Влияние проектной деятельности педагогов на внедрение Денверской модели раннего вмешательства в воспитательно – образовательный процесс и социализацию детей с расстройством аутистического спектра
проект

Тукачева Анастасия Леонидовна

Влияние проектной деятельности педагогов на внедрение Денверской модели раннего вмешательства в воспитательно – образовательный процесс и социализацию детей с расстройством аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_proras.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние проектной деятельности педагогов на внедрение Денверской модели раннего вмешательства в воспитательно – образовательный процесс и социализацию детей с расстройством аутистического спектра

С декабря 2022 года в МБДОУ «Детский сад №41 «Семицветик» города Губкина Белгородской области функционирует группа компенсирующей направленности («ресурсная группа») для детей с расстройством аутистического спектра. Работа в данной группе ведется по Денверской модели раннего вмешательства. На сегодняшний день в группе работают: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор на каждого ребенка. Работу группы курирует куратор Регионального ресурсного центра. Также большую помощь оказывает квалифицированный супервизор. В группе организованна предметно-пространственная среда для полноценного и качественного развития детей.

Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) является примером вмешательства, основанного на принципах развития и поведения (NDBI), которая была разработана специально для детей в возрасте 12—48 месяцев. ESDM — это комплексная программа раннего вмешательства, которая способствует развитию социальной активности и активному обучению и сводит к минимуму негативное влияние симптомов аутизма на обучение детей, устраняя дефицит и развивая навыки совместного внимания, подражания, выражения и понимания эмоций, а также игры, социальной ориентации при общении и речи. Данная модель предложена американскими психиатрами Салли Дж. Роджерс и Джеральдин Доусон.  И считается первой научно подтверждённой моделью комплексного вмешательства для маленьких детей с аутизмом. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом это, своего рода, ясли для детей с РАС.

Немаловажной составляющей в работе группы для детей с расстройством аутистического спектра - проектная деятельность педагогических работников. Так, педагогами ДОУ был инициирован проект для детей с расстройством аутистического спектра. В августе 2023 года на Всероссийском образовательном форуме «Машук» в Пятигорске  инициированный проект «ProРАС» получил финансовую поддержку Россмолодежи. Данный проект направлен на социализацию  детей  дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра   посредством  проведения коррекционно-развивающих занятий  по сенсорной интеграции  и занятий с применением   методики "Социальные истории", которые будут подготовлены детьми с общеразвивающих групп  (проведение коррекционно-развивающих занятий, в том числе с использованием новейших методик и оборудования для детей с РАС) и привлечение внимания общественности к проблемам людей с ментальными расстройствами (путем распространения флаеров волонтерами, размещения информации о проблемах людей с аутизмом в маршрутках городского и пригородного следования, на остановках города, в местах большого скопления людей).

Данный проект реализуется с ноября 2023 года по июнь 2024 года на территории Губкинского городского округа.

В рамках реализации проекта был закуплен сенсорно-динамический зал «Дом Совы» для проведения коррекционно-развивающих занятий  по сенсорной интеграции.

Перед началом проведения занятий педагог прошел обучение по использованию данного оборудования, был определен реальный уровень развитие навыков сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, были проведены анкетирования родителей и педагогов ДОУ.

Для диагностики сенсомоторного развития ребенка использовался метод оценки сенсомоторного развития ребенка из курса «Совопрактика базовая» (Т.Мамина, Е.Юдина), применяя оборудование сенсорно-динамический зал «Дом совы».

В ходе диагностики протоколы заполняли одновременно родитель и педагог, данные заносились в таблицу, и выводилось среднее значение показателей.

Далее в работу на постоянной основе, соответственно расписанию вводились ежедневные занятия в «Доме Совы». Они были, как групповыми, так и индивидуальными.

На первом этапе ребенку предлагалось познакомиться со снарядами и средой Дома Совы. На этот этап отводилось от одного  до двух месяцев (в зависимости от ребенка).

Второй этап – это непосредственная практика. То есть педагог учил ребенка взаимодействовать с каждым из снарядов. На данный этап отводилось от двух до четырех месяцев (для каждого ребенка индивидуально)

Третьим этапом стало закрепление.  Этап совершенствования, закрепления полученных знаний и умений. На этом этапе предлагался комплекс упражнений в игровой форме, часто в виде квестов с использованием различного вида навесного оборудования. (для каждого ребенка применялось свое оборудование и разрабатывался определённый сценарий,  в зависимости от предпочтений ребенка. Например, если ребенок любит динозавров, то по сценарию занятий мы отправлялись по следам тиранозавра и тд.)

Завершающим этапом каждого занятия являлась рефлексия. Здесь ребенку предлагалось по желанию позаниматься на понравившемся снаряде без указаний педагога. Ребенок здесь всегда должен быть успешен. Если ребенок не смог справится не с одним снарядом, то просто слушали спокойную музыку или сидели в яйце- совы или обернувшись в утяжеленное одеяло.

По результатам промежуточного тестирования, в феврале 2024 года были получены следующие положительные результаты, приведенные на рисунке 1.

Рис.1 Уровень сформированности сенсорного восприятия у детей с РАС входного и промежуточного тестирования

Параллельно с диагностикой сенсорно-моторного развития проходила диагностика академических знаний и навыков детей.  

