Познавательно - творческий проект "У истоков казачьей культуры"
методическая разработка (старшая группа)

Ширнина Светлана Александровна

Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия донского казачества подрастающему поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_u_istokov_kazachey_kultury.docx146.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области

                    Познавательно – творческий  проект  

                   «У истоков казачьей культуры»

C:\Users\User\Desktop\367.jpg

                           Разработали:  

                       Ширнина С.А.  - музыкальный руководитель

                                   Шебанова А.И. – воспитатель

                                   

                                                               

Введение. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, создать фундамент для последующего развития детей, потому, что только зная историю  своего края, ребенок сможет полюбить его.

Для воспитательного процесса в детском саду проект  является новым, и преимущества его заключается в возможности воспитать у дошкольников высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей.

Проект предназначен для организации различных форм работы с детьми в ДОУ казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры донского казачества, призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия донского казачества подрастающему поколению.

Цель. Формирование личности воспитанника, как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.

Задачи.

  1. Образовательные:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование знаний о природных и социальных явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о своих земляках, их традициях, об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

2.       Воспитательные:

-  воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, активной жизненной позиции;

-  воспитание уважения к культурным национальным традициям своего и других народов, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношение к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

3.       Развивающие:

- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей;

- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве, для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранении и развития историко-культурного потенциала Донского края;

- способствовать формированию творческих способностей детей.

Актуальность проблемы:

С возрождением казачества стала актуальной проблема духовно-нравственного воспитания детей. В настоящее время у нового поколения отсутствует интерес к познанию ценностей культуры и истории родного края; наблюдается заметное снижение качества духовно-нравственного воспитания.

Гипотеза проекта:

Реализация данного проекта позволит воспитать и сохранить «человеческое» в наших детях, заложить начало народной казачьей культуры, нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, что невозможно без воспитания любви к маме, семье, родному донскому уголку, родной стране – Родине.

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Сроки проведения: 9  месяцев (с 1.09.2021 г.  по 31.05.2022 г.)

Средства реализации проекта: познавательные занятия, разучивание песен, игр и других форм казачьего фольклора, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видео презентаций «Река Дон», «Донские казаки», «Чудеса Донского края», художественно-творческая деятельность, экскурсия в «Казачий курень», просмотр иллюстраций о жизни донских казаков.

Направления работы проекта:

- Семья. Семейные традиции.

- Красота и разнообразие природы Дона.

- Культура и быт народов Дона.

- Важнейшие события в истории Дона.

В проекте запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение детей  с заслуженными казаками станичных казачьих обществ, знатоками казачьей истории и обычаев. 

Условия реализации проекта.

Данный проект реализуется в совместной деятельности с детьми. Непосредственная образовательная деятельность по краеведению проводится  для детей старшего возраста 2 раза в месяц. Длительность занятий  25-30 мин.

Совместная деятельность предусматривает различные формы работы.

- В ДОУ создан выносной мини музей казачьей направленности

- Музыкальный зал оснащён техническим оборудованием для реализации проекта: музыкальный центр, DVD, проектор

- Для организации воспитательного процесса имеются:

а) для ведения занятий по казачеству – видеоматериалы, методическая литература;

б) для занятий по фольклору – литература по теме: фольклорные тексты (песен, игр, танцев, сказок, пословиц, поговорок, загадок), видеозаписи выступлений фольклорных коллективов).

Аналитический этап: 

- Подбор художественной и научно-популярной литературы, музыкального репертуара, иллюстраций с изображением реки Дон, быта донских казаков, казачьих гуляний, посиделок и т. д.

- Продумать и составить конспекты НОД, досугов, по ознакомлению детей с Донским краем: его традициями, песнями, главной рекой Дон.

- Разработать сценарии праздников «Мать – казачка», «Зимние казачьи посиделки», «Пасха казачья», «Казаки – воины».  

- Организовать совместный поиск информации и сбор предметов старины, чтобы лучше проникнуть в быт Донского народа – казаков. Обратиться за помощью к родителям, бабушкам.

