Проект "Традиции и культура коми народа"
методическая разработка (старшая группа)
Проект "Традиции и культура коми народа"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 69 комбинированного вида»
Проект на тему:
«Традиции и культура коми народа»
Разработала:
Чернега Ж.Н.
Ухта, 2025
Проект на тему: «Традиции и культура коми народа»
Тип проекта: информационно-практико-ориентировочный
Авторы проекта: Чернега Ж.Н.
Продолжительность: две недели
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Актуальность: современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.
Проблема: отсутствие эффективного воздействия на духовное и нравственное развитие личности, фундаментом которого является национальная культура, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения.
Цель: формирование основ национальной толерантности у детей дошкольного возраста и социокультурной психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
Для детей: расширять представления о культуре народа коми, знакомить с народными промыслами. Приучать учить стихотворения коми поэтов. Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. Развивать творческие и конструктивные способности детей.
Для педагогов: познакомить детей и родителей с традициями и культурой коми народа, праздниками и включать их в детскую жизнь; оказать помощь родителям дошкольников в сохранении и творческом развитии традиций; привлечь родителей к сотрудничеству по созданию в детском саду уголка коми культуры, предметно-развивающей среды.
Для родителей: содействовать становлению познавательного интереса у детей к традициям и культуре коми народа.
Итоговое мероприятие проекта: «Гажа валяй» («Веселое гулянье»).
Форма проведения итогового мероприятия: познавательно - тематическое развлечение.
Продукты проекта:
Для детей: Познавательно-тематическое развлечение «Гажа валяй» («Веселое гулянье»); макет коми избы.
Для родителей: Собрание на тему: « Традиции и культура коми народа».
Ожидаемые результаты:
Для детей: проявление интереса детей к изучению традиций и культуры коми народа; обогащение знаний и представлений о традициях и праздниках; пополнение развивающей среды.
Для родителей: создание новых форм взаимодействия с детьми и их родителями; внедрение новых традиций проведения праздников в детском саду; расширение тематических праздников.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Создание проблемы: после каникул, которые один ребенок провел в коми деревне, ребенку был подарен коми национальный музыкальный инструмент. Этот инструмент ребенок принес в детский сад. Расспросить детей, знают ли они что это за инструмент и где он использовался. Заинтересовать в поиске информации о коми крае. Подготовить информацию для родителей об организации проекта. Организовать родителей для участия в проекте. | Обсуждение проблемы. Активное слушание литературных произведений по теме проекта. Предлагают варианты решения проблемы. | Вхождение родителей в тему проекта. Ознакомление родителей с содержанием проекта. |
Деятельностный ( непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Запланировать детскую деятельность. Организация детской деятельности (продуктивной, коммуникативной, познавательной). Помощь в обсуждении каждого вида деятельности. Оформление макета коми избы. Разработка сценария праздника. Подбор и проведение коммуникативных игр. | Художественная продуктивная деятельность: рисунки, поделки из природного материала. Совместно с родителями изготовление предметов к макету по теме проекта. Участие в коммуникативных играх. | Разработка, создание атрибутов родителями. Изготовление макета. Повышение педагогической компетентности родителей через информационные уголки и родительское собрание. |
Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом) | Проведение развлечения «Гажа валяй». Презентация проекта и оформление фотоальбома. | Активное участие в развлечение «Гажа валяй» | Участие и подготовка развлечения. Просмотр итогового развлечения. |
Содержание проекта
«Традиции и культура коми народа».
Познавательное развитие
Беседы
1.«Путешествие в историю»
Цель: воспитывать желание узнавать историю жизни коми народа, через использование художественной литературы и фольклор.
2. «Быт и традиции»
Цель: пробуждать интерес детей к истории и культуре Республики Коми.
Ознакомление с окружающим миром (ООД))
1. Моя малая родина Республика Коми (интегрированное занятие)
Цель: дать представление о малой родине (республике Коми), воспитывать к ней любовь; закреплять умение детей рисовать животных Республики Коми (предоставляя выбор), учить соблюдать размерные соотношения деталей
2. Праздник «Шондiбан» (интегрированное ООД) (Приложение 1)
Цель: дать преставление о празднике «Шондiбан»; учить рассказывать, отвечать на вопросы; учить вырезать круги из квадрата путем скругления углов, использовать этот прием для изображения солнца; развивать внимание, речь; воспитывать уважение к традициям.
Формирование элементарных математических представлений
(ООД)
1. Геометрические фигуры. Коми орнамент.
Цель: учить детей выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора. Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе, цилиндре.
2. Величина рукавички.
Цель: учить соизмерять предметы по признакам, совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, по форме путем наложения или приложения их друг к другу.
1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Заготовка грибов и ягод», «детский сад», Оленеводы», «На рыбалке».
Цели: учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2. Дидактические игры: «Ловля рыбы», «Собери узор», «Собери картинку», «Найди пару», Коми домино», «Найди маме дочку».
Цели: учить детей дидактическим играм на закрепление представлений о свойствах предметов; совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей, совершенствовать тактильные, слуховые ощущения детей. Развивать наблюдательность и внимание. Воспитывать усидчивость.
3. Хороводные игры: «Паськыд Гажа улича».
Цель: продолжать учить детей умению двигаться по кругу в хороводах. Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения: кружение по одному, в парах. Воспитывать любовь к музыке.
4. Пальчиковые игры: «Кошка и мышка», «Пальчики в лесу», «Барашки», «Котята».
Цели: учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.
