Возраст участников проекта: дети от 4 до 5 лет
Участники проекта: воспитатель и воспитанники группы
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – исследовательский, творческий.
Продолжительность: 2 месяца.
Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает окружающий мир, тем больше у него возникает вопросов.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, создать необходимые для этого условия.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
расширить знания детей об овощных культурах;
продолжать знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка);
Рассказать детям о необходимости света, тепла, влаги в почве для роста растений;
Формировать умения наблюдать, ухаживать за овощными культурами.
Развивать интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к овощным культурам.
Учить активно взаимодействовать - педагог, дети.
Дети научатся вести наблюдения, проводить эксперименты.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
2. Создание в группе огорода на окне.
3. Ведение по дням, дневника наблюдений за растениями на окне.
4. Дети увлечены практической деятельностью по выращиванию растений на окне.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Подготовительный:
- Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях).
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки,
рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
- Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
- Разбивка огорода на подоконнике.
- Изготовление табличек - указателей с названиями растений
2 этап - исследовательский
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты.
Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?»
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – Сеньор помидор, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
-Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?
Загадки про овощи:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя, резкий.
Горький вкус имеет он
Обжигает… не лимон. (Лук)
В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
На стебле зелёный крюк,
А на нём висит сундук.
В сундуке восемь ребят
Молча рядышком сидят.
(Горох)
Внизу красно, вверху зелено,
В землю вросло.
(Свекла)
Подвижная игра малой подвижности « Огород у нас в порядке».
Цель:
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация воспитателем группы по фотоотчёту за всё время проекта.
Результаты реализации проекта «Огород на окне»
1. Дети познакомились с разновидностью овощных культур.
2. В группе был организован «Огород на окне». (Чиполлино)
3. У детей формируется интерес к исследовательской и познавательной деятельности.
4. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания о благоприятных условиях для роста и развития растений.
5. Дети стали внимательнее и бережнее относиться к растениям, уважать труд взрослых.
6. Наблюдения за растениями были зафиксированы в «Дневнике наблюдений»
Выводы:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт опытно-исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.