Доклад из опыта работы
методическая разработка (младшая группа)

Кадникова Вера Михайловна

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.    Адаптация детей к детскому саду является активным процессом, приводящим: или к позитивным результатам, или к негативным (стресс) и в итоге к дезадаптации.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад   из опыта работы  

воспитателя  Кадниковой В.М.

Сообщение из опыта проведения адаптации  в моей группе  я оформила в виде презентации и выступления. На  слайдах отображен план подачи материала, основные задачи и особенности работы  в адаптационный  период, перечислены те требования к структуре  РППС которые, я исполнила, до начала адаптации   и  представлены фотографии, иллюстрирующие   ход самой адаптации.

 Презентация выстроена последовательно, она структурирована, в ней обозначены представляемые разделы и итоги  работы. Презентация создана в популярном сейчас формате «Закольцованная». Её преимущества очень подходят для выступления в  нашем зале. Презентация даст возможность обратить внимание на ключевые моменты и заинтересовавшие коллег детали моего опыта при автоматическом  повторном  её просмотре.

Мое выступление не будет дублировать обозначенные в презентации тексты, я же в  выступлении постараюсь донести до вас, коллеги, те аспекты и особенности  работы,  которые   не обозначишь  одними  только фотографиями.

 

Первый день   малыш в детском саду провел! Да ведь это новый жизненный этап.

Первых друзей своих нашел. Первый детский коллектив.

    И всё это происходит в период адаптации.

Спустя  три месяца  после  её завершения,  видя, как  мои малыши с  неподдельной радостью входят ко мне в группу, как  нежно прижимаются ко мне, как светятся  их глазки при виде своих сверстников, как быстро они находят интересные для себя  игры и занятия, проявляют первые навыки самостоятельности в самообслуживании, мое сердце наполняется  огромной радостью, а моя педагогическая  компетентность   пополнилась  и укрепилась.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста,  не имела опыта взаимодействия с самыми маленькими  детьми.  Поэтому закономерно, что перед адаптацией я волновалась, была повышенная тревожность, что у меня  не получится контакт с родителями, с детьми.

Изучала методики адаптации. Составила график приёма детей с учетом пожеланий родителей.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.    Адаптация детей к детскому саду является активным процессом, приводящим: или к позитивным результатам, или к негативным (стресс) и в итоге к дезадаптации.   Моя основная задача была в этот период, чтобы  ход адаптации  осуществлялся в соответствии с принципами позитивной социализации. Чтобы в её ходе  отсутствовал любой негатив.

Каждое утро я тщательно готовила развивающую среду на участке к приёму детей. Старалась создать условия, чтоб было комфортно, красочно  очень интересно играть моим  малышам.  

Я искренне радовалась каждому ребенку. Ведь это были мои дети, мой первый набор. Я с радостью шла к ним на встречу, всегда была в хорошем настроении, хотя и волновалась. Улыбка, ласковое слово, песенка, переключение на новый вид деятельности или игрушку, очень помогало создавать эмоционально приподнятое настроение у малышей. Для меня было важно в первые дни адаптации, окружить ребенка таким вниманием и заботой, что бы он почувствовал, что  в садике ему очень рады, что его всегда здесь ждут и я, воспитатель, и понравившиеся ему  игрушки, а в дальнейшем и сверстники. Так в моей группе уже в период адаптации   формировались первые детские сообщества.

В первый день адаптации ко мне пришли две сестрички-близнецы Валерия и Милана. Они были спокойные. Я подошла к девочкам, улыбаясь, предложила пойти вместе со мной посмотреть, сколько красочных, музыкальных игрушек у нас на столике. Малышки, оставив маму,  зашли сами на участок.  И  в эту минуту я почувствовала в себе уверенность, что  у меня все получится! Прием  позитивного  само программирования  и повышенное чувство ответственности помогали мне и в  дальнейшем.  

В последующие дни дети были по прежнему доверчивы ко мне, а я обрела уверенность, что я всё делаю правильно. Чувствовала положительную реакцию родителей. И это тоже  придавало  мне энергии, сил   и желания  искусственно не затягивать сроки адаптации, а идти от  индивидуальных нервно-психических особенностей малышей, осуществлять личностный подход к каждому, чтобы избежать  стрессовых ситуаций при этом активно адаптируя  детей к новым для них условиях группового помещения  и участка.

Длительность нормально проводимой адаптации обычно не превышает 16 дней. Длительность  проведенной мной адаптации была  от 6 до 9 дней, в двух случаях 10-11 адаптационных  дней.

