«Путешествие по Стране пальчиковых игр» или Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
план-конспект занятия (младшая группа)
Приведенные задания и упражнения могут быть применены педагогами детских садов для формирования ручной умелости у детей раннего и дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики. Умеет логически рассуждать, у нег достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Подготовка руки ребенка к письму в дошкольном возрасте предполагает развитие мелких мышц кисти и всей руки, выполнение тонких координированных движений руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу 2 задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Взрослых должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, продолжив ребенку нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справиться с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку. Для исправления можно предложить ребенку обводить крупные фигуры в 1/3 листа без отрыва руки. Могут быть использованы альбомы для раскрашивания картинок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Путешествие по Стране пальчиковых игр» или Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
Приведенные задания и упражнения могут быть применены педагогами детских садов для формирования ручной умелости у детей раннего и дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики. Умеет логически рассуждать, у нег достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Подготовка руки ребенка к письму в дошкольном возрасте предполагает развитие мелких мышц кисти и всей руки, выполнение тонких координированных движений руки, а также развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу 2 задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Взрослых должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, продолжив ребенку нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справиться с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку. Для исправления можно предложить ребенку обводить крупные фигуры в 1/3 листа без отрыва руки. Могут быть использованы альбомы для раскрашивания картинок.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, задания должны быть доступны детям для выполнения соответственно их возрасту и приносить ребенку радость, не допускать скуки и переутомления.
Деловая игра для педагогов дошкольного образования
«Путешествие по Стране пальчиковых игр»
Цель:
Вызвать интерес к пальчиковым играм с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Выявить творческий потенциал педагогов.
- Упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение.
- Познакомить педагогов с литературой по проблеме.
Планируемый результат:
Внедрение в практику работы с детьми дошкольного возраста игр и заданий, развивающих мелкую моторику и координацию движений рук.
Материал:
- Эмблемы капитанам – 2 штуки
- Таблицы классификации игр (3штуки)
- Фигурки оригами: Сорока-ворона, Ори и Ками
- Слово: (на слайде)
М | О | Т | О | Р | И | К | А |
- Надписи на слайдах: «Спортивный Берег», «Гора Внимания», «Большая Стройка», «Ярмарка»,
- Распечатки заданий (в двух и одном экземплярах)
- Колокольчики на столы – 2 штуки
- Заготовки Лего-конструктор…
- Заготовки Электронный конструктор
- Схемы
Способ организации:
Ведущий - капитан ведет игру. Педагоги выбирают 2-х помощников капитанов, делятся на 2 Команды, садятся за столы.
Место для разминки ● ● ● ● ● ● ▲ ▲ ☺ ▲ ▲ ░ ▓ ▐ 1 команда 2 команда ● ● ● █ ● ●█● ● ● ○○○ |
Условные обозначения:
☺ - ведущий игры, капитан
▲ – помощники капитана
● – член команды, педагог
○○○ - эксперты
▓ - выставка методической литературы
░ - классификация игр
█ - столы, расположение команд
▐ - задание для конкурса капитанов
Ход игры:
- Уважаемые коллеги! Вы хотите помочь Вашим детям:
- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку ребенка к письму;
- предотвратить появление писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможность несловесного общения?
Тогда мы приглашаем вас в путешествие по Стране Пальчиковых Игр на Корабле, преодолевая Море Игр.
Но чтобы попасть на корабль, нужно пройти по мостику «Здоровья».
Вот мы и на корабле.
Для этого нужно выбрать 2-х капитанов. Капитаны определитесь со своей командой для решения возможных ситуаций в путешествии.
- Команды! Прошу занять свои места на корабле!
По Морю Игр плывет наш корабль!
Слева по борту – игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышление ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры – экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).
Справа по борту - игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.
Прямо – так называемые традиционные или народные игры, возникающие в глубинах этноса.
Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры-экспериментирования и примитивные символические сюжетные. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и дуговые игры.