Основной этап.

План реализации проекта с детьми:

«Познание».

1.«Мы живём на Дону»

2. «Знакомство с традициями родного края»

3. «Как воспитывали мальчика – казака и девочки - казачки»

4. «Мой край на карте нашей страны»

5. «Без прошлого нет будущего»

6. «Мать – казачка»

7. «Рождество Христово»

8. «Масленица»

9. «Пасха на Дону»

10. «Наша гордость – наши земляки – казаки»

«Художественное творчество»:

1. «Один день из жизни казака»

2. «Мать - казачка»

3. «Казачьи святки»

4. «Казачья пасха»

5. «Бабушкин сундук»  

6. «Казачья удаль»

7. «Творчество казаков»

8. «Костюм казака»

«Экскурсии»: в выносной мини-музей детского сада «Казачий  курень»

«Чтение художественной литературы»: Н. Костарев «У нас на Дону», казачьи сказки и былины,  стихотворения донских поэтов, пословицы и поговорки о казаках.

«Музыка»: Слушание музыкальных произведений: В. Красноскулов «Донские песни», И. Шишов «Степная симфония», народные донские песни. Разучивание частушек, хороводов, игр «донских казачат».

Работа с родителями: привлечь родителей к сбору предметов казачьего быта для создания  и пополнения выносного мини-музея детского сада «Казачий  курень»; изготовлению казачьих костюмов для праздников, подбору музыкального и художественного материала.

К концу реализации проекта у воспитанников должна быть:

- воспитана активная жизненная позиция;

- сплочен дружный детский коллектив;

- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в донских обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.

Ожидаемые результаты:

Знают:  

- происхождение реки Дон, природу и животных донского края, а также  первых жителей Донской стороны;

- традиции донского народа, костюмы казаков, произведения донских писателей и музыкантов.

                                        Методическое обеспечение

1. Занимательный материал для работы с детьми дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию;

2. Степаненко Л.Г. «Степные загадки».Ростов-на-Дону, ООО «Багир» 2004;

3. Астапенко Г. И. « Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков». Ростов-на-Дону НПК «Гефест» 2011;

4. Мовчан А.С. «Казаки (быт и традиции». Ростов-на-Дону НПК «Гефест» 2004;

5. Филлипов К.С. «Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм». Учебное пособие. ООО «Издательство Артель» 2010;

6.» Вешенский вестник №7» Сборник музейных образовательных программ и методических материалов. Ростов-на-Дону. ООО «Ростиздат» 2007;

7. Т.И. Агуреева, Л.А. Баландина, Г.Ю.Цветкова « Казачий костюм». Учебно-методическое пособие под редакцией И.А.Лыковой, А.Х.Сундуковой. издательский дом «Цветной мир» Москва 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Месячник казачьей культуры"

Формирование у детей представлений о быте и культуре Донских казаков...

Познавательно-творческий проект "Масленица. Традиции русской народной культуры"

Одним из самых ярких и запоминающихся праздников в нашей стране по праву считается Масленица! Ярмарками, танцами, песнями, скоморохами, чучелами, и, конечно же, блинами вот уже многие поколения провож...

Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"

Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного...

Методические рекомендации для педагогов «Приобщение детей к истокам казачьей культуры, через дидактические игры»

Актуальность пособия заключается в знакомстве детей через игру с элементами материальной культуры: включает в себя знакомство с жилищем, предметами быта, одеждой, орудиями труда, помогает во...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры».

В последнее время большое значение приобретает воспитание у детей чувства патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм обретается самостоятельно и пер...

Мастер-класс "Приобщение дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности"

В ходе работы по приобщению дошкольников к истокам казачьей культуры через разнообразные виды деятельности у детей воспитывались личностные качества, обеспечивающие успешное развитие и самор...

Познавательный творческий проект "Приобщение детей 6-8 лет к истокам русской народной культуры"

Познавательный творческий проект "Приобщение детей 6-8 лет к истокам русской народной культуры"...