РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».
рабочая программа

  Данная программа разработана с учётом потребностей воспитанников  с особыми образовательными потребностями (амблиопией  и косоглазием). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proramma_fin.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 «Колосок» комбинированного вида»

662608, Россия, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Октябрьская 16;

тел.2 - 90 - 82

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».

Данная программа разработана с учётом потребностей воспитанников с особыми образовательными потребностями (амблиопией и косоглазием). Способствует развитию познавательного интереса, зрительного восприятия, их социализации в обществе. В реализации программы используются технология коллективного совместного обучения, элементы познавательного и игрового взаимодействия, что соответствует требованиям современной программы ДОО. Вся деятельность по ознакомлению с финансовой грамотностью разработана в игровой форме. Благодаря разнообразию коррекционных методов и приёмов, использованию современных ТСО, дети знакомятся с решением экономических задач, учатся этикету и социальным отношениям.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от №273-ФЗ «Образовании» в последней редакции от

-Конвенция ООН о правах ребёнка;

-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 198 «От утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».

- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и ( или) безвредности для человека факторов среды обитания».

-Письмо Минобрнауки России от № 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуравневые программы));

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Колосок» Комбинированного вида»

-Документ о финансовой грамотности.........

-Адаптированная образовательная программа дошкольников образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием МАДОУ «Детский сад № 16».

Актуальность

В современном мире необходимо формировать представления детей о финансовом мире. Исследования показали, что финансовую грамотность необходимо повышать и развивать на государственном уровне, учитывая ресурсные возможности ребёнка. Чем раньше мы научим детей рационально и бережно относиться к деньгам, научить правильно экономить, копить и создавать «подушку безопасности», тем успешнее они будут.ю когда вырастут.

Когда дети приобщаются к первичному опыту обращения с деньгами, а это как правило дошкольный возраст, необходимо вводить экономическое образование и знакомить их с элементарными денежными отношениями. На данном этапе ребёнок формируется как личность, закладываются социальные нормы, коммуникативные отношения. Необходимо грамотно и правильно заложить фундамент первоначальных социокультурных норм, начальных навыков финансовой грамотности.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание предметно - развивающего пространства и условий для успешного формирования у дошкольников с ОВЗ (амблиопия и косоглазие) интереса, инициативы и ценностного отношения к основам финансовой грамотности, а также корректирование особенностей его развития и состояния здоровья.

Задачи:

Обучающие:

-обучение правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-обучение правильному отношению к рекламе, умению разбираться в ней;

-способствовать формированию интереса и ценностного отношения к основам финансовой грамотности у дошкольников с ОВЗ (амблиопией и косоглазием).

Развивающие:

-создать благополучные условия финансового развития в соответствии с их возрастными, психическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка с ОВЗ;

-развивать умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;

-развивать экономическое мышление у дошкольников и компетенцию;

-способствовать формированию у детей основ финансовой грамотности, экономический образ мышления;

Воспитательные:

-воспитывать нравственно - экономические качества, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере;

-воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда;

-воспитывать правильное обращение с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, учитывая размеры бюджета семьи;

Формы работы: фронтальные(подгрупповые); индивидуальная работа.

Методы и приёмы в программе реализуются через различные формы организации детской деятельности: сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, НОД, изобразительную деятельность, занимательные задачи, загадки, кроссворды, лабиринты, сказки - инсценировки,экскурсии(реальные и виртуальные), ИКТ - технологии, беседы по финансовой грамотности с привлечением родителей, чтение художественной литературы; коррекционную деятельность для развития остроты зрения детей.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Образовательная деятельность проводится 1 раз в две недели.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь и май).

Срок реализации программы: программа рассчитана на один год с 15сентября по 15мая.

Результаты:

  • Овладение детьми коммуникативными навыками и КСО по средствам использования материала;
  • Дошкольники знают основные финансовые и экономические понятия;
  • Дети имеют представления о новых профессиях, во время инсценировок и сюжетных игр принимают эти роли на себя;
  • Дети имеют правильный интерес к деньгам, честного заработка, сформировано понятие: «труд - деньги»;
  • Умеют соотносить свои потребности и возможности в соответствии с возрастом;
  • Дошкольники ценят предметный мир, как результат труда людей; уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Дети выполняют сенсорные операции: поиск - сличение, локализацию, идентификацию, соотнесение, узнавание;

Основные принципы работы:

-доступность в изложении информации;

-систематичность и последовательность занятий;

-учёт индивидуальных, возрастных и ресурсных особенностей детей;

-наглядность с учётом санитарных требований для детей с ОВЗ;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-уважение к личности ребёнка, его мнению, высказываниям по теме.

Работа с родителями:

Заседание родительского клуба «Изучаем вместе». Тема. «Планирование семейного бюджета с детьми».

Мастер-классы: изготовление кошельков, гаманков, копилок , финансовых настольных игр вместе с детьми.

«Информационная палатка» - Буклеты на тему: «Вместе за покупками с детьми», «Осознанные покупки в «Детском мире».

