Педагогический проект по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)
Педагогический проект
по формированию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по формированию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором)
«В гостях у бабушки Марфы»
Тип проекта: познавательно -творческий
Сроки реализации (долгосрочный - с июня по август)
Участники проекта – воспитатели, дети, родители
Разработали воспитатели:
Ферулева А.А.
Галыгина С.А.
г. Нижний Новгород
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства.
Федеральная образовательная программа ориентирована на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Устное народное творчество (фольклор) включает в себя много жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д.
Разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей.
Актуальность
В современной жизни дети окружены в основном современными ритмами, игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с супергероями. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности. Поэтому сегодня является актуальной задача - привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.
Зная тот факт, что именно русское народное творчество активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность, я считаю работу с различными жанрами фольклора, как наиболее доступным средством нравственного воспитания. Ведь содержание потешек, прибауток, песенок, сказок показывает примеры дружбы и честности, трудолюбия и товарищества. Характерно для фольклорных форм торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя. Поэтому, на мой взгляд устное народное творчество (фольклор) помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывают стремление подражать хорошему и противиться плохому.
Проблема:
По нашим наблюдениям, сейчас мало семей в современном обществе, которые бы использовали фольклор в воспитании детей, поэтому дети стали чаще проявлять агрессию, не терпимость друг к другу.
На протяжении двух лет работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста; из частых бесед с родителями, после их анкетирования на тему «Роль фольклора в семейном воспитании детей» я поняла, что детей недостаточно знакомят с русскими народными сказками, не используют потешки в жизни и колыбельные при укладывании детей спать.
Таким образом, возникают противоречия; с одной стороны, необходимость формирования у дошкольников нравственных чувств, посредством ознакомления с фольклором, но непонимание родителей о важности такой работы, с другой стороны стремление родителей к тому, чтобы вместе с детьми больше узнать о словесном творчестве русского народа, но отсутствие целенаправленной системы работы в этом направлении, побудило меня к разработке данного проекта.
Цель: формирование патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста. посредством ознакомления с устным народным творчеством (фольклором).
Задачи для педагога:
1.Подобрать и изучить научную и методическую литературу по теме.
2.Создать развивающую среду в группе, позволяющую соприкоснуться дошкольникам с наследием прошлого русского народа.
2. Составить картотеку русских народных сказок для младшего дошкольного возраста.
3. Разработать картотеку потешек по лексическим темам, применяемых в нашем ДОУ и в группе; картотеку потешек, используемых во всех режимных моментах в совместной деятельности педагога с детьми в группе.
4.Повысить педагогическую культуру родителей и создать систему взаимодействия воспитателя и родителей в этом направлении.
Задачи для детей:
1.Обеспечить условия для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с народным творчеством.
2. Познакомить воспитанников с видами русского народного фольклора.
3.Обогащать речь воспитанников, посредством ознакомления с фольклором.
4.Формировать у детей младшего дошкольного возраста чувство причастности к наследию русского народа.
5. Развивать умение у дошкольников на примере произведений русского народного фольклора давать правильную оценку хороших и плохих поступков героев.
6.Воспитывать у детей доброжелательные отношения к окружающим людям и друг другу, доброе чувство ко всему живому, любовь к своей Родине, посредством ознакомления с фольклором.
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта:
Словесный: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы во время организации НОД, в режимных моментах.
Наглядный: наблюдения, рассматривание картин, предметов быта, игрушек в совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах и НОД.
Практический: продуктивная деятельность, упражнения вовремя НОД, режимных моментах.
Игровой: игры, драматизация в режимных моментах, в совместной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Повысится интерес у воспитанников к русскому народному фольклору.
2.Обогатится словарный запаса детей.
3.Будет разработана система работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с фольклором.
3.Будут формироваться нравственные чувства (доброжелательное отношение друг к другу, к родителям, животным и т.д.)
4.Повысится педагогическая грамотность родителей.
5.Будет формироваться умение оценивать поступки героев, на основе прочитанных произведений.
6.Будет проходить успешная социализация вновь поступивших детей в группу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I Подготовительный: конец мая
Цель: определение основных этапов и направлений работы по реализации данного проекта с детьми и родителями воспитанников: мониторинг детей, анкетирование родителей, подбор методической и художественной литературы, оснащение педагогического процесса
II Практический: июнь - август
Цель: организация и обогащение предметно-пространственной среды и
реализация перспективного плана работы с детьми и родителями воспитанников по данному проекту.
III Заключительный: конец август
Цель: обобщение полученных результатов знаний у воспитанников и их родителей об устном народном творчестве русского народа, о его влиянии на формирование нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста.
