Развитие воображения у детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Рекомендации родителям о том, как развивать воображение у ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей 4–5 лет

(консультация для родителей)

Воображение — это психический процесс, который заключается в создании сознанием образов и идей.

Воображение лежит в основе наглядно-образного мышления и участвует в таких важных процессах, как игра, творчество, планирование и моделирование. Развитое воображение способствует укреплению памяти и повышению внимательности, оно помогает мыслить и находить эффективные решения нестандартных задач.

Но воображение, словно резвый породистый скакун, без надлежащего управления способно умчать наше сознание в дали, где фантазия путается с реальностью. Так часто происходит у маленьких детей, которые настолько увлекаются воображаемыми образами, что начинают верить в них не меньше, чем в то, что видят, слышат и испытывают в действительности.

Важно научить ребёнка управлять воображением усилием воли, придать детскому воображению произвольности. Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Упражнение 1. Ассоциации

Подключая к выполнению заданий ассоциативное мышление, вы активно подстёгиваете работу воображения. То, что нужно!

«Пары слов»

Вы называете слово, ребёнок — ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например:

  • зима — [снег | холод | Новый год | санки];
 «Цепочки ассоциаций»

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной словесной игре «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

«Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Например:

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;
  • книги делают из деревьев;
  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

Упражнение 2. Рассказчик

 «Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Например:

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

«Необычное интервью»

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли.

В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

Ну-ка, каково это — вообразить себя на месте какой-либо вещи? Хватит ли на такое вашего воображения?

«Что, если»

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?
  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?
  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?

Упражнение 3. Художник

«Рисуем музыку»

Для этого упражнения вам следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть малыш выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

«Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот», предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.

Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

«Волшебные превращения»

Положите перед карапузом лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • треугольник.

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого — причудливые растения.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг — в солнышко, блин, тарелку или лужу;
  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

Упражнение 4. Сюжетно-ролевые игры

Простые ролевые игры и более сложные их вариации — игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

У малышей 4–5 лет обычно есть свои любимые сюжеты для игр, но старайтесь ненавязчиво переключать воображение ребёнка на другие тематики, ведь вариантов так много:

  • больница;
  • дочки-матери;
  • школа;
  • армия;
  • семья;
  • в деревне;
  • в поезде;
  • цирк.

Упражнение 5. Подвижные игры

Двигательная активность — важный компонент общего развития детей дошкольного возраста. Подключайте весёлые подвижные игры и к занятиям, направленным на тренировку воображения.

«Покажи, кто ты»

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием. В качестве заданий подготовьте рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект. Например:

  • попрыгать, как зайчик;
  • попинать воображаемый мяч, как футболист;
  • резать, замешивать и перемешивать, как повар.
«Придумай зарядку»

Для этой игры вам понадобится некоторое свободное пространство и простой спортивный инвентарь:

  • гимнастическая палка;
  • широкая лента;
  • несколько мячей разного размера;
  • скакалка.

Ребёнок выбирает один из предложенных предметов и придумывает с ним как можно больше различных упражнений. Когда фантазия иссякнет, можно переходить к следующему упражнению.

Чтобы игра получилась интересней, приготовьте комплекты по количеству участников. Пока один показывает свои варианты — другие игроки повторяют за ним. Чем не урок физкультуры?

«Физкультурные загадки»

Задача ребёнка — сообразить ответ и показать отгадку движениями, без слов.

Это упражнение отлично развивает воображение и фантазию, стимулирует творческий подход к решению задач и способствует быстроте мышления. К тому же оно вызывает у ребятишек много радости и веселья!

Друзья! Мы желаем вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация на тему: «Развитие воображения у детей».

Основой воображения являются образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти -  это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются ...

Развитие воображения у детей старшего возраста

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. ...

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...