Конспект занятия по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе
план-конспект занятия (средняя группа)

Конспект НОД по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры , к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.


Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешками, загадками, скороговорками, сказками и т.д.);развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов,   расширять словарный запас.


Развивающие: Развивать любознательность; развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;
довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуру; 

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, воспитывать интерес к народному творчеству. Окружить детей теплотой добрых чувств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе.

.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры , к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешками, загадками, скороговорками, сказками и т.д.);развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов,   расширять словарный запас,.

Развивающие: Развивать любознательность; развивать речь, внимание, мелкую моторику рук;

довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуру; Воспитательные: Воспитывать любовь к родному языку, воспитывать интерес к народному творчеству. Окружить детей теплотой добрых чувств.

Форма работы: Групповая.

Оборудование и материалы для занятия:

Сарафан для воспитателя в народном стиле. Мягкая игрушка котика, Колобка, расписной сундук, , конверты с заданиями

Приёмы и методы:

• Словесные: вопросы, рассказ педагога, звукоподражание, индивидуальные и хоровые ответы детей. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть.

• Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижные игры,

Предварительная работа:  чтение пословиц, поговорок, загадок, народных сказок, правильное произношение чистоговорок, слушание музыкальных произведений русского народного творчества.

Ход мероприятия :

Дети заходят в группу.

Воспитатель читает стихотворение:

Придумано кем-то

Просто и мудро:

При встрече здороваться.

– Доброе утро!

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным.

Воспитатель:

Я держу в ладошках радость

Я дарю ее друзьям

Улыбнитесь! Это просто!

Я дарю улыбку вам.

Воспитатель:

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение

Я хочу им поделиться с вами

Алисе настроение на бантик

Роме настроение в кармашек

Тимуру дам в ладошки

Василисе на плечико…..и т.д.

У всех настроение хорошее? Отлично!

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир сказок, скороговорок, загадок, потешек.  В страну, которая называется Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? Фольклор - это устное народное творчество, когда люди придумывали сказки, былины, сочиняли потешки, песни. Давайте же с вами отправимся в эту сказочную страну и познакомимся с жанрами фольклора поближе.

 

Сюрпризный момент

И в этом нам поможет волшебный сундучок!!!!

Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?

Дети: да, поможем!

Пальчиковая гимнастика.

На сундуке висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Мы замочек покрутили,

Мы замочком постучали, потянули (дети крутят сцепленными в замочек руками, стучат по коленочкам)

И открыли!

Воспитатель:

В сундучок я загляну,

Что же там ? Я погляжу.

Да ребятам покажу

Воспитатель показывает на сундучок, из которого достает конверты во время занятия.

Воспитатель: Будем путешествовать?

Путешествовать мы будем разными видами транспорта.

1) ПОТЕШКИНО(воспитатель достает конверт с картинкой паровоза)

Под весёлый стук колёс

Мчит по рельсам паровоз:

Дым, пуская на лету,

Паровоз гудит: ту - ту!

Вставайте ребята друг за другом, поедем «Тууу-тууу..»

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Станция «Потешкино». Ребята, а вы знаете потешки? Давайте с вами вспомним.

                     ***

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи,

Как огонь, горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Потешки для игр с пальчиками

Сидит белка на тележке, (хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно).

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, (загибать пальчики, начиная с большого).

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Все вместе: Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Воспитатель: Зачем ей хворост?

Дети: Печь топить.

Воспитатель: Зачем ей печь?

Дети: Обед варить.

Воспитатель: Зачем обед?

Дети: Гостей кормить.

Воспитатель: А гости кто?

Дети: Медведь с женой,

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.

- Молодцы!

Воспитатель:

А вы можете вспомнить еще потешки?

Дети рассказывают свои потешки.

-----

2) ЗАГАДКИНО (воспитатель достает конверт с картинкой лошадки)

Воспитатель: Следующая станция Загадкино. А поедем мы туда на лошадке. Я поеду первая, а вы за мной.

Поехали! (руки вытянуты вперёд, держат воображаемые поводья лошадки) ,(выкладываю дорожку)

Дети за воспитателем повторяют движения и слова:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,(прыгают на одной ножке)

По кочкам, по кочкам.(прыгаем по кочкам)

Цок - цок-цок. Приехали.

