Восприятие художественной литературы и фольклора
материал

Кретинина Анна Александровна

Восприятие художественной литературы и фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие художественной литературы и фольклора

Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, устанавливая временные и простые причинные связи, называя главные характеристики героев, мотивы их поступков. Это позволяет сочувствовать и сопереживать героям произведений.

Восприятие художественной литературы и фольклора - один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях. Часть задач этот вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях.

Задачи:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных целостных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Дети 2-3 лет только начинают своё знакомство с миром художественной литературы и фольклора. Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения. Приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.

С 3-4 лет могут решаться уже более сложные задачи на занятиях по восприятию художественной литературы. Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки.

К задачам чтения художественной литературы с детьми 4-5 лет относятся:

- Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации.

- Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге.

- Формирование навыка нравственной оценки произведения.

- Развитие способности к сопереживанию героям.

В старшей группе список задач расширяется:

- Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения (по главам).

- Побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

- Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения.

- Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям.

- Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

К задачам возрастной группы от 6-7 лет относятся:

- Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова.

- Развитие у дошкольников чувства юмора.

- Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа.

- Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения (проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов).

- Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Виды деятельности:

Чтение (слушание);

обсуждение (рассуждение);

рассказывание (пересказывание);

разучивание;

ситуативный разговор

Направления образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы

• Непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

• Самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);

• Взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.

Методы работы:

Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- схемы,

- просмотр видеофильмов,

- оформление выставок.

Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений,

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание аудиозаписей.

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; Развивает социальный и эмоциональный интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; Формирует готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирует уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; Формирует е позитивные установки к различным видам труда и творчества; Формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ДЕТИ: У детей дошкольного возраста формируются: элементарные представления нормах общения со взрослыми и сверстниками: элементарные нормы поведения и правила в разных видах деятельности; соблюдение правил поведения; способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к восприятию текста через диалог и комментированное чтение; Создает условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений; Формирует элементарные представления о различных видах искусства; Стимулирует сопереживание персонажам художественных произведений; Создает условия для становления эстетического отношения к описанному в произведении окружающему миру

ДЕТИ: У ребенка формируются элементарные представления о различных видах искусства: Музыка: ребенок выражает отношение к герою через песню, танец Изобразительное искусство: ребенок иллюстрирует сказку или рассматривает иллюстрации к тексту Театр: ребенок инсценирует произведение

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГ: Приобщает детей к беседам на духовно – нравственные темы; Стимулирует речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор; Учит детей опираться на личный опыт (реальные ситуации детского общения); Знакомит детей с книжной культурой (рассматривая книгу).

ДЕТИ: Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь ребенка,; Ребенок овладевает речью, как средством общения; Развивается звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух ребенка; Формируется звуковая аналитико – синтетическая активность, как предпосылка обучения ребенка грамоте; Формируется элементарное представление о детской литературе и ее жанрах; Формируется восприятие текста на слух, а на рефлексивном этапе дети воспроизводят (инсценируют) произведение.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГ: Создает условия для восприятия художественной литературы и фольклора; Знакомит детей с объектами окружающего мира; Дает представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; Дает представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

ДЕТИ: Формирует познавательные действия и становления сознания; У ребенка формируются первичные представления: - о себе, других людях; - об объектах окружающего мира; - о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - о планете Земля, как общем доме людей; - об особенностях ее природы; - о многообразии стран и народов мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

"Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками"

  Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый компл...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений....

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Перспективное планирование для старшей группы....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Консультация для родителей "Загадка как средство формирования речевого развития и восприятия художественной литературы и фольклора детей дошкольного возраста".

Данный материал повествует о ценности загадки в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....