Проектная деятельность в младшей группе "Огород на окне"
проект (младшая группа)

Информационно-творческий групповой краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx202.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Рыбно-Слободский детский сад «Березка»

Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Проект «Огород на окне»

(Младшая группа)

                                                   

 Выполнила:

    Воспитатель Валеева Э.К.                                    

2022г.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. 

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста .  

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Участники Проекта:

Дети второй младшей группы, воспитатель, родители.

Тип Проекта:

По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.

По числу участников: групповой (дети второй младшей группы).

По времени проведения: краткосрочный (3 недели).

По характеру: в рамках ДОУ.

Цель Проекта:

Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (через наблюдения за растениями).

Задачи Проекта:

  • Обогащать представления о растениях и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
  • Развивать интерес к развитию и росту растений, наблюдательность и любознательность.
  • Формировать у детей представления о росте и потребности растений. Дать наглядное представление о необходимости света, тепла и влаги  для их роста.
  • Формировать представления о структуре трудового процесса. Развивать интерес к посадке растений (лук).
  • Развивать умение узнавать и называть части растения.
  • Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
  • Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель — результат» в труде. Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить почву.
  • Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной (исследовательский).
  3. Заключительный.

Значимость Проекта для всех его участников:

Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают  и называют части растения.

Воспитатель продолжает осваивать  метод проектирования, который позволяет  эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки), в оформлении огорода на подоконнике.

Предполагаемый результат Проекта:

Дети знают и применяют полученные знания по уходу за культурными огородными растениями.

Этапы работы над Проектом:

  1. Подготовительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

- определение темы Проекта;

- формулировка цели и определение задач;

- подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);

- составление плана основного этапа Проекта.

Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

Срок реализации: 10.02-14.03        

Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

   2. Основной (исследовательский)

Содержание деятельности воспитателя и детей (Приложение 1)        

  • рассматривание и сравнение семян (помидор, перец).
  • посадка: лук (коллективно),
  • посев: помидор, базилик, укроп, перец, бархатцы,лук.
  • исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

- подготовка почвы;

- отбор хороших семян от плохих;

- знакомство с моделью трудового процесса;

- посадка;

- установка на светлое место;

- полив;

- рыхление.

- оформление огорода на окне;

- установка дежурства по уходу;

- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;

- знакомство с моделью строения растения;

- ведение дневника наблюдения;

- опыт: лук -  в темном месте без полива, лук -  на солнечном месте с поливом;

- отражение результата в художественно - творческой  деятельности.

- чтение детской литературы про овощи;

- отгадывание загадок про овощи;

- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек» и др.

Работа с родителями:

  • беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? (Приложение 2)
  • помощь родителей в оформлении «мини – огорода»;
  • памятка для родителей «Лук от всех недуг» (Приложение 3)
  • подборка литературы про овощи с участием родителей;

Срок реализации: 10.02-14.03 2022 г.

Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.

  1. Заключительный

Содержание деятельности воспитателя и детей:        

  • анализ полученных результатов;
  • оформление дневника наблюдения (приложение 4)
  • презентация Проекта «Огород на окне».

  Работа с родителями:

Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

 Срок реализации: 10.02-14.03

 Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.

Вывод

     Моя цель в этом проекте воспитывать в детях экологическое                  воспитание.

        В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

        Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Список использованной литературы:

  1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2003.
  3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  4. http://eti-deti.com/zagadki-pro-ovoshhi/ 

Приложение 1

Тема: Рассматривание и сравнение семян

Цель:  Создание  условий для развития трудовых действий.

Задачи:

Познавательные: 

- учить сравнивать семена овощей по признакам сходства и различия;

- создать условия для расширения представления   детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва,влага,тепло,свет);

- учить детей выявлять свойства сухой и влажной почвы;

- обеспечить условия для самостоятельного выбора  материалов,  оборудования;    

- обогащать личный трудовой опыт в процессе посева семян.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, обогащать словарь.

Воспитательные:  

- Способствовать воспитанию у детей трудолюбия и аккуратности.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, интересуется причинно-следственными связями,  придерживается правил во время игры, знаком с процессом посева семян.

Активизация словаря: почва, семена.

Предварительная работа: загадывание загадок об овощах, беседы о растениях, рассматривание картин  о весне и растениях, о работе в огороде.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ЭОР), мультимедийная презентация, карточки овощей, семена огурцов, подсолнуха, грунт, фартуки, лейки, влажные салфетки, палочки.