Я начала прием детей 10 июля. В первый день принимала последовательно 5 детей. Четверо из них 19 июля уже адаптацию завершили. Один ребенок  (Щедловский С.) завершил ее  позже 29 июля. Начав адаптацию, я стремилась искусственно не затягивать ее процесс, и с 12 июля  я принимала уже новых детей, и так распределяла свое внимание  к детям,  что они достаточно легко привыкали, даже на удивление самих родителям.  

Это хорошо видно на таблице постепенного нарастания длительности пребывания ребенка.  Длительность пребывания у каждого ребенка нарастала  по-разному от часа до 3-4 часов и в последующие дни до 8 часов у (Акопян и Марюха),  а  у Щедловского, Ляшенко и  остальных детей  это процесс шел медленнее. Но потом, видя, что ребенку комфортно в детском саду, я  оставляла его на кормление и  сон. И это получилось. Но родители были предупреждены, что я могу позвонить, если ребенок начнет беспокоиться или не уснет.  Так и было с одним ребенком, которого дома перед дневным сном мама кормила грудью. Но потом  удалось решить и  этот  нюанс.

После трех дней подряд  со сном и кормлением адаптация была завешена по каждому отдельному ребенку. Из 11 (одиннадцати) адаптированных мною детей   9 детей были с легкой степень адаптации и только 2 (двое) со средней. Хочу отметить, что эмоциональный фон этих двоих детей был почти благополучен, они немного плакали. Мне удавалось их отвлечь, переключить внимание,  добиться того, чтобы каждый  адаптируемый ребенок смог увлечься  интересным  для него занятием, заигрался. Но эти двое детей (Воронина и Ганзенко) заболевали  в период адаптации и отсутствовали (соответственно 5 и 7 дней). Это и повлияло  на определение степени адаптации (средняя). А вот такого результата, как дезадаптация и тяжелая степень адаптации, мне удалось избежать.

Чем определена такая результативность? Я  постоянно учитывала   широкий спектр  индивидуальных реакций каждого  адаптируемого  мною ребенка, его личностных особенностей, конкретного  характера семейных отношений и воспитания, а также, что очень важно, создавала  хорошие условия  для пребывания детей в моей группе и на участке.

Помня  о том, что длительность периода адаптации, по мнению ученых-педагогов, зависит от многих причин: от резкого контраста  между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в детском саду;  от разницы в методах воспитания, я перед началом адаптации провела родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста»,  на  котором  предложила анкету «Давайте познакомимся».  Обработка мною анкет помогла  мне выявить те аспекты, которые были необходимы для успешной адаптации. Так я узнала, что среди поступающих, нет детей:

- с серьёзными проблемами здоровья, (эпилепсия),  аллергия и др.;

- как ласково называют ребенка в семье;

- какими навыками самообслуживания уже обладают дети, а какими нет;

- их любимые игрушки, и любимые занятия дома.

 Оформила папку по взаимодействию с родителями, содержащую сведения о каждой семье.

Сделала  рекомендации по темам: «Адаптация ребенка в детском саду», «Значение режима дня во время адаптации», «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад».

И попросила приводить малыша в сад накормленного, выспавшегося и в хорошем настроении. Это очень важно для первой встречи ребенка с детским садом!

С первых дней адаптации создала родительский чат в (WhatsApp), в котором, родители могли получить  от меня консультацию по любому интересующему  их вопросу, фото и видео материалы, о прохождении  адаптации их ребенком, а также вовлекать родителей  в активное участие в дела группы.

Приём детей осуществляла на участке, так как ребенку легче расстаться с родителем и воспринять игру на улице, чем в незнакомом помещении. Первая встреча с малышом очень важна, и чтобы вызвать у ребенка желание общаться с незнакомой тетей, подбирала яркие звуковые игрушки-забавы, показывала, как с ними можно действовать и предоставляла ребенку самостоятельно с ней поиграть. В случаях, когда малыш начинал проявлять тревогу или плакать старалась переключить его на новую игру или разговор, успокаивала ребенка, поддерживая в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет.

Было сложно, но я справилась.  

В первые дни, некоторые дети приходили со своими игрушками, сосками, салфетками, бутылочками, я не принуждала детей расставаться с этими предметами, не требовала выполнять действия, прописанные режимом,  против  желания самого ребенка. Но постепенно, отучала  малышей от них.

   Детей освоившихся на участке, я знакомила с группой, заведя их в раздевалку, обращала внимание на картинки, показала каждому из детей его шкафчик,  В последующем помогала найти свой шкафчик по картинке если дети  затруднялись.        