Данную классификацию игр предлагает С. Новоселов (Центр «Дошкольное детство» им. А. Запорожца г. Москва), выдвигая в качестве основы данной классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.
Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.
- Внимание! Мы приближаемся к Стране Пальчиковых Игр!
Смотрите, какая-то странная птица
Над нами кружится, на мачту садится
И смотрит народ на нее удивленно:
Как будто сорока? А может, ворона?
ведущий показывает на сороку-ворону (фигурку оригами) на окне.
Задание 1.
Сорока-ворона – главная птица этой страны. Как вы думаете почему? (Именно ее игра впервые приводит самых маленьких детей в Страну Пальчиковых Игр)
Вспомнить и изобразить игру «Сорока-Ворона»
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила. (Щекочем ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (трогаем большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (Веселимся и и грозим пальчиком большому пальцу ребенка)
Задание 2
Сорокой –вороной(фигуркой оригами собрать при помощи клюва все мелкие конфеты «ММДемс»
Эта игра очень проста и важна для малышей, недаром у нее много игр-сестер в разных концах света. У афганцев о воробье, у персов – о трусливых разбойниках и т.д.
Разные народы, разные игры, разные тесты, и везде игры обращены к годовалому ребенку и везде одни и те же «магические» движения:
- круги пальцем по руке ребенка,
- поочередное загибание пальцев,
- движение вверх по руке до подмышки, щекотки.
Народные игры мудры: они вбирают в себя все то, что так необходимо ребенку. А годовалому малышу нужны:
- близость мамы
- простейший стишок,
- гимнастика пальцев – отличный стимул для развивающейся речи,
- легкий массаж.
Ребенок учится осознавать себя всего – от головы до пяток, понемногу превращать руки и ноги из непослушных в послушные. Впоследствии это дает ребенку чувство уверенности в себе, самостоятельности, самообладания.
А мамино плавное движение вверх по руке помогает в этом, дает понять: «Вот она, моя рука! От пальцев до плеча!» А щекотка усиливает радостный телесный контакт с мамой.
- Мы (подъезжаем) подплываем к «Спортивному Берегу». Когда-то давно здесь проводили соревнования пианисты, машинистки и актеры кукольного театра. Для всех этих профессий нужны гибкие и сильные пальцы, ловкие руки, поэтому у них существует пальчиковая гимнастика. Гимнастические упражнения учат пальцы
- крепко сжиматься
- растягиваться в разные стороны,
- легко расслабляться.
СПОРТИВНЫЙ БЕРЕГ |
Разминка пальчиков
- Давайте и мы разомнем наши пальчики.
- «Кошка выпускает коготки»
Раз – поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка «Ш-ш-ш!»
Два – быстро выпрямить и растопырить пальцы промяукав, как довольная киска: «Мяу!»
(повторить 3 раза)
- «Гонки»
2.1. Гонки многоножек
Руки встают на край стола на кончики пальцев, превращаясь в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами – ножками. Каждая ножка должно успевать делать шажок; скользить по столу и прыгать нельзя.
Чья многоножка добежит быстрее?
/Команды пробуют посоревноваться внутри своей команды/
2.2. Гонки двуногих
На край стола встают выпрямленные указательные и средний пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу двуножки бегут к противоположному краю стола.
/Команды пробуют посостязаться внутри своей команды/
- Гонки слонов
Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги слона.
Вытянутый вперед средний палец – хобот.
Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго запрещено. Когда слон научиться ходить и бегать, можно устраивать гонки.
Позже, когда движения «слона» станут привычными для ведущей руки, можно выпустить и второго «слона» - вторую руку.
Чей слон проворнее?
/Пробуют команды/
- командная игра «Большой веер» - упражнение на расслабление.
Руки – от локтя превращаются в большой веер – опахало. Пальцы – кончики перьев веера – мягкие, гибкие, расслабленные. Обмахиваться веером нужно плавными движениями, чтобы почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони.
