Советы для педагогов по сказкотерапии.
методическая разработка (средняя группа)
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил: информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах - это древнейший способ социализации и передачи опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 805 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста» - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил: информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах - это древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.
Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.
Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки, становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стильповедения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения. И нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжение и возбуждение.
Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»
Чтение сказки и её анализ
Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- О чём сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?
Рассказывание сказок:
- Рассказывание сказки от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
- Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память, фантазию и воображение, умение выражать свои мысли, умение слушать.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 14 «Брусничка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-768012-1457961494.jpg)
консультация для педагогов по сказкотерапии
Презентация консультации для родителей по сказкотерапии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-853290-1479499700.jpg)
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
Консультация для педагогов Тема: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология"
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-305213-1380690040.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» в образовательной деятельности при формировании речевой активности».
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-951252-1506164640.jpg)
Консультация для педагогов "Использование сказкотерапии для коррекции речи дошкольников"
Определить значимые возможности сказки для коррекции речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-723899-1550581676.jpg)
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия для детей - эффективный способ воспитания"
Любите ли Вы сказки? Читаете ли их своим детям, воспитанникам? Есть ли у Вас любимые сказки?Почему то я уверена, что на все эти вопросы практически каждый человек ответит "ДА!" Сказки ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-302404-1380466309.jpg)
Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия как метод коррекции речи»
Мастер класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия как метод коррекции речи»...