Статья "Духовно-нравственное развитие ребёнка"
статья

Уланова Наталья Валерьевна

В данной статье хотим поделиться своим опытом  работы с детьми младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.duhovno-nravstvennoe_razvitie_rebenka.docx796.09 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Уланова,

старший воспитатель, МДОУ Майнский д/с №5 «Теремок»

                                                                                               

Е.М.  Земскова,

                                         воспитатель, МДОУ Майнский д/с №5«Теремок»

                                                                                e-mail: zemsk656@mail.ru

  Духовно-нравственное развитие ребёнка в ДОУ

             Аннотация: в данной статье хотим поделиться своим опытом  работы с детьми младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию.

             Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, воспитанность, нравственные качества, духовная природа семьи.

             В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно-нравственного состояния общества, выражающаяся в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях.

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» говорил                                                           А.В. Запорожец                    

Период дошкольного детства особенно благоприятен для нравственного воспитания ребёнка. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Воспитанность- это качество личности, определяющее его отношение к другим людям на основе уважения. Исследования показывают, что дети доверчиво и эмоционально воспринимают читаемые им сказки и с интересом рассматривают иллюстрации детских художников, что производит сильное впечатление, так как они изображают мир реалистично и понятно.

         

Рис. 1, 2.  Беседа о детских художниках-иллюстраторах, чтение произведения В.Сутеева  «Петух и краски»

Именно сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и остаётся на всю жизнь. Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом методе, средстве. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.

                                 

Рис.3 Настольный театр «Теремок»       Рис.4 Настольный театр «Колобок»

Великий русский педагог К.Д.Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему , разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребёнка.

Решая задачу нравственности у дошкольников с помощью художественной литературы у воспитанников формируется нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей

-применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими

-умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений

Способствует познанию окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное!  В своей работе с детьми используем дидактические игры: «Вежливые слова», «Вспомни сказку», «Копилка добрых слов» и т.д

В рамках реализации парциальной программы "Социокультурные истоки", в МДОУ Майнском детском саду N 5 "Теремок", во второй младшей группе проведено занятие на тему: "Миром правит доброта". Дети совершили путешествие на станцию добра, где научились дружить, определять поступки сказочных героев, инсценировать сказки.

Рис. 5 Игра «Стрелочка, крутись!»

Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей! Что же может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности - вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Во второй младшей группе Майнского детского сада N5 "Теремок", в рамках детско- родительского клуба "Гармония" проведен познавательно- игровой досуг по духовно- нравственному воспитанию для детей и родителей "Такое ласковое и доброе слово".  Родители поделились опытом по выбору имён для детей . Малыши вспомнили вежливые слова и доказали, что могут помочь своим мамам украсить пирог , разложить фрукты на тарелку , посадить овощи в огороде.  В завершении мероприятия, ребята с мамами слепили красивые цветы и украсили ими дерево добра.

                         

Рис. 6 Д/и «Помоги маме украсить пирог»    Рис.7 Д/и «Разложи фрукты»

Рис. 8  Дерево добра

Список использованных источников и литературы:

[1]Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» -М.,: Мозаика-Синтез, 2011.

[2] Зацепина М.Б. Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду»- М.,:Мозаика-Синтез, 2008.

[3] Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»-М.,:Мозаика-Синтез, 2007.

[4] Петрова В.И., Стульник Т.Д «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет»-М.,:Мозаика-Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.

Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Материал о важности умения ходить для ребёнка раннего возраста для познания окружающего мира и правильного развития....

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...

Статья «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка».

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В инте...