/Выполняют одновременно обе команды вместе, лучше стоя. /
ЯРМАРКА |
- Постепенно двигаясь по Спортивному Берегу мы попали на Ярмарку пальчиковых игр.
Предлагаю всем русскую игру «Гости»
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. | |
- Мама, мама! | Мизинцы 4 раза постукивают друг о друга |
- Что, что, что? | 3 раза постукивают друг о друга указательные пальцы |
- Гости едут! | Мизинцы постукивают |
- Ну и что? | Указательные пальцы постукивают |
- Здрасьте, здрасьте! | Средний и безымянный пальцы 2 раза («обнимаются») перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то слева, то справа. |
- Чмок, чмок, чмок | Средний и безымянный (4-й) пальцы постукивают по (гости целуются) тем же пальцам другой руки |
Задание 3.
Пальцевые упражнения.
Время на выполнения – 1 минута. Учитывается командная работа, четкость и слаженность всех
Командам Вспомнить и выполнить пальчиковое упражнение
1). Например: изобразить цветок в сочетании со стихотворением:
Наши красные цветки
Расправляют лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
2). «Изобразить стаю рыб, спасающихся от хищной рыбы»
/На расслабление кисти руки и ориентировку в пространстве. Отрабатываются движения спиной вперед/
Или «Изобразить птицу колибри в полете».
/Детям можно передоложить показать характер полета птицы, а ее название пусть отгадывают другие дети/
Задание 4.
Задание для команд «Придумайте слова из исходного слова
М | О | Т | О | Р | И | К | А |
(Например: мотор, миска, море… очки, окно…, рокот, икота, марки и т.п.)
Время на выполнения – 1 минута.
Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл.
За самое длинное придуманное слово дается дополнительный 1 балл.
/Капитаны по очереди называют слова, затем капитанам предлагается помощь членов команды/
Команда, набравшая больше слов, получает 1 балл и дополнительное очко за самое длинное слово.
Через 1 минуту обсуждения команда, первой прозвонившая в колокольчик должна дать правильный ответ.
Задание 5.
«Попробуйте пройти лабиринт быстрее соперников».
Время на выполнения – 1 минута.
Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за правильно выполненное задание.
Задание 6.
«НАРИСОВАТЬ РИСУНОК ДВУМЯ РУКАМИ»
1 команда Яблоко, елка,
2 команда Дом, дерево
Задание 6.
«ОДНОВРЕМЕННО СКОМКАТЬ ЛИСТ БУМАГИ КАЖДОЙ РУКОЙ» и расправить лист
ГОРА ВНИМАНИЯ |
- А вот и Гора Внимания!
- Пальчиковые игры, живущие на этой Горе, развивают все виды внимания, обостряют чувствительность ушей, глаз и даже нашей кожи.
Задание 7.
НЕЙРОУПРАЖНЕНИЯ на точность выполнения всей команды
Время на выполнения – 1 минута.
Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за правильно выполненное задание.
Предлагаю обеим командам сыграть в игру «Солнце, заборчик, камешки»
Время на выполнения – 5 минут.
Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за каждого оставшегося в игре игрока.
Обе команды становятся полукругом напротив друг друга.
☺ ● ● ● ● ● ● ▲ ▲ |
Ведущий (капитан) командует играющим постоянно ускоряя темп:
- Солнышко! | руки поднять вверх, пальцы растопырены |
- Заборчик! | руки подняты вверх, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу |
- Камешки! | руки сжаты в кулаки |
Играющие выполняют команды. Кто первым собьется – выходит из игры.
Усложнение:
«Превращение первое»:
«камешки» – в «заборчик», «заборчик» – в «камешки!»
Теперь на команду «камешки» надо показывать «заборчик», а на команду «заборчик» - «камешки». Первый сбившийся выходит из игры.
«Второе превращение»:
«солнце» - в «камешки», «камешки» - в «заборчик», «заборчик» - в «солнце» и т.д. пока не останется 1 игрок.
