План самообразования по профориентации
материал (подготовительная группа)

Багрова Галина Валерьевна

План самообразования по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

        

План самообразования воспитателя

2024-2025 учебный год

Тема:

«Формирование ранней профориентации

у детей старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с трудом взрослых»

                                                               Выполнил  воспитатель: Багрова Г.В.

                                                                                                                                                       

г. Богородск, 2024

Структура программы профессионального самообразования педагога

Ф. И. О. Багрова Галина Валерьевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория:  высшая

Стаж педагогической работы: 25 лет

План саморазвития составлен  на 1 год (2024-2025)

Возраст детей: от 5 до 6 лет

Тема: ««Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста  посредством ознакомления с трудом взрослых»

Пояснительная записка.

«Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые  собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

                                                     К. И. Чуковский

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены  за

всю свою историю. Современные процессы модернизации  дошкольного

образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность

воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию,

обеспечивающую   отношение к педагогическому труду.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Одним из показателей профессиональной компетенции воспитателя является

его способность к самообразованию, которое проявляется в

неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения

образовательного процесса и стремление к росту, самосовершенствованию.

Современная система образования требует от воспитателя постоянного

совершенствования знаний. Знания можно получить разными способами.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства

педагогов – это самообразование.

Моя самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и

конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ

возникающих в работе ситуаций.

В процессе этой работы развивается потребность в постоянном пополнении

педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение

моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс,

раскрывается творческий потенциал.

 

 2. Актуальность  

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

 

3.Предполагаемый результат:

Повышение профессиональной компетентности по вопросу формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом взрослых.

4. Цели и задачи

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом взрослых.

Задачи:

- развивать  эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- развивать  познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;

-понимать взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

- привлечь родителей к организации   воспитательно – образовательной  работе с детьми.

- обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

5. Этапы работы.

- 1 Этап - Подготовительный  изучение (психолого  - педагогической и методической литературы , интернет –ресурсов)

- 2 Этап - Основной (изучение методических материалов, ООД, реконструкция РППС, системы планирования, апробация методик на практике с детьми и родителями ,открытое мероприятие для педагогов, консультации педагогов)

- 3 Этап – Итоговый (оформление и защита проекта, выступление с презентацией,   распространение опыта в сети интернет.)

Источники самообразования

  • Методическая литература
  • Опыт коллег
  • Мастер – классы
  • Интернет – ресурсы
  • Психолого – педагогические исследования

5. План мероприятий по реализации поставленных целей и задач.

                         2022-2023 год учебный год.

План работы по саморазвитию на 2022-2023 год

1 этап. Подготовительный. ( с сентября по октябрь)

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

1.

2.

Изучение методической литературы

Изучение опыта других педагогов.

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

- Образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, М.,2014 ФГОС ДО.

- Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально – коммуникативного  и познавательного развития детей дошкольного возраста //Современные наукоемкие технологии.–2017- № 2.

- Гаврилова Н.Б., Кулебина Н.А., Рыбенко Н.А., Макаренко Л.В., Мосина М.В.  Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников// Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1(1). С. 13-15.

-Кудрявцева Е.А. «Ранняя профориентация в дошкольном образовании: педагогические технологии ознакомления детей с миром профессий»

- Кондрашов Е.А. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие//В.П. Кондрашов – Балашов: ИЗД – ВО «Николаев», 2004.

- Мазниченко М.А., Шуванова В.П., Зиновьева А.А.  Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020 -№ 4 – С.3 – 13.

- Савина И.В. Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста// Воспитатель ДОУ, 2012 № 2

- Шаламова Е.И., Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно – методическое пособие – СПб: Детство – Пресс, 2012 – 207с.

- Участие в Вебинарах, консультациях, семинарах-практикумах.

- Знакомство с новыми педагогическими технологиями. 

- Формирование электронной и методической библиотеки

- Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала.

 - Подбор рабочего материала по теме.

- Составление перспективного плана;

 

- Консультация для педагогов

- Посещение городских методических объединений педагогов по теме самообразования

                                                    2 этап. Основной. ( с ноября по май)

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Ноябрь

1.

Анкетирование

«Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом взрослых»

Выявление знаний родителей по теме самообразования

2.

 Консультация  для родителей

«Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом взрослых»

Повышение компетенции  

родителей по теме

3.

Картотека

«Дидактические игры по ознакомлению детей с трудом взрослых» 

Создание картотеки

4.

Беседа

 «Профессии родителей»

Расширение знаний о профессиях родителей и членов семьи

Декабрь

1.

