"Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
на тему: «Семейные обычаи на Руси»
Цели и задачи: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас детей существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить детей составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Предварительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим: «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.
Ход
- Дети, а вы любите путешествовать? Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу (снег, деревья, волшебный камень)
- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
- Дети, куда же пойдем?
- А где правая сторона? Дети показывают правую сторону.
- Ну, что же, в путь!
Дети идут по массажному коврику.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
- Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
- А почему вы решили, что это русская изба? (самовар, печка, деревянная посуда)
- А что это? (чугунок)
- Для чего нужен чугунок?
Воспитатель: показывает лапти.
- А это что?
- А для чего нужны лапти?
Раздается звук плача ребенка (аудиозапись).
- Дети, что это за звук? Кто плачет? (Ребёнок достает из колыбельки куклу.)
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети высказывают предположения.
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырос, у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что означают ваши имена? Ответы детей.
- Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей? (тезки)
- А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.
Дети рассказывают об известных им людям.
- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
- Я вам расскажу. Их клали, когда купали ребенка. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек. Говорили «Привыкай к домашнему теплу»
Один ребенок кладет зернышки.
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Как вы думаете, а что говорили, когда клали монетку?
Правильно, будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям искупать куклу.
Тили - тили- тили- тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли - мыли-мыли-мыли
Бело - набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным - черна!
Дети вытирают куклу.
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
- Ребята, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
- А во что одевали ребеночка?
- Ребеночка одевали в папину рубашку? Оказывается, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? (красная, красивая, праздничная).
- Надевали рубашку, да приговаривали - Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхают.
- А потом опять укладывали спать.
- А куда клали спать ребеночка? (в колыбельку)
- А что же такое колыбелька?
- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки - деревянная, расписная. (показывает детям).
Воспитатель подводит к столу и показывает детям кусочек хлеба и соли.
- Что же это?
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
(пели колыбельную)
- А что такое колыбельная? (песенка, под которую засыпает ребенок)
- Дети, а давайте и мы, споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю - баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю – баю -баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
- Вот и уснул наш Егорушка. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Мой день рождения – осенью, в октябре. А ваш?
Дети перечисляют дни рождения.
- Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
- Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну, тогда садитесь за столы.
Рассматривают образец.
- Из чего мы с вами его лепили? Чем украшали? Как располагали рябинки?
(из соленого теста, украшали ягодой рябинкой, ленточкой, располагали рябинки вверху, внизу, слева, справа).
- Ребята, а какими узорами мы умеем расписывать предметы? (точками, волнистыми линиями, листочками)
- Мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
- Правильно, угольками и гусиными перышками.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.). После работы воспитатель хвалит детей за работу, отмечает аккуратность и т. п.
- Вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та – ра -ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
- Понравилась игра? А теперь, давайте подарим Егорушке наши подарки, и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
(Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, крепким да удалым. Слушай отца-батюшку да родную матушку. Пусть живет-поживает, да добра наживает).
- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – тоже угощение. Спасибо за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные обычаи на Руси.
Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...
Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...