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА |
- Внимание! Следующая остановка - Большая Стройка. Здесь живут пальчиковые игры, развивающие мышление ребенка, его мелкую моторику Дети обожают играть на стройках. Там интересно и опасно. А в Стране Пальчиковых Игр Большая Стройка совершенно безопасна. Здесь строят из конструктора Лего и фигурки оживают.
Задание 9.
«Постройте из крупного Лего по своему усмотрению.
- Подумайте, чем хороши такие задания?
Время на выполнение – 3 минуты.
Стоимость выполнения задания определяется в 1 балл за постройку самого высокого дома/ колодца.
- Такие задания хороши еще и тем, что взрослые по ходу строительства объясняют детям основы геометрии: треугольник, квадраты, а это призма – ребенок сам додумывается до этого понятия, ставя шалашиком спички и в будущем он будет дружен с пространственной геометрией. Можно просто построить плоские фигурки на столе.
Задание 10.
- Мы приближаемся, г городу, где живут фигурки, вроде живые, но из чего-то сделанные из мелкого лего.
Задание «Утки».
Но век технического прогресса не стоит на месте. А как ученые пришли к выводу, что воплощение идей технического направления нужно начинать уже с дошкольного возраста.
Задание «Электронный конструктор «Знаток»
Нужно по схеме собрать сигнализацию «Скорая помощь», «Звук очереди Автомат».
«Дары Фребеля»
Вильгельм Август Фрёбель немецкий педагог, родился 12 апреля 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне Обервейсбах Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери – ему было всего лишь 9 месяцев.
В его детстве с ним специально никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе. Он очень переживал потерю матери.
Видимо, поэтому позже он – зрелый мужчина – и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы.
В термин «детский сад» Фребель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фребель разработал основы методики обучения детей в детском саду.Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, помогает ребенку налаживать межличностные связи. Фридрих Фребель писал: «Игра является прообразом всей человеческой жизни».
В 1913 году Фребель появляется в России. Вместе со своими дарами. Хотя в известном смысле он никуда не исчезал. Ведь главным даром Фридриха Фребеля - все-таки является детский сад, который он придумал. Как и его первый проект, как и развивающую предметную среду, в которой этот проект был воплощен. Включая ее, говоря современным языком, модули - собственно то, что и называют «дарами Фребеля». Фребель подарил детям не просто кубики, шары и прочий материал для развлечения и обучения, часто скрытого. Каждый «модуль» нес особую «идею развития». В соответствии с этим организовывалось и деятельность ребенка. Его «дары» были и остаются уникальными игрушками и первыми инструментами в обучении детей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). Рекомендации использования в работе с детьми с младшего возраста с трех лет. Игровой набор обеспечен методическим сопровождением, карточками разного цвета в соответствии с образовательными областями
Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста, мы учитываем не только особенности возраста, но и возможности каждого ребёнка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
А сейчас мы предлагаем поиграть с набором «Дары Фребеля».
Поиграем с Модулем 1 . Возьмите мячики и повторяйте за мной движения
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игра «Пожелание»
Г В завершении нашей с вами встречи, своей командой, сложите на столе общую картину из любых фигур набора, о впечатлениях нашего мастер-класса и что бы вы хотели пожелать всем.
Вот и подошел к завершению наш мастер-класс. В нем мы постарались напомнить о замечательных дарах, которые были изобретены Фридрихом Фребелем в 19 веке, но и не утратили своей актуальности, значимости и в 21 веке. Фребель видел своей целью воспитание свободно думающего и действующего человека. Помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
Н Все вы славно потрудились
Хорошо подзарядились.
Как? Во что с детьми играть?
Можно в садике узнать!
Спасибо за внимание!
Благодарим за работу!
Эмблемы (можешь поискать свои, сделала как смогла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей.Формирова...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте.
Развития мелкой моторики и координация движения рук в дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него дост...

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы творческой площадки: способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...
Выступление на семинаре "Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте"
У Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассужд...
Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте.
Упражнения и задания, которые могут использованы родителями и воспитателями для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей в старшем дошкольном возрасте....

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него дост...