  • Для определения умения зрительно выделять цвет, форму и величину предмета была использована диагностика «Коробка форм» (Л. А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард);
  • для определения умения определять на слух звуки использовались такие задания как, «Найди пару» (шумовые баночки), «Кто как говорит?» (интерактивная звуковая панель «Угадай-ка»);  
  • для определения умения определять на ощупь предметы - «Волшебный мешочек» (М. Монтессори);
  • для определения умения повторять пальцевые позы «Сделай так» и умения повторять движения по показу «Сделай так» применялась диагностика А. Семенович (см. Приложение 1).

        Результаты входного и промежуточного тестирования внесены в таблицу, выведены средние значения, по данным, которых построена диаграмма (рис.2)

Рис.2 Оценка академических знаний входного и промежуточного тестирования

Данные контрольного эксперимента позволяют сделать выводы, что применение сенсорно-динамического зала «Дом Совы» в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра оказывает положительное воздействие.

Нужно отметить, что  проект еще в процессе реализации, но уже видны положительные результаты.

Также в работе в группе самым важным моментом является инклюзия.  Дети с расстройством аутистического спектра посещают вместе с тьюторами режимные моменты в группах общеразвивающей направленности. Также проводятся инклюзивные мероприятия и спортивные соревнования. Для групп нормотичных детей проводятся уроки доброты, на которых дети знакомятся с тем, что не все люди одинаковые, но все хотят иметь друзей и понимание от сверстников.

Первоначально инклюзия была краткосрочной, затем постепенно увеличивалось время пребывания в гостях у сверстников. Главное, ребенка при малейшем проявлении у него нежелательного поведения выводят из группы. Вопрос о его последующем возвращении решается каждый раз индивидуально. Выясняется, чем было вызвано это поведение и проводится коррекция нежелательного поведения, подкрепление в течение дня «правильного поведения». Ищется возможная причина и в группе для инклюзивного пребывания. Возможно, там было очень шумно, ребенок подошел к ребенку с аутизмом слишком близко, нарушив его границы. Даже освещение и резкие звуки могут вызвать нежелательную реакцию ребенка с РАС. Поэтому все тщательно фиксируется в журнале нежелательного поведения (что было до поведения, кто присутствовал рядом, как проявлялось само поведение, сколько продолжалось по времени, что случилось после поведения).

Также для социализации детей с аутизмом в рамках реализации проекта «ProРАС» применяется метод «Социальные истории». Социальные истории (Social Stories) — это запатентованный в 1991 году метод вмешательства при работе с детьми с аутизмом, автором которого является Кэрол Грей.

Форма социальных историй проста. Это иллюстрации, которые рассказывают о том, как стоит себя вести в определенных ситуациях и о том, как вести себя не нужно. Так, например, создавались социальные истории, рассказывающие о том, что кричать в маршрутках нельзя; что нужно здороваться, войдя в помещение, нельзя отнимать игрушки у детей; нельзя бить детей; нужно просить игрушки у сверстников; играть вместе на одной площадке и прочие.

В работе детского сада социальные истории рисуются детям с аутизмом детьми из нормотипичных групп. Конечно, не все картинки подходят для показа детям с аутизмом, многие, дорисовываются взрослым, какие- то и вовсе не показываются. Но здесь преследуется и, своего рода, урок доброты для детей с нормой развития. Ведь перед тем, как рисовать социальную историю, им рассказывается о том, для чего она служит, о том, что есть дети, на первый взгляд, похожие на них, но во многом другие. О том, что у них, возможно, будет не совсем приемлемое поведение и как нужно на это реагировать. То есть не только дети с аутизмом социализируются через инклюзию, но и проходит подготовка детей с нормой развития к «необычным соседям».

Социализация детей с РАС будет недостаточна эффективна, если не вести работу по «знакомству» общества с детьми/людьми с ментальными нарушениями. В рамках проекта были проведены следующие мероприятия: проведены семинары и практикумы для работников ДОУ и родителей; распростанены флаеры (в  данной работе помощь была оказана волонтерами ЦМИ); была размещена информация о проблемах людей с аутизмом в маршрутках городского и пригородного следования, на остановках города, в местах большого скопления людей (акция была проведена совместно с «ГубкинПас»).

Командой детского сада №41 «Семицветик» уже проделана огромная работа по реализации мероприятий проекта, которые уже принесли положительные результаты. У детей повысился уровень академических знаний и навыки самообслуживания, дети научились играть, стали тянуться к сверстникам и другим взрослым, появляется речь. Конечно, впереди еще много работы, но, мы уверенны, что совместными усилиями мы сделаем жизнь наших воспитанников с аутизмом лучше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...

Эффективные методы социализации детей с расстройством аутистического спектра

При расстройствах аутистического спектра у детей в большей степени страдает социально-коммуникативная сфера. У них наблюдаются трудности в социализации, выражающиеся в отсутствии или искажении взаимод...

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социал...

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социал...

Структура занятия по развитию коммуникации и речи с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства для детей с риском РАС

В структуре занятия для детей с риском РАС представлены актуальные направления работы логопеда/специалиста по коммуникации, перечислены основные этапы формирования каждого навыка, обозначены формы вза...

Презентация «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях логопункта ДОУ».

Залог успеха обучения и адаптации детей с расстройством аутистического спектра (РАС) — направленность на развитие социального взаимодействия и коммуникации. Из-за нарушений переработки сенс...

Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ

Адаптация аутичного ребенка к детскому саду процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и педагогов образовательного учреждения. Такой ребенок требует дополнительного вниман...