Содержание организованной деятельности детей:

  1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с весенним днем!

Здравствуй, апрель, весна, привет!

Здравствуй, солнца теплый свет!

II. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем заниматься посадкой семян овощей. Прежде чем сажать семена, мы узнаем, семена каких овощей будем сажать, отгадав загадки. Если вы правильно их угадаете, то отгадки вы увидите на экране.

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Воспитатель: - Молодцы! Это огурец!  (слайд №2 огурец)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Куда солнце идет,

Туда он и глянет.

Воспитатель: - Правильно, дети! Это подсолнух. (Слайд №3 подсолнух)

III. Сходство и различия семян подсолнуха и огурца.

  Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что растения появляются из семян? Давайте рассмотрим семена и определим их сходства и различия.

Дети рассматривают семена, определяют, какие они на ощупь, какие по размеру, по форме, цвету.

Воспитатель: - Это семена огурцов. Какие они?

Дети: - Семена огурцов маленькие, желтого цвета, гладкие, овальной формы.

Воспитатель: - Это семена подсолнуха. Какие они?

Дети: - Семена подсолнуха овальной формы, черного цвета, большие.

Воспитатель: - Чем похожи эти семена?

Дети: - Семена огурца и подсолнуха овальной формы.

Воспитатель: - Чем отличаются семена?

Дети: - Семена огурцов и подсолнуха разного цвета.

IV. Игра «Семена и плоды»

Воспитатель: - Ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру «Семена и плоды». Соберите семена огурцов в контейнер с рисунком огурца, а семена подсолнуха в контейнер с рисунком подсолнуха.

Воспитатель: - Молодцы, дети!

Воспитатель: - Посмотрите на экран. Что вы видите на этом слайде?        

Дети: - Как растение прорастает из семени.

Показ слайда № 5 (рост растения). Воспитатель с детьми разбирают последовательность прорастания (Посадка семян в почву, появление ростка, цветение, появление плодов).

V. Игра «Волшебный паровозик»

Воспитатель: - А как сажать семена? Это мы узнаем, поиграв в игру «Волшебный поезд». На вагончиках поезда нарисованы процессы посадки семян. Давайте, правильно определим их последовательность:

1. На приготовленных горшочках с почвой палочкой сделаем лунку, чтобы посадить в нее семечко.

2. Кладем семечко вверх тоненьким кончиком в лунку и присыпаем землей.

3. Польем водой.

VI.  Физкультминутка

Как-то раз на нашей грядке         Дети ходят по залу

Репа, свекла, редька, лук              

Поиграть решили в прятки,             Останавливаются

Но сначала встали в круг.                 Встают в круг

Рассчитались четко тут же:  

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже.      Разбегаются, приседают.

Воспитатель: - Скажите, что необходимо для роста растения?

Правильные ответы появятся на слайдах.

Воспитатель: - Правильно, вода, тепло, почва, уход.

VII. Опыт с почвой

Воспитатель: - Главное для роста растений – это почва. Сейчас мы сделаем опыт с почвой. Давайте выберем место для опыта. Что нам нужно для того, чтобы узнать свойства сухой и влажной почвы?

Дети: - Контейнеры с почвой, лейки с водой, влажные салфетки, фартуки.

Воспитатель: - Для чего нужны нам фартуки?

Дети: - Фартуки мы надеваем для того, чтобы не испачкаться.

Воспитатель: - Надевайте фартуки и выберите место для опыта.

Воспитатель: - Потрогайте руками, почва какая?

Дети: - Почва сухая, рассыпается в руках, светло-коричневого цвета.

Воспитатель: - А теперь возьмите лейки и полейте. Потрогайте, рассмотрите. Какая стала почва?

Дети: - Почва потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки.

Воспитатель: - Да, правильно!

Воспитатель: - Скажите, почему весной семена сеют в горшочках, а не высаживают в огород?

Дети: - Потому что на улице еще холодно.

VIII. Продуктивная деятельность «Посадка семян овощей»

Воспитатель: - Ребята, сейчас каждый из вас выберет семена тех овощей, которые вы хотели бы вырастить.

Детям предоставляется возможность выбрать для посадки семена овощей.

Дети под руководством воспитателя сеют семена.

