«Воспитание любви к родному краю»
консультация
Ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 33 «Рябинушка» Поспелихинского района
Алтайского края
Консультация для педагогов:
«Воспитание любви к родному краю»
Разработала:
Дергачева О.Н., методист
с. Поспелиха, 2023г.
Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
В содержании ФГОС и ФОП отмечается активизация процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, своему дому, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Цель нашей работы: создать условия для привития любви к родному краю;
содействовать развитию патриотического воспитания в дошкольном учреждении;
обеспечивать условия для воспитания любви к родному краю.
Задачи:
познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;
пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;
научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;
приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;
знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;
воспитать интерес и уважение к обычаям народов Кубани.
Работу по воспитанию любви к родному краю нужно начать с изучения литературы и систематизации материала. Далее нужно создать соответствующую развивающую среду: патриотический и книжный уголки и уголок природы. В работе нужно использовать разнообразные формы, такие как посещение памятников, краеведческого музея села, библиотеки, изучение краеведческой литературы о селе, крае; организация выставок фотографий и открыток; сбор и систематизация пословиц и поговорок, отражающих разные стороны жизни русского народа.
Необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников. Это требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основными формами патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.
В беседах, играх, индивидуальной работе нужно добиваться, чтобы дети знали названия своей улицы и той, на которой находится детский сад, знакомить с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, поликлиника, рассказывать об их назначении и пояснять, что всё это создано для людей. Затем диапазон объектов, расширяется – это микрорайон и село в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объяснять необходимо детям, в честь кого они воздвигнуты.
Особая страница истории села и края в годы Великой Отечественной войны. В старших группах необходимо совершить экскурсии к памятнику боевой славы, к "Вечному огню. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подводить дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Приобщение к народным и церковным праздникам - важная особенность патриотического воспитания. Посещение храма, участие в народных играх и праздниках на Рождество, Святки, Масленицу, Пасху, Яблочный Спас знакомят детей с традициями русского народа, обогащают духовно.
Очень важно использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Использование пословиц и поговорок особенно необходимо для привития любви к родному краю. В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена : "Береги рубаху с нову, а честь с молоду", " По тебе судят обо всем казачестве". С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.
В изобразительной деятельности, в беседах, в чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, необходимо воспитывать интерес к прошлым и сегодняшним событиям села, края, страны.
Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «Цепи кованые», «Горелки», кубанские игры "Жмурки","Сбей кубанку", "Курень","Напои коня".
Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает дошкольника патриотические чувства не менее, чем героизм военного подвига, а Алтайский край может смело гордиться своей историей, традициями и лучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослых показываю общественную значимость труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, края, села.
Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой России, Алтайского края, с. Поспелиха.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Немаловажную роль играет и развивающая предметно – пространственная среда в группе, которая постоянно пополняется. Это позволяет расширять представления детей о родном крае, селе.
Успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями. Оно предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.
Работа по воспитанию любви к родному краю нравится не только ребятам, но и воспитателям, и родителям. Данная работа очень нужна, ведь если ребёнок знает, сколько усилий нужно приложить, чтобы вырос хлеб, такой ребёнок никогда не бросит кусок. Научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, они не сломают дерево, не будут засорять водоём. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на основе изучения родословной (шежере) как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения
Статья о нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ...

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»
Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

