Советы для педагогов по сказкотерапии.
методическая разработка (средняя группа)

Альхименок Оксана Борисовна

Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил: информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах - это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_dlya_pedagogov.skazkoterapiya.doc805 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия  как инструмент передачи опыта «из уст в уста» - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. 

 Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил: информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах - это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость  и неуверенность в себе.

Сказка  позволяет ребенку актуализировать,  осознать свои проблемы, и увидеть различные пути   их решения.

Народные  сказки  способствуют  воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается  то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

Главная  мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки,  становятся одушевлёнными и повествуют о новых для  ребёнка  понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер  и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок  отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным  уровнем  тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на  поведение ребенка, «замещая» неэффективный  стильповедения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения.  И нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и  проблемами.

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных  ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и  окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают  напряжение и возбуждение.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост:  30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в  волшебный  лес…»

Чтение  сказки  и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • О чём сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?

          Рассказывание сказок:

  • Рассказывание сказки  от первого  или  третьего  лица  Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других  действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или  пенька, на котором сидел Колобок».
  •  Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.
  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
  • Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В   некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет  к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать  произвольную память, фантазию и воображение, умение выражать свои мысли, умение слушать.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 14 «Брусничка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов по сказкотерапии

Презентация консультации для родителей по сказкотерапии....

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари....

Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"

Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия для детей - эффективный способ воспитания"

Любите ли Вы сказки? Читаете ли их своим детям, воспитанникам? Есть ли у Вас любимые сказки?Почему то я уверена, что на все эти вопросы практически каждый человек ответит "ДА!" Сказки ...

Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия  как метод коррекции речи»...