Самообразование
методическая разработка (средняя группа)
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
САМООБРАЗОВАНИЕ
На тему:
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Западнова И.Е
Пыть-Ях, 2024-2025гг
План по самообразованию
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: 01.10.2024 г.
Дата окончания: 31.05.2025 г.
Актуальность:
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями?
Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомить детей с краем, в котором они живут;
• знакомить детей с символами родного края (герб, флаг).
• продолжать воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
• продолжать формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• продолжать развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• формировать благожелательные взаимоотношения в группе, межличностные отношения;
• формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются:
- представления о крае, в котором они живут, о традициях родного края;
- представления о флаге и гербе родного края;
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других.
- чувства любви к своим близким, дому, городу, родному краю, животным, растениям.
У детей появится чувство любви, доброты к окружающим, к своей малой родине, краю в котором они живут.
1 этап – Подготовительный
- Определение цели, задач образовательной деятельности;
- Создание развивающей среды в группе;
- Планирование деятельности;
- Подготовить консультации для родителей;
- Составление перспективного планирования по работе с детьми, их родителями.
2 этап – Основной
- Совместная образовательная деятельность с детьми, родителями;
- Реализация планов.
3 этап – Заключительный
- Обобщение опыта по теме;
- Составление отчёта по результатам перспективного планирования;
- Подготовка и показ презентации коллегам.
Перспективный план работы с детьми в средней группе на 20024-2025гг.
Тема:
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Формы работы
Октябрь
«Бабушки и дедушки»
Расширение представлений о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Беседа: «Бабушка и дедушка в семье»
«Моя семья. Традиции»
Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Беседа: «Семья и родной дом»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
«Улицы моего города"
Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в городе. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь к своему городу.
Беседа: «Мой городок, мои улицы»
Сюжетно-ролевая игра: «Машины на улице»
Аппликация: «Автобус едет по улице»
«Правила общения детей».
Воспитывать у детей нравственные нормы : умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.
Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми»
Дидактическая игра: «Вежливые слова».
Чтение: С. Маршак «Мальчики и девочки»
Проведение дня вежливых слов (1 раз в неделю)
Ноябрь
«Родная страна, мой город»
Расширять знания о родной стране, городе, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты города: школа, почта, магазины, сбербанк, больница, памятник войнам ВОВ и тд. Воспитывать патриотические чувства у детей.
«Беседа «Государственные символы России».
Коллективная аппликация «Флаг России»
Раскраски «Символы России»
«Поздняя осень»
Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства.
Рисование: «Белая берёза».
Дидактическая игра: «Деревья»
«Свойство материалов»
Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Выявление общих качеств и свойство предметов из разных материалов: горят, намокают, мнутся, рвутся, режутся. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда.
Беседа: «Расскажите из чего это сделано»
Дидактическая игра: «Предметы, которые нас окружают»
Исследовательская деятельность
«Тонет, не тонет».
Декабрь
«Народная русская игрушка»
Знакомить детей с историей создания матрёшки в России. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Беседа «Русская игрушка – матрёшка!»
Аппликация «Украсим матрёшку»
«Что за чудо - эти сказки»
Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к художественной литературе.
Изготовление мини-книжек «По сказкам А. С. Пушкина».
«Зимушка - зима»
Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Беседа: «Зимушка - зима»
Рисование «Зима пришла»
Дидактическая игра:
«Животные и птицы России»
Акция «Покормим птиц зимой»
«Новый год у ворот. Традиции русского народа»
Формировать понятие о празднике Нового года. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.
Рисование: «Наряжаем елку»
Сюжетно-ролевая игра: «Едем в гости на праздник»
Январь
«Рождество Христово»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества. Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.
Раскраски «Рождество Христово»
Народная культура и традиции.
Знакомить детей с куклами и играми народов Ханты – Манси. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Воспитывать любовь к народным традициям.
Игра – развлечение «История одной куклы»
Аппликация «Украшение национальным узором платья для куклы»
Февраль
«Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы»
Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта.
Беседа: «Кто такие спортсмены».
Раскраски на тему «Зимние виды спорта»
«Я и мои друзья».
Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.
Беседа: «Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».
Дидактическая игра:
«Назови ласково»
Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.
Беседа: «Мой папа -защитник»
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;
Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)
Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».
Аппликация «Подарок для пап и дедушек»
Март
«Мама – самое прекрасное слово на земле».
Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке, оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маме, о её профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам.
Дидактическая игра:
«Профессии женщин»
Праздник для мам и бабушек.
Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.
«Одежда. История русского костюма"
Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.
Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.
Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси
Беседа: «Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов».
Рисование: «Роспись рубашки, платья»
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым»
Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции, о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Беседа: «Уроки культуры и нравственности»
Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья»
Апрель
«Книги - источник знаний».
Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том, как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась книжка»
Ручной труд:
«Ремонтируем наши книжки»
«Космонавтика. История и люди».
Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.
Беседа: «Первый космонавт. Этот загадочный космос»
Аппликация «Космический корабль»
Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, желание сделать его еще красивее.
Беседа: «Архитектура России»
Рисование: «Мой родной дом»
«Природа родного края. По страницам «Красной книги»
Формировать знания детей о природе родного края. Познакомить детей с Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе
Беседа: «Чем богат наш край родной»
Май
«История Великой Отечественной войны. День Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.
Беседа: «9 Мая – День Победы»
Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война.
Чтение рассказов и стихов о войне.
«Мир искусства России"
Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей, прославивших Россию.
Просмотр презентации «Музеи и театры»
«Законы, по которым мы живем»
Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека. Познакомить с понятием: "Гражданин". Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране.
Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Рисование: «Я и мои родители»
Дидактическая игра: «Права ребенка»
Работа с родителями
Месяц
Содержание работы
Октябрь
Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Ноябрь
Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России"
Декабрь
Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»
Январь
Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»
Февраль
Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции».
Беседа: "Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»
Март
Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей»
Апрель
Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего поселка»
Май
Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