Стендовая информация: «Личные карманные расходы детей».

Содержание программы

В данной программе формируются представления детей о труде людей, о результатах труда, о плате за труд.

Через проигрывание игр, разнообразные сюжетосложения, дети приобретают опыт взаимоотношений, развивают фантазию, воображение, повышения интереса к экономическим знаниям.

Через дидактические игры, просмотр презентаций дети знакомятся с рекламной, денежными купюрами; знакомятся с историей происхождения денег, понятием «товарообмен».

Календарно - тематическое планирование по финансовой грамотности

Тема

Педагогические средства

Сентябрь

«Что такое деньги?»

«Жила - была Денежка»

Цель. Знакомство с историей развития денег.

Воспитывать уважение к людям, честно зарабатывающим деньги.

Д/игра «Что сначала, что потом?»

С/ролевая игра «Банк»

Октябрь

«Деньги разные нужны, деньги разные важны»

Цель. Знакомство детей с денежными знаками.

Дать понятие о том, что деньги служат средством обмена товарами.

Д/игра «Отгадай, где продают!»

Виртуальная экскурсия на выставку денежных знаков, монетный двор.

Ноябрь

«Бюджет семьи доход, расход»

«Реклама - хорошо, реклама - плохо»

Цель. Содействие формированию умений и навыков рационально использовать денежные средства. Развитие экономического мышления.

Цель. Познакомить детей с профессией людей, работающих в рекламном агенстве; воспитывать уважение к их труду. Развитие творческого воображения.

Просмотр передачи «Финансовая грамота. Экономия денег».

Рекламное агенство «Копеечка». Создание рекламного плаката для продажи кукольной посуды.

Декабрь

«Какие бывают доходы»

«Где покупают разные товары?»

Цель. Формирование понятий у детей об основных и дополнительных доходах, развитие навыков самостоятельного определения видов доходов семьи ( основной или дополнительный).

Цель. Развитие у детей понятия, что товары покупают в разных местах: магазины, ларьки, рынки, киоски, ярмарки, торговые центры, супермаркеты, интернет-магазины.

Д/игра «Какая это профессия?»

Составление экономического кроссворда .

Январь

«Копилка»

«Валюта»

Цель. Знакомство с понятиями: сберегать , копить, откладывать.

Цель. Знакомство детей с деньгами других стран. Развитие функции слежения.

Инсценировка экономической сказки «Ремонт у трёх поросят».

Изготовление копилок.

Составление лабиринта «Путешествие монетки».

Февраль

«Купи подарок другу»

«О чём говорит вещь»

Цель. Умение подбирать монеты нужного достоинства, составляющие цену подарка.

Цель. Воспитывать бережное отношение к вещам.

С/ролевая игра «Магазин подарков»

Сюжетосложение: «В гостях у Федоры»

Март

«Банкомат»

«Карманные деньги»

Цель. Знакомство детей с банкоматом и его функциями. Банковская карта.

Цель. Формирования понятия «карманные деньги». Развивать умения рационально их тратить.

Экскурсия к банкомату.

Словесная игра «Это я, это все мои друзья»

Апрель

«Сказка-ложь, да в ней намёк…»

«Что такое конкуренция?»

Цель. Умение детей подмечать в сказках прстейшие экономические явления.

Цель. Знакомство детей с экономическими терминами.

Викторина по сказкам.

Д/игра «Что быстрее купят?»

Май

«Полезные экономические привычки».

«Мы – путешественники»

Цель. Закрепление знаний и умений по финансовой грамотности, по средствам игр.

Цель. Закрепление понятий «бюджет», «зарплата», «экономия», «выгода», «затраты».

Д/игра «Хочу и надо»

Сюжетосложение «Круиз»

Список используемой литературы

#1057;моленцева А.А. Введение в мир экономики. С.-Петербург «Детство-Пресс», 2008.

#1055;оварницина Г.Н., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Волгоград, 2015.

#1057;тахович Л.В., СеменковаЕ.В. Финансовая грамотность. Сценарии обучающих сказок. М., Вакоша, 2019.

#1055;рограмма специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида( для детей с нарушением зрения)/Под ред.Л.И.Плаксиной.-М.:Издательство «Экзамен», 2003.

5. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием МАДОУ «Детский сад №16». Минусинск , 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект по обучению дошкольников старшего возраста основам финансовой грамотности.

Цель:Формирование у детей предпосылок для финансовой грамотности, интереса к экономическим знаниям.Задачи:Познакомить с элементарными экономическими понятиями;Формировать деловые качества личности, об...

Рабочая программа «АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ» по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме....

Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимо...

«Обучение дошкольников с ОВЗ основам финансовой грамотности».

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.Современные условия жизни диктуют нам необходимость обучения финансовой грамотности у детей...

ПОЛОЖЕНИЕ Конкурс создание лэпбука «Обучение детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности»

Цель:Стимулирование творческой активности педагогов в разработке и внедрении инновационных образовательных материалов. Задачи:Разработка и создание лэпбуков, направленных на обучение детей основа...