ВЫВОД: Мы считаем, что данный педагогический проект имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, так как фольклор является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка дошкольного возраста, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Восприятие фольклора оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Список используемой литературы:
1.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Основная образовательная программа»., -3-е изд., испр. и доп.- - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ
2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт - Петербург. -Детство -Пресс. 2010
3. Зуева Т.В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000
4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999
5.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М., 2003
6.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет., М., 2004
7.Мартынова А.Н. «Детский поэтический фольклор». - СПб., 1997.
8. Т. С. Комарова «Народное искусство – детям», «МОЗАИКА –СИНТЕЗ», 2018.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективный план
по ознакомлению с народным фольклором детей
младшего дошкольного возраста
Недели | Тема | Цель | |
июнь | |||
1 неделя | Знакомство детей избой и ее хозяйкой бабушкой Марфой. | Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. | |
2 неделя | Знакомство с люлькой(колыбелькой) и колыбельными песнями в избе бабушки Марфы. | Цель: приобщение детей к народным традициям, развитие эмоционального отклика на произведения устного народного творчества. | |
3 неделя | Знакомство с обитателями избы бабушки Марфы. Чтение потешки «Как у котика-кота» | Цель: воспитание интереса у дошкольников к слушанию фольклорных произведений и любви к домашним животным | |
4 неделя | Разучивание потешки с бабушкой Марфой «Лето жаркое пришло» | Цель: закрепление знаний о русских развлечениях . | |
июль | |||
1 неделя | День семьи, любви и верности | Цель: приобщение дошкольников к традициям русского народа | |
2 неделя | Чтение потешки «Дили-дили-дили-дили!- | Цель: развитие речи детей, посредством фольклорного произведения | |
3 неделя | «Бабушка Марфа приглашает в гости». Чтение потешки «Еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке» | Цель: воспитание у детей вежливого обращения к гостям, приходящим в дом» | |
4 неделя | Разучивание потешки «В сосновом бору, Прохладно в жару.» | Цель: развитие речи детей, посредством фольклорного произведения | |
август | |||
1 неделя | Бабушка проводит беседу с детьми на тему «Матушка родная мой дружок» | Цель: формирование осознанного понимания значимости матерей для ребенка, семьи, общества | |
2 неделя | Разучивание потешки про солнышко «Здравствуй солнышко - колоколнышко» | Цель: ознакомление детей с потешкой, воспитание любви к родной природе | |
3 неделя | Разучивание потешки о петушке с бабушкой Марфой. | Цель: ознакомление воспитанников с фольклорным произведением, воспитание любви к птицам | |
4 неделя | Прощание с русской избой бабушки Марфой. | Цель: воспитание любви у детей младшего дошкольного возраста к русским традициям | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников
Месяц | Форма работы | Цель: |
Май | Анкетирование «Роль фольклора в семейном воспитании детей» | Выявление знаний у родителей о значении фольклора в жизни маленького ребенка |
Июнь | Беседа на тему «Русские народные песенки, потешки в жизни малышей» | Выявление знаний у родителей о роли потешек и песенок в жизни маленького ребенка |
Июнь | Папка-передвижка « Летние народные традиции» | Приобщение детей к русским народным традициям дома |
Июль | Консультация «Что за праздник – день семьи, любви и верности» | Ознакомление родителей с историей возникновения праздника |
Август | Создание «Чудесной книги русских народных сказок» Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | Привлечение родителей к совместной деятельности в драматизации сказки |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диагностические карта
обследования уровня сформированности представлений у детей о русской народной культуре
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Ф.И. ребенка | Устное народное творчество | Народное искусство | Уровень сформированности | |||||
Знают потешки, песенки | Знают русские народные сказки | Инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок | Называют предметы быта | Украшают дымковскими узорами силуэты игрушек | Допевают мелодии колыбельных песен на слог «Баю – баю» | Выполняют танцевальные движения под плясовые мелодии | |||
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
Значения: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты».
Проект.Тема: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с государственными символами России» «Юные патриоты». Патри...

Проект "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе расширения представлений о родном крае"
Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Эт...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа
В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОТКРЫТКА ВЕТЕРАНУ»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. К сожалению, с каждым днем теряется связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной ...
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОТКРЫТКА ВЕТЕРАНУ»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. К сожалению, с каждым днем теряется связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной ...
Проект по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Родина – слово большое-большое!»
С чего начинается любовь к Родине? Чувство патриотизма формируется у ребёнка с его отношения к семье, к близким людям. Первой ступенью патриотизма выступает как раз любовь и привязанность к родному кр...