5. Итоговое развлечение «Гажа валяй» (Приложение 10)
Цели: продолжать приобщать детей к праздничной культуре коми народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Привлекать детей к творческой деятельности.
Безопасность
Сюжетно ролевая игра «На охоте».
Цель: учить соблюдать правила безопасности поведения в лесу, на улице, на охоте. Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу, совершенствовать умение объединяться в игре. Воспитывать интерес к играм у детей.
Труд
Макет «Олени на пастбище» (из природного материала) (Приложение 11)
Цель: учить детей использовать различный природный материал (шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя. Познакомить с новым типом образа – моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); воспитывать внимание и старание в работе.
Социально – коммуникативное развитие
Рассматривание картин
1. Устройство коми избы. (Приложение 2)
Цель: продолжать знакомить с жилищем коми людей в старину, объясняя детям назначения его составных частей.
2. В гостях у бабушки Райды. (Приложение 3)
Цель: продолжать развивать интерес к коми традициям: гостеприимству, воспитывать уважение к старшим, уточнить представление о церкви, иконе; познакомить с названиями коми праздников.
Театрализованная деятельность
1. «Лиса и заяц» (инсценировка)
Цель: учить разыгрывать несложные представления; развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
1. Моя малая родина Республика Коми. Сказочные герои. (Интегрированное ООД). (Приложение 4)
Цель: учить рассказывать о своей республике используя опорные картинки, познакомить с её историей; учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида героев сказки.
Чтение художественной литературы
1. Коми сказка «Пера-богатырь». (Приложение5)
Цель: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, развивать внимание и интерес к книге; воспитывать любовь к коми народным сказкам.
Чтение сказок, загадок, стихов
Коми народные сказки: «Лиса и заяц», «Фома», «Пера-богатырь», «Ёма и две сестры», «Лекарь мужик», «Портной и омэли».(Приложение 6)
Загадки, стихи (автор А. Журавлев) «Малица», «Мы живем в глубинке», «Кулебяки». (Приложение 7)
Художественно-эстетическое развитие
Лепка (ООД) (Приложение 8)
1. Пера-богатырь.
Цель: продолжать учить детей наносить пластилин на заданную поверхность; доводить изделие до нужного образа, с помощью ниток и пластилина. Закреплять знания детей о частях лица. Воспитывать любовь детей к народному творчеству.
Аппликация (ООД)
1. Малица.
Цель: учить детей вырезать по контуру, аккуратно наклеивать изображения состоящих из нескольких частей; развивать интерес к коми национальной одежде, воспитывать навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Рисование (ООД)
1. Украсим сарафан орнаментом.
Цель: учить выделять элементы коми орнамента; видеть и называть цвета, используемые в орнаменте; формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам коми национальных узоров; воспитывать интерес к рисованию.
2. Деревья нашей республики.
Цель: учить детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции (деревья нашего парка). Воспитывать бережное отношение к природе.
Конструирование (ООД)
1. Дом.
Цель: учить анализировать постройку: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме. Развивать способность различать строительные детали (кирпичики, куб, брусок, треугольную призму). Воспитывать уважение к обычаям коми народа.
2. Чум (ручной труд).
Цель: учить делать несложные игрушки из природного материала (веток, листьев) и других материалов (пластилина); развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность.
Музыкальная деятельность
Слушание песен: «Шондiбанöй-олöмöй» коми народная музыка; «Акань» музыка Г.Качанова.
Цель: Учить высказываться о характере музыки. Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку различного характера. Прививать любовь к коми народной музыке.
Пение: «Елочка» коми народная музыка.
Цель: Учить детей подпевать эмоционально, выразительно. Приучать к групповому и подгрупповому пению. Воспитывать любовь к пению.
Музыкально-ритмичные движения: хоровод круговой «Паськыд Гажа улича» коми народная мелодия.
Цель: учить танцевать в темпе и характере танца. Развивать ловкость и внимание. Воспитывать в детях активное участие в хороводных плясках.
Физическое развитие
Беседа
«Чистота залог здоровья»
Цель: посредством рассказов о коми банях способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению культурно-гигиенических навыков; продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Физкультурный досуг
«Оленеводы»
Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей, формировать умение и навыки правильного выполнения движений деятельности детей; воспитывать красоту, грациозность и выразительность движений.
Подвижные игры (Приложение 9)
«Мышь и угол»; «В медведя»; «Воробей»; «Шор»; «Гуляние по парам»; «Золотые ворота».
Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу. Общее укрепление мышц и конечностей. Упражнять в легком беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал; улучшение координации слухового анализатора, формировать правильную осанку, воспитывать дружеское взаимоотношение.
Формы взаимодействия с семьей и с социальными партнерами
Собрание на тему: «Традиции и культура коми народа». (Приложение 12)
Цель: донести до родителей об организации работы в МДОУ по приобщению детей к культуре и традициям народа коми. Повышение интереса к данному вопросу. Воспитание толерантного отношения к другим народам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Консультация для родителей "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"
Консультация для родителей старших групп "Приобщение дошкольников к культуре и традициям коми народа"...

Паспорт проекта «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями». Проект представлен на конкурс авторских методических разработок в номинации «Мероприятия в мини - музее «Коми изба» .
Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа
тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...

Статья "Приобщение дошкольников к культуре коми народа через проектную деятельность"
В статье раскрывается обобщение опыта работы по этнокультурному направлению....

Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте развивается память, восприятие, мышление, воображен...

