РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».
рабочая программа
Данная программа разработана с учётом потребностей воспитанников с особыми образовательными потребностями (амблиопией и косоглазием).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Колосок» комбинированного вида»
662608, Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Октябрьская 16;
тел.2 - 90 - 82
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».
Данная программа разработана с учётом потребностей воспитанников с особыми образовательными потребностями (амблиопией и косоглазием). Способствует развитию познавательного интереса, зрительного восприятия, их социализации в обществе. В реализации программы используются технология коллективного совместного обучения, элементы познавательного и игрового взаимодействия, что соответствует требованиям современной программы ДОО. Вся деятельность по ознакомлению с финансовой грамотностью разработана в игровой форме. Благодаря разнообразию коррекционных методов и приёмов, использованию современных ТСО, дети знакомятся с решением экономических задач, учатся этикету и социальным отношениям.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от №273-ФЗ «Образовании» в последней редакции от
-Конвенция ООН о правах ребёнка;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 198 «От утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Распоряжения Правительства Российской Федерации от №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания».
-Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуравневые программы));
-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Колосок» Комбинированного вида»
-Документ о финансовой грамотности.........
-Адаптированная образовательная программа дошкольников образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием МАДОУ «Детский сад № 16».
Актуальность
В современном мире необходимо формировать представления детей о финансовом мире. Исследования показали, что финансовую грамотность необходимо повышать и развивать на государственном уровне, учитывая ресурсные возможности ребёнка. Чем раньше мы научим детей рационально и бережно относиться к деньгам, научить правильно экономить, копить и создавать «подушку безопасности», тем успешнее они будут.ю когда вырастут.
Когда дети приобщаются к первичному опыту обращения с деньгами, а это как правило дошкольный возраст, необходимо вводить экономическое образование и знакомить их с элементарными денежными отношениями. На данном этапе ребёнок формируется как личность, закладываются социальные нормы, коммуникативные отношения. Необходимо грамотно и правильно заложить фундамент первоначальных социокультурных норм, начальных навыков финансовой грамотности.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание предметно - развивающего пространства и условий для успешного формирования у дошкольников с ОВЗ (амблиопия и косоглазие) интереса, инициативы и ценностного отношения к основам финансовой грамотности, а также корректирование особенностей его развития и состояния здоровья.
Задачи:
Обучающие:
-обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
-обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;
-способствовать формированию интереса и ценностного отношения к основам финансовой грамотности у дошкольников с ОВЗ (амблиопией и косоглазием).
Развивающие:
-создать благополучные условия финансового развития в соответствии с их возрастными, психическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с ОВЗ;
-развивать умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
-развивать экономическое мышление у дошкольников и компетенцию;
-способствовать формированию у детей основ финансовой грамотности, экономический образ мышления;
Воспитательные:
-воспитывать нравственно - экономические качества, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере;
-воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда;
-воспитывать правильное обращение с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, учитывая размеры бюджета семьи;
Формы работы: фронтальные(подгрупповые); индивидуальная работа.
Методы и приёмы в программе реализуются через различные формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, НОД, изобразительную деятельность, занимательные задачи, загадки, кроссворды, лабиринты, сказки - инсценировки,экскурсии(реальные и виртуальные), ИКТ - технологии, беседы по финансовой грамотности с привлечением родителей, чтение художественной литературы; коррекционную деятельность для развития остроты зрения детей.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь и май).
Срок реализации программы: программа рассчитана на один год с 15сентября по 15мая.
Результаты:
- Овладение детьми коммуникативными навыками и КСО по средствам использования материала;
- Дошкольники знают основные финансовые и экономические понятия;
- Дети имеют представления о новых профессиях, во время инсценировок и сюжетных игр принимают эти роли на себя;
- Дети имеют правильный интерес к деньгам, честного заработка, сформировано понятие: «труд - деньги»;
- Умеют соотносить свои потребности и возможности в соответствии с возрастом;
- Дошкольники ценят предметный мир, как результат труда людей; уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
- Дети выполняют сенсорные операции: поиск - сличение, локализацию, идентификацию, соотнесение, узнавание;
Основные принципы работы:
-доступность в изложении информации;
-систематичность и последовательность занятий;
-учёт индивидуальных, возрастных и ресурсных особенностей детей;
-наглядность с учётом санитарных требований для детей с ОВЗ;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-уважение к личности ребёнка, его мнению, высказываниям по теме.
Работа с родителями:
Заседание родительского клуба «Изучаем вместе». Тема. «Планирование семейного бюджета с детьми».
Мастер-классы: изготовление кошельков, гаманков, копилок , финансовых настольных игр вместе с детьми.
«Информационная палатка» - Буклеты на тему: «Вместе за покупками с детьми», «Осознанные покупки в «Детском мире».
Стендовая информация: «Личные карманные расходы детей».
Содержание программы
В данной программе формируются представления детей о труде людей, о результатах труда, о плате за труд.
