Проект "Традиции и культура коми народа"
методическая разработка (старшая группа)

Жанна Николаевна Чернега

Проект "Традиции и культура коми народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_i_kultura_komi_naroda.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 69 комбинированного вида»

Проект на тему:

«Традиции и культура коми народа»

        

                                                                                                                  Разработала:

                                                                                                      Чернега Ж.Н.

Ухта, 2025


Проект на тему: «Традиции и культура коми народа»

Тип проекта: информационно-практико-ориентировочный

Авторы проекта: Чернега Ж.Н.

Продолжительность: две недели

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Актуальность: современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Проблема: отсутствие эффективного воздействия на духовное и нравственное развитие личности, фундаментом которого является национальная культура, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения.

Цель: формирование основ национальной толерантности у детей дошкольного возраста и социокультурной психолого-педагогической компетентности родителей.

Задачи:

Для детей: расширять представления о культуре народа коми, знакомить с народными промыслами. Приучать учить стихотворения коми поэтов. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. Развивать творческие и конструктивные способности детей.

Для педагогов: познакомить детей и родителей с традициями и культурой коми народа, праздниками и включать их в детскую жизнь; оказать помощь родителям дошкольников в сохранении и творческом развитии традиций; привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду уголка коми культуры, предметно-развивающей среды.

Для родителей: содействовать становлению познавательного интереса у детей к традициям и культуре коми народа.

Итоговое мероприятие проекта: «Гажа валяй» («Веселое гулянье»).

Форма проведения итогового мероприятия: познавательно - тематическое развлечение.

Продукты проекта: 

Для детей: Познавательно-тематическое развлечение «Гажа валяй» («Веселое гулянье»); макет коми избы.

Для родителей: Собрание на тему: « Традиции и культура коми народа».

Ожидаемые результаты:

Для детей: проявление интереса детей к изучению традиций и культуры коми народа; обогащение знаний и представлений о традициях и праздниках; пополнение развивающей среды.

Для родителей: создание новых форм взаимодействия с детьми и их родителями; внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду; расширение тематических праздников.


Краткое содержание проекта

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Создание проблемы: после каникул, которые один ребенок провел в коми деревне, ребенку был подарен коми национальный музыкальный инструмент. Этот инструмент ребенок принес в детский сад. Расспросить детей, знают ли они что это за инструмент и где он использовался. Заинтересовать в поиске информации о коми крае. Подготовить информацию для родителей об организации проекта. Организовать родителей для участия в проекте.

Обсуждение проблемы. Активное слушание литературных произведений по теме проекта. Предлагают варианты решения проблемы.

Вхождение родителей в тему проекта. Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Деятельностный ( непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Запланировать детскую деятельность. Организация детской деятельности (продуктивной, коммуникативной, познавательной). Помощь в обсуждении каждого вида деятельности. Оформление макета коми избы. Разработка сценария праздника. Подбор и проведение коммуникативных игр.

Художественная продуктивная деятельность: рисунки, поделки из природного материала. Совместно с родителями изготовление предметов к макету по теме проекта. Участие в коммуникативных играх.

Разработка, создание атрибутов родителями. Изготовление макета. Повышение педагогической компетентности родителей через информационные уголки и родительское собрание.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Проведение развлечения «Гажа валяй». Презентация проекта и оформление фотоальбома.

Активное участие в развлечение «Гажа валяй»

Участие и подготовка развлечения.

Просмотр итогового развлечения.


Содержание проекта

«Традиции и культура коми народа».

Познавательное развитие

Беседы

1.«Путешествие в историю»

Цель: воспитывать желание узнавать историю жизни коми народа, через использование художественной литературы и фольклор.

 

2. «Быт и традиции»

Цель: пробуждать интерес детей к истории и культуре Республики Коми.

Ознакомление с окружающим миром (ООД))

1. Моя малая родина Республика Коми (интегрированное занятие)

Цель: дать представление о малой родине (республике Коми), воспитывать к ней любовь; закреплять умение детей рисовать животных Республики Коми (предоставляя выбор), учить соблюдать размерные соотношения деталей

2. Праздник «Шондiбан» (интегрированное ООД) (Приложение 1)

Цель: дать преставление о празднике «Шондiбан»; учить рассказывать, отвечать на вопросы; учить вырезать круги из квадрата путем скругления углов, использовать этот прием для изображения солнца; развивать внимание, речь; воспитывать уважение к традициям.

Формирование элементарных математических представлений

(ООД)

1. Геометрические фигуры. Коми орнамент.

Цель: учить детей выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре.

2. Величина рукавички.

Цель: учить соизмерять предметы по признакам, совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по форме путем наложения или приложения их друг к другу.

1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Заготовка грибов и ягод», «детский сад», Оленеводы», «На рыбалке».

Цели: учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. Дидактические игры: «Ловля рыбы», «Собери узор», «Собери картинку», «Найди пару», Коми домино», «Найди маме дочку».

Цели: учить детей дидактическим играм на закрепление представлений о свойствах предметов; совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей, совершенствовать тактильные, слуховые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать усидчивость.

3. Хороводные игры: «Паськыд Гажа улича».

Цель: продолжать учить детей умению двигаться по кругу в хороводах. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: кружение по одному, в парах. Воспитывать любовь к музыке.