Воспитатель: Вот мы с вами  и приехали, рассаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

1) Загадка

-Ребята отгадайте загадку:

Что за зверь со мной играет?

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

Дети: котик.

Воспитатель достает котика. Дети рассматривают игрушку

Воспитатель: Ребята, вам нравится котик? Как мы ласково назовём его? А какой он?

Воспитатель: Котик большой или маленький?

Дети: большой

Воспитатель: Какая у котика шерсть?

Дети: пушистая, мягкая

Воспитатель: Какого цвета шерсть у котика?

Дети: рыжая (серая, пятнистая и т.д)

Воспитатель: Какие ушки у котика?

Дети: короткие, маленькие

Воспитатель: Какой хвостик?

Дети: длинный, пушистый

Воспитатель: А где котик живет?

Дети: дома с людьми, котик- домашнее животное

Воспитатель: Котик любит слушать потешки, да песенки про себя.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

Воспитатель: Вам понравилась потешка про котика?

Дети: да. Понравилась!

-Воспитатель: А вот вторая  Загадка

Из муки он был печён,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок).

Воспитатель:Ребята, а наш Колобок, почему то грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный? (ответы детей).

– Конечно, ему грустно, ведь все, кого он встретил, хотели его съесть. Давайте вспомним, а кого встретил Колобок на лесной дорожке? (Ответы детей).

– Как вы думаете, Колобок был послушный или нет, когда он убежал от дедушки и от бабушки?

– Почему с ним случились такие неприятности?

– Могут ли дети гулять без сопровождения взрослых? Почему? А можно ли разговаривать на улице с незнакомцами?

Дети отвечают.

3)СКОРОГОВОРКИНО (воспитатель достает конверт с картинкой лодочки или кораблика)

И мы с вами поплывем на кораблике до станции "Скороговоркино"

Плывет, плывет кораблик

В далекие края.

Кто капитан кораблика?

Конечно, это я!

И мы с вами поплывем на кораблике до станции "Скороговоркино"

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

(Повторяем с детьми)

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

(Повторяем с детьми)

Воспитатель предлагает детям вспомнить еще скороговорки, которые они знают

4)ИГРАЛОЧКИ (воспитатель достает конверт с картинкой самолета)

Воспитатель:Мы с вами летим на самолете до станции Игралочки (читает стих про самолетик)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Карусель».

Встанем в возле обруча в круг (веревки), возьмемся правой рукой за круг и пойдем друг за другом,это будет карусель.

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Всебегом,бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра

Воспитатель.Мы с вами замечательно поиграли.

5) СКАЗКИНО (воспитатель достает конверт из сундучка с картинкой пешеходов)

Воспитатель: мы с вами пойдем пешком до станции  Сказкино на сказочную полянку.

Мы к лесной полянке  вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал

Мы пришли с вами на лесную полянку. Давайте присядем.

- Ребята, а вы сказки знаете? (Да)

- А какие же сказки вы знаете? (Теремок, Лисичка со скалочкой, Репка, Заюшкина избушка, Волк и семеро козлят и др.)

- Вспомните героев сказок и назовите их. (Лиса, волк, медведь, петух, колобок, мышка, зайчик, бабка и дедка, внучка и т. д.)

Молодцы. Вы много сказок знаете.

А теперь нам пора возвращаться в детский садик.

Подвижное упражнение «Полянка»

    Мы с лесной полянки вышли.

    Поднимаем ноги выше

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенёчки.

    Очень долго мы шагали.

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнём,

    В детский садик попадём!

Рефлексия

- Вам понравилось наше путешествие в сказку?

- Что запомнилось больше всего?

- Вам хочется с кем-либо поделиться своими впечатлениями?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Сюжетно – ролевая игра «Магазин» средняя группа

Конспект занятия по развитию речиСюжетно – ролевая игра «Магазин» средняя группа...

ОД по развитию речи детей средствами фольклора в средней группе «В гостях у бабушки Маши».

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры.Задачи:1. Образовательные.Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, прибаутки) Приучать детей к интонационному...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

                    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа(возраст детей 4-5 лет)...

Конспект ООД по развитию речи детей средствами фольклора в группе раннего возраста "Волшебный сундучок"

Данный материал будет полезен вопитателям групп раннего развития, содержит информацию по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в Волшебный лес» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные задачи:Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предмет...