Через проигрывание игр, разнообразные сюжетосложения, дети приобретают опыт взаимоотношений, развивают фантазию, воображение, повышения интереса к экономическим знаниям.
Через дидактические игры, просмотр презентаций дети знакомятся с рекламной, денежными купюрами; знакомятся с историей происхождения денег, понятием «товарообмен».
Календарно - тематическое планирование по финансовой грамотности
Тема | Педагогические средства | |||||
Сентябрь | ||||||
«Что такое деньги?» «Жила - была Денежка» | Цель. Знакомство с историей развития денег. Воспитывать уважение к людям, честно зарабатывающим деньги. | Д/игра «Что сначала, что потом?» С/ролевая игра «Банк» | ||||
Октябрь | ||||||
«Деньги разные нужны, деньги разные важны» | Цель. Знакомство детей с денежными знаками. Дать понятие о том, что деньги служат средством обмена товарами. | Д/игра «Отгадай, где продают!» Виртуальная экскурсия на выставку денежных знаков, монетный двор. | ||||
Ноябрь | ||||||
«Бюджет семьи доход, расход» «Реклама - хорошо, реклама - плохо» | Цель. Содействие формированию умений и навыков рационально использовать денежные средства. Развитие экономического мышления. Цель. Познакомить детей с профессией людей, работающих в рекламном агенстве; воспитывать уважение к их труду. Развитие творческого воображения. | Просмотр передачи «Финансовая грамота. Экономия денег». Рекламное агенство «Копеечка». Создание рекламного плаката для продажи кукольной посуды. | ||||
Декабрь | ||||||
«Какие бывают доходы» «Где покупают разные товары?» | Цель. Формирование понятий у детей об основных и дополнительных доходах, развитие навыков самостоятельного определения видов доходов семьи ( основной или дополнительный). Цель. Развитие у детей понятия, что товары покупают в разных местах: магазины, ларьки, рынки, киоски, ярмарки, торговые центры, супермаркеты, интернет-магазины. | Д/игра «Какая это профессия?» Составление экономического кроссворда . | ||||
Январь | ||||||
«Копилка» «Валюта» | Цель. Знакомство с понятиями: сберегать , копить, откладывать. Цель. Знакомство детей с деньгами других стран. Развитие функции слежения. | Инсценировка экономической сказки «Ремонт у трёх поросят». Изготовление копилок. Составление лабиринта «Путешествие монетки». | ||||
Февраль | ||||||
«Купи подарок другу» «О чём говорит вещь» | Цель. Умение подбирать монеты нужного достоинства, составляющие цену подарка. Цель. Воспитывать бережное отношение к вещам. | С/ролевая игра «Магазин подарков» Сюжетосложение: «В гостях у Федоры» | ||||
Март | ||||||
«Банкомат» «Карманные деньги» | Цель. Знакомство детей с банкоматом и его функциями. Банковская карта. Цель. Формирования понятия «карманные деньги». Развивать умения рационально их тратить. | Экскурсия к банкомату. Словесная игра «Это я, это все мои друзья» | ||||
Апрель | ||||||
«Сказка-ложь, да в ней намёк…» «Что такое конкуренция?» | Цель. Умение детей подмечать в сказках прстейшие экономические явления. Цель. Знакомство детей с экономическими терминами. | Викторина по сказкам. Д/игра «Что быстрее купят?» | ||||
Май | ||||||
«Полезные экономические привычки». «Мы – путешественники» | Цель. Закрепление знаний и умений по финансовой грамотности, по средствам игр. Цель. Закрепление понятий «бюджет», «зарплата», «экономия», «выгода», «затраты». | Д/игра «Хочу и надо» Сюжетосложение «Круиз» | ||||
Список используемой литературы #1057;моленцева А.А. Введение в мир экономики. С.-Петербург «Детство-Пресс», 2008. #1055;оварницина Г.Н., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Волгоград, 2015. #1057;тахович Л.В., СеменковаЕ.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок. М., Вакоша, 2019. #1055;рограмма специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида( для детей с нарушением зрения)/Под ред.Л.И.Плаксиной.-М.:Издательство «Экзамен», 2003. 5. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием МАДОУ «Детский сад №16». Минусинск , 2023. | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект по обучению дошкольников старшего возраста основам финансовой грамотности.
Цель:Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.Задачи:Познакомить с элементарными экономическими понятиями;Формировать деловые качества личности, об...

Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....
Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.Современные условия жизни диктуют нам необходимость обучения финансовой грамотности у детей...

Рабочая программа "Занимателные финансы" по формированию основам финансовой грамотности у дошкольников в старшей группе.
Рабочая программа "Занимательные финансы"...
ПОЛОЖЕНИЕ Конкурс создание лэпбука «Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности»
Цель:Стимулирование творческой активности педагогов в разработке и внедрении инновационных образовательных материалов. Задачи:Разработка и создание лэпбуков, направленных на обучение детей основа...