том, что они посещают детский сад. Практически все свое свободное время дети сидят перед вожделенным экраном или монитором. Времени на игру в домашних условиях не остается.

Поэтому родителям рекомендуется как можно больше играть с малышом дома, как можно меньше сидеть возле телевизора.

Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Для появления игры необходимы три условия:

-наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности;

-наличие различных игрушек и воспитательных пособий;

-частое общение ребенка со взрослым.

Определяющим является непосредственное воздействие взрослых на ребенка.                                                                                                                    

Обычно, когда у ребенка возникают те или иные трудности развития и родители чувствуют, что теряют контакт с собственным ребенком, они обращаются за помощью к воспитателю, учителю или психологу. Однако в большинстве случаев малыш жаждет понимания, интереса к своей личности, принятия его таким, каков он есть. И в этом ему сможет помочь родитель, играющий с ним по специальной методике.

Один или два раза в неделю мама (или папа) в течении часа полностью принадлежат ребенку, играя с ним в одной и той же эмпатической манере, т.е. разделяя чувства ребенка. Поскольку родитель не инициирует и не направляет игровую деятельность, а лишь отражает чувства ребенка, давая ему возможность проявить свой творческий потенциал и одновременно испытать чувство ответственности, малыш обретает уверенность в себе, успокаивается, устанавливает новые радостные отношения с родителями.

Во время игры не следует:

Критиковать ребенка;

Хвалить ребенка;

Задавать наводящие вопросы;

Прерывать занятие;

Нагружать ребенка информацией и учить его, читать нотации;

Предлагать какую-либо деятельность;

Быть равнодушным или пассивным.

Необходимо:

Оформить интерьер набором игрушек;

Позволить ребенку вести вас за собой;

Устанавливать ограничения;

Поощрять энергию и усилия ребенка;

Принимать участие в игре, предоставляя инициативу ребенку;

Проявлять речевую активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается, как с помощью игровой деятельности развивается и обогащается словарный запас ребенка....

Особенности развития словаря в игровой деятельности детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается о том, как в процессе игровой деятельности происходит развитие и обогащение словаря детей....

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...