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр

Привлечение родителей к пополнению РППС

2.

Экскурсия  

«Пожарная часть»»

Расширение знаний о профессиях

3.

Выставка рисунков и составление альбома

«Моя будущая профессия»

Приобщение детей и родителей к совместному творчеству.

4.

Подвижные игры на развитие познавательных способностей

" Едем на работу", "Что мы делали, не скажем" и др.

Развитие познавательных способностей детей

5.

Чтение художественной литературы

«Разные профессии»

Расширение знаний о профессиях

Январь

1.

Консультация для родителей

«Трудовое воспитание в семье»

Расширение компетенций родителей  

2.

Картотека

«Загадки на тему «Профессии»

Пополнение РППС

3.

Папка - передвижка

«Что почитать детям о профессиях?»

Расширение знаний родителей  

4.

Экскурсия

 «Городская библиотека»

Расширение знаний о профессиях

5.

Дидактическая игра

«Что делают этим предметом?»

Развитие воображения и творчества детей

6.

Круглый стол для родителей

«Как оформить детско-родительский проект»

Расширение компетенции родителей

                                                                                Февраль

1.

Мастер – класс для воспитателей

Изготовление игры на прищепках «Чьи инструменты»

Расширение компетенции воспитателей

2.

Экскурсия и беседа с детьми

«Профессии детского сада»

Расширение знаний о профессиях

3.

КВН  с родителями

«В мире профессий»

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности

4.

Картотека

«Сюжетно ролевые игры по ознакомлению детей с трудом взрослых»

Пополнение РППС

5.

Фотоколлаж   

«С днем защитника отечества» 

Расширение знаний о военных профессиях

Март

1.

Экскурсия  

Знакомство с профессией «Фермер»

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности

2.

Дидактические игры

«Вертушки», «Пазлы»

Пополнение РППС

3.

Детско – родительские проекты

«Профессии моей семьи»

Расширение знаний родителей

4.

Просмотр мультфильма

«Вовка в тридевятом царстве»

Формирование у детей положительного отношения к труду

5.

Беседа

«Профессии наших мам»

Расширение знаний о профессиях

Апрель

1.

Консультация для воспитателей

«Формирование ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с трудом взрослых»  

Повышение компетентности по теме

2.

Игры

«Профессиограмма»».

Расширение знаний о профессиях

3.

Детский мюзикл

«Муха – цокотуха»

Закрепление знаний детей о театральных профессиях

4.

Встреча «Гость группы»

Профессия «Парикмахер»

Расширение знаний детей

5.

Лэпбук

«Профессии»

Пополнение РППС

3 этап. Заключительный (май )

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

1.

Выступление с докладом об опыте работы по теме самообразования

Презентация опыта работы на итоговом педсовете ДОО

- Презентация по теме ««Формирование ранней профориентации

у детей старшего дошкольного возраста

посредством ознакомления с трудом взрослых»»»

2.

Публикация в интернете для распространения опыта.

Пополнение личной страницы на сайтах

 

Выводы: 

В результате работы по теме самообразования:

у меня, как у педагога  сформированы основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста

У детей сформированы:

- творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- социальные навыки в процессе групповых взаимодействий;

- обогатился опыт  творческой деятельности;

- повысился уровень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

  Анализ результатов:

  1. 1 этап – оформлена электронная карточка, разработана линия усложнения задач;
  2. 1 этап – разработан перспективный план, система конспектов, созданы тематические презентации, реконструирована РППС, введена в практику театрализованная  ;
  3. 3 этап – выступление на педсовете,   участие в конкурсах, опыт работы представлен  в виде презентации.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по железнодородной профориентации.

В материале представлен список занятий на железнодорожную тему по месяцам....

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования  воспитателя Мамонтовой О.И....

Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....

Тема самообразования "Ранняя профориентация дошкольников"

Самообразование педагога на 2021-2022 учебный год на тему: "Ранняя профориентация дошкольников"...

Презентация темы самообразования: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, подсказки для педагогов»

Подсказки для педагогов по теме: "Раняя профориентация детей дошкольного возраста" (для 2-младшей группы)...

Тема самообразования : " Ранняя профориентация дошкольников в условиях реализации ФОП ДО с учетом регионального компонента".

Повышение качества образовательного процесса, популяризация использования технологии в практике ДОУ....

Тема самообразования : " Ранняя профориентация дошкольников в условиях реализации ФОП ДО с учетом регионального компонента".

Повышение качества образовательного процесса, популяризация использования технологии в практике ДОУ...