Говорила детям: «Какие вы уже взрослые, самостоятельные, сами можете снять обувь», я предлагала детям переобуться, тем самым выявляла, каким навыком обучен ребенок, помогла ему при  необходимости.

     В групповой комнате  знакомила   детей с игровым  пространством.  В своей работе я использовала различные сюрпризные моменты, игровые ситуации, которые вызывали любознательность и активность у детей.

    С помощью полюбившейся детям дидактической куклы Наташи я провела ряд дидактических игр-занятий, направленных на освоение детьми окружающего пространства  группы, туалета и спальни. Кукла Наташа помогала знакомству и с  персоналом, и с другими воспитанниками, в том числе и вновь прибывшими.

Если режимные моменты у некоторых детей вызывали беспокойство и тревогу,    во время укладывания спать пела им колыбельные «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Ай, баиньки,  баиньки, прискакали заиньки» и др.  Во время пробуждения «Потягушка, потянись, поскорей, скорей проснись».  Во время умывания потешки: «Знаю, знаю, да, да, да, где здесь прячется вода», «Водичка, водичка – умой мое личико».    Во время одевания проговаривала  детям «Раз, два, три, четыре, пять, одеваемся гулять»

Играя с детьми в сюжетно – отобразительные и сюжетно-ролевые,  дидактические, подвижные, хороводные игры, использовала  в своей работе художественное слово, народный фольклор, прибаутки. Показывала кукольные инсценировки сказочных  персонажей. Рассматривали книжки-игрушки.  

Дети всегда были заняты,  им было интересно и поэтому они не плакали.  Взаимодействуя с детьми, я старалась расслабить малышей, налаживала  доверительные отношения с каждым ребенком, пыталась вызвать у них положительное отношение к их  пребыванию в детскому саду.

В процессе адаптации я использовала  тактильные приемы, обнимала, гладила  ребенка, брала  его на руки, играла  с ним «По кочкам, по кочкам», выполняла  упражнение  «Самолетик»  и др.

Для снятия напряжения, расслабления часто использовала игры с песком и водой, арт- терапию. Для более безболезненного  протекания процесса адаптации я предлагала детям детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки. Периодически включала  негромкую, спокойную музыку, и строго дозировала ее звучание.

Я    предлагала игры и упражнения для мелкой моторики:   нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора «Лего», играть с резиновыми игрушками-пищалками.

Лучшее лекарство от стресса – смех, поэтому я  создавала  такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Использовала  игрушки-забавы.

Взаимодействуя с детьми,  я проявляла заботу о каждом малыше,

сопровождая свои действия улыбкой и ласковой интонацией. Игры проводила  с подгруппой, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Сначала я старалась заинтересовать малыша, увлекала его полезным занятием и  затем поддерживала  малейшие его успехи. Постепенно малыши начали осознавать, что новая для них обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывали у детей разный интерес. Я использовала приемы индивидуализации, чтобы облегчить детям процесс адаптации. Заметила, что Илья М. и Кирилл Л. Любят играть с песком, Славе Щ. нравится игры с мячом. А сестричкам – близнецам легче всегда быть рядом. И я это использовала, для того, что адаптация была позитивной и успешной.

Кроме задач по безболезненному привыканию детей, я старалась параллельно решать  и задачи  воспитательного характера, такие как:

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта. Уголок уединения, сухой бассейн, кинестетический песок, игрушки-забавы, сортеры, игры с конструктором, рисование, тактильно-сенсорные игры.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

- формировала   у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививала им  простейшие навыки самообслуживания;

 - воспитывала у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

Середина группы и участка свободна для двигательной активности и имеется оборудование для  удовлетворения потребностей  детей в движении.( мячи, каталки)

- воспитывала  у детей  активность,  самостоятельность;

 - закладывала  основы доброжелательного отношения детей друг к другу с первых дней их знакомства.

Над всеми  этими задачами продолжаем ежедневно работать и сейчас.  

   Подводя итог сказанному, хочу отметить, что в основе моего общения с детьми я всегда придерживаюсь принципа: «Демонстрировать ребенку свою любовь и заботу и быть терпеливой». Этот принцип помог мне провести адаптацию в достаточно краткие сроки.

И результаты адаптации: из 11 адаптированных мною детей  

- 9 детей  с  – легкой  степенью адаптации, что составляет 82% ;

- 2 детей со средней -   это 12%

Можно сделать вывод в целом на группе 16 детей, легкая – 14 детей ( 87.5%)   -2 детей (средняя 12.5%) адаптация в группе проходила  легко. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по – настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....