Воспитатель: - Вот и посадили мы с вами семена, а теперь будем наблюдать за тем, как они будут прорастать, и будем ухаживать за ними.

IX. Рефлексия:

Воспитатель: - Чем сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Дети: - Отгадывали загадки, находили семена и их плоды, сеяли семена.

Воспитатель: - Чему вы научились?

Дети: - Научились различать семена и плоды, сеять семена в почву.

Воспитатель: - Молодцы! Дети, есть пословица о труде «Труд красит человека» и  еще «Что посеешь, то пожнешь».


Приложение 2

Рекомендации родителям

                В домашних условиях  даже в холодное время года можно найти довольно интересное и полезное занятие - выращивать и собирать урожай на подоконнике! Это развивает у детей наблюдательность и любознательность, помогает малышам лучше узнать жизнь растений. Так удивительно, когда первая зелень (лук, укроп, петрушка, салат) поспевает у тебя на глазах! К тому же это ещё и дело, полезное для здоровья, ведь такой урожай, выращенный собственными руками, и витаминами богат, и никаких химикатов не содержит. А добавленная к супам и салатам зелень помогает организму усваивать белки.

            Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, корнеплоды, которые зацветают прямо на окне (морковь, свекла, картофель), ароматные травки.

            Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, лимон их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Если в помещении растет чеснок, то вы забудете, что такое грипп.

                В настоящее время очень популярна ароматерапия, можно устроить на подоконнике ароматную грядку, на которой легко можно вырастить:

Зеленый лук. Высаживать его лучше в землю. Так лук будет давать урожай всю зиму. Если вы решили последовать бабушкиному опыту и устроили “водный” огород, меняйте воду раз в день. Так лук не загниет, и не будет распространять неприятный запах.

             Укроп. Ароматная травка – специя известная всем. Укроп требует солнца и тепла. Раз в неделю нужно рыхлить почву. Прекрасно уживается с петрушкой.

             Петрушка. Эта барышня хорошо переносит холода и очень любит влажность. Растет зимой на подоконнике при условии, что ей хватает солнечного света.


Приложение 3

План проекта «Огород на окне»

План наблюдения (см. приложение №4 )

10 феврвля: четверг (приложение 1)

Рассматривание и сравнение семян.

Цель: Создание условий для развития трудовых действий.

15 февраля: вторник (приложение 2)

Д/и «Угадай овощ на ощупь»

Цель: Закреплять название овощей, тактильную чувствительность.

21 февраля: понедельник (приложение 3)

Ознакомление с миром природы, экологии.

Беседа «Все начинается с семечка»

Цель: рассмотреть различные семена.

25 февраля: пятница (приложение 4)

Сюжетно-ролевая игра «Продовольственный магазин овощной отдел»

Цель: формировать у детей умение организовать игру в различных условиях, видоизменяя сюжет.

2 марта: среда (приложение 5)

Чтение художественной литературы.

Чтение пословиц. Поговорок об овощах и фруктах.

Цель: продолжать знакомить детей с народным творчеством, закреплять знания о овощах и фруктах.

9 марта: среда ( приложение 6)

Рекомендация родителям

«Живые витамины для детей»

14 марта: понедельник ( приложение 7)

Памятка для родителей «Лук от всех недуг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проектной деятельности "Наши младшие друзья"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: обществ...

Проектная деятельность в младшей группе «Ешьте больше каши – будете здоровы!»

Матрица проекта1Название проекта  «Ешьте больше каши – будете здоровы!»2Тема проекта «Каша – пища наша»3Проблемное поле проекта: Исследования показали, что неправильное питание может увеличить ве...

«Экологическая направленность в проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, по...

Проектная деятельность в младшей группе

Педагоги уделяют большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитываются возраст детей, их желания, характер самостоятельной игровой деятельности. Чтобы помочь ...

Проектная деятельность в младшей группе "Наши младшие друзья

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Домашние животные»;- Разучивание стихов о домашних животных;- Пальчиковая гимнастика «Котята»;- Знакомство с л...

Конспект занятия с использованием технологии проектной деятельности «А у нас на окне вырос лук по весне»

Цель: создание условий, стимулирующих интерес к проектно - исследовательской деятельности у детей четырех - пяти лет....

Проектная деятельность на тему: «Огород на окне» в младшей группе

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в ...