4. Пальчиковые игры: «Кошка и мышка», «Пальчики в лесу», «Барашки», «Котята».

Цели: учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

5. Итоговое развлечение «Гажа валяй» (Приложение 10)

Цели: продолжать приобщать детей к праздничной культуре коми народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Привлекать детей к творческой деятельности.

Безопасность

Сюжетно ролевая игра «На охоте».

Цель: учить соблюдать правила безопасности поведения в лесу, на улице, на охоте. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре. Воспитывать интерес к играм у детей.

Труд

Макет «Олени на пастбище» (из природного материала) (Приложение 11)

Цель: учить детей использовать различный природный материал (шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя. Познакомить с новым типом образа – моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); воспитывать внимание и старание в работе.

Социально – коммуникативное развитие

Рассматривание картин

1. Устройство коми избы. (Приложение 2)

Цель: продолжать знакомить с жилищем коми людей в старину, объясняя детям назначения его составных частей.

2. В гостях у бабушки Райды. (Приложение 3)

Цель: продолжать развивать интерес к коми традициям: гостеприимству, воспитывать уважение к старшим, уточнить представление о церкви, иконе; познакомить с названиями коми праздников.

Театрализованная деятельность

1. «Лиса и заяц» (инсценировка)

Цель: учить разыгрывать несложные представления; развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

1. Моя малая родина Республика Коми. Сказочные герои. (Интегрированное ООД).  (Приложение 4)

Цель: учить рассказывать о своей республике используя опорные картинки, познакомить с её историей; учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида героев сказки.

Чтение художественной литературы

1. Коми сказка «Пера-богатырь». (Приложение5)

Цель: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, развивать внимание и интерес к книге; воспитывать любовь к коми народным сказкам.

Чтение сказок, загадок, стихов

Коми народные сказки: «Лиса и заяц», «Фома», «Пера-богатырь», «Ёма и две сестры», «Лекарь мужик», «Портной и омэли».(Приложение 6)

Загадки, стихи (автор А. Журавлев) «Малица», «Мы живем в глубинке», «Кулебяки». (Приложение 7)

Художественно-эстетическое развитие

Лепка (ООД) (Приложение 8)

1. Пера-богатырь.

Цель: продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа, с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания детей о частях лица. Воспитывать любовь детей к народному творчеству.

Аппликация (ООД)

1. Малица.

Цель: учить детей вырезать по контуру, аккуратно наклеивать изображения состоящих из нескольких частей; развивать интерес к коми национальной одежде, воспитывать навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Рисование (ООД)

1. Украсим сарафан орнаментом.

Цель: учить выделять элементы коми орнамента; видеть и называть цвета, используемые в орнаменте; формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам коми национальных узоров; воспитывать интерес к рисованию.

2. Деревья нашей республики.

Цель: учить детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции (деревья нашего парка). Воспитывать бережное отношение к природе.

Конструирование (ООД)

1. Дом.

Цель: учить анализировать постройку: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме. Развивать способность различать строительные детали (кирпичики, куб, брусок, треугольную призму). Воспитывать уважение к обычаям коми народа.

2. Чум (ручной труд).

Цель: учить делать несложные игрушки из природного материала (веток, листьев) и других материалов (пластилина); развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность.

Музыкальная деятельность

Слушание песен: «Шондiбанöй-олöмöй» коми народная музыка; «Акань» музыка Г.Качанова.

Цель: Учить высказываться о характере музыки. Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. Прививать любовь к коми народной музыке.

Пение: «Елочка» коми народная музыка.

Цель: Учить детей подпевать эмоционально, выразительно. Приучать к групповому и подгрупповому пению. Воспитывать любовь к пению.

Музыкально-ритмичные движения: хоровод круговой «Паськыд Гажа улича» коми народная мелодия.

Цель: учить танцевать в темпе и характере танца. Развивать ловкость и внимание. Воспитывать в детях активное участие в хороводных плясках.

Физическое развитие

Беседа

«Чистота залог здоровья»

Цель: посредством рассказов о коми банях способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению культурно-гигиенических навыков; продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Физкультурный досуг

«Оленеводы»

Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей, формировать умение и навыки правильного выполнения движений деятельности детей; воспитывать красоту, грациозность и выразительность движений.

Подвижные игры (Приложение 9)

«Мышь и угол»; «В медведя»; «Воробей»; «Шор»; «Гуляние по парам»; «Золотые ворота».

Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу. Общее укрепление мышц и конечностей. Упражнять в легком беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал; улучшение координации слухового анализатора, формировать правильную осанку, воспитывать дружеское взаимоотношение.

Формы взаимодействия с семьей и с социальными партнерами

Собрание на тему: «Традиции и культура коми народа». (Приложение 12)

Цель: донести до родителей об организации работы в МДОУ по приобщению детей к культуре и традициям народа коми. Повышение интереса к данному вопросу. Воспитание толерантного отношения к другим народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"

Консультация для родителей старших групп "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .

Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с  его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа

тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...

Статья "Приобщение дошкольников к культуре коми народа через проектную деятельность"

В статье раскрывается обобщение опыта работы по этнокультурному направлению....

Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия

Дошкольный возраст является  благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте  развивается память, восприятие, мышление, воображен...