Конспект экологической тропы «Мир открытыми глазами»
план-конспект занятия (средняя группа)

Становая Елизавета Михайловна

План-конспект экологической тропы «Мир открытыми глазами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_ekologicheskoy_tropy_mir_otkrytymi_glazami.docx224.87 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект экологической тропы «Мир открытыми глазами».

Цель: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической  культуры.

Программное содержание: задачи

•        Образовательные: Обобщить и систематизировать экологические знания детей.

•        Развивающие: Развивать у детей логическое мышление, связную речь, познавательную активность, наблюдательность, память.

•        Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе; Воспитывать культуру поведения, дружелюбие и уважение друг к другу.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

•        Для воспитателя: конспект, клумбы, кормушки, зерно, лейки, музыкальное сопровождение

•        Для детей: веночки с цветами, карточки с определенным количеством кружков разного цвета, части дерева, мячи, обручи.

Предварительная работа: наблюдение за поведением птиц, расчистка и подготовка детской площадки, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы, чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Схема экотропы:

IMG_256

        

Ход экскурсии

Вводная часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски новых приключений.

Дети соглашаются на предложение воспитателя.

Основная часть

Станции. Название объекта.

Задачи, для определенной станции.

Содержание беседы

№1. Загадочные насекомые.

Формировать представления о насекомых;

Развивать логическое мышление, связную речь;

Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;

 Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ребята, посмотрите, кто есть вокруг нас? Маленькие такие, очень загадочные для нас. Давайте найдем и рассмотрим их внимательно.

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащит в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

В: Правильно, это муравьи.

Я – мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.

В: Это у нас гусеница.

Зеленая пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день – деньской.

 

В: Верно, это кузнечик.

Музыкально-ритмическое упражнение «В траве сидел кузнечик»

Дети вместе с воспитателем стараются найти каждое насекомое.

В: Как вы могли уже заметить, у всех насекомых есть общие черты: голова, туловище, шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые». Куда бы мы ни пошли - в сад, на луг или в лес, всюду нас окружают насекомые. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

В: Ребята, давайте мы с вами поиграем. Представим, что мы с вами насекомые.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

В: Ребята, где живут насекомые? Правильно, в воде, в земле, в воздушном пространстве.

В: Вы знаете, как передвигаются насекомые? Верно! Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой.

В: Всех, у кого мы сегодня видели: гусениц, кузнечиков и муравьев можно назвать одним словом — насекомые. (Дети повторяют хором и индивидуально).

№2 Необычные цветы.

Уточнить с детьми названия цветов на клумбе.

Развивать умение ухаживать за растениями, поливать их; Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о цветах на клумбе;

Воспитывать любовь к растениям, бережное отношение к ним.

В: Ребята, какое сейчас время года? (лето). А что летом больше всего радует глаз, что летом самое красивое, разнообразное, чудесное в природе?

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед?

В: Правильно, это цветы.

Мне не нужен огород, ягода клубника

Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика.

Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.

В: Что растет в саду? (цветы). Правильно, а где ещё растут цветы? Куда их сажают? (на клумбу). Посмотрите на нашу красивую клумбу. Какие цветы вы видите на ней? (дети отвечают) Какие вам нравятся цветы больше? Почему? (Ответы детей). Чтобы вы сделали если бы у Вас было много цветов?

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

В: Давайте мы с вами поиграем.

Игра «Найди по описанию растение»

Воспитатель называет отличительные признаки каждого цветка. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданный цветок

Подвижная игра «Вейся, венок»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть и раздаёт всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок - веночек, называет цветок, его окраску. Ведущий  говорит:

"На поляне выросли цветы.

Вот подснежник, вот ещё один, и ещё.

А это фиалки.

Идите, фиалки, сюда!

Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне.

/Дети убегают/

Ведущий показывает карточку с кружками разного цвета и говорит:

"Вейся, венок! Завивайся, венок!"

Дети должны выстроится в соответствии с карточкой.

В: А как за цветами нужно ухаживать, как вы думаете? (Поливать). Верно, давайте в такую жаркую погоду мы с вами польем цветочки, чтобы они цвели дальше и радовали нас своей красотой.

№3 Таинственные великаны.

Закрепить названия деревьев. Образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать словарь по данной теме.

Развивать  слуховое внимание  и  память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать любвь и бережное отношение к природе.

В: Ребята, вы только посмотрите, куда мы с вами пришли.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе. На столе лежат части дерева.

В. Помогите мне скорее собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их.

1-й ребенок. У меня корни.

2-й ребенок. У меня ствол.

3-й ребенок. У меня ветки.

В. Это крона деревьев.

4-й ребенок. А у меня маленькие зеленые листочки.

В: Молодцы, вы собрали дерево.

Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона). Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев. Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону.

Игра «Назови ласково».

В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково.

Лист- листочек

Береза-берёзонька

Ветка-веточка

Дерево - деревцо

Сосна - сосёночка

Иголка- иголочка

Рябина - рябиночка

Корень – корешочек

В: Корни деревьев прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности. Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.) Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину. Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)

Упражнение «Топни-хлопни».

Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой. Слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», «осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.

Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными. Мы с вами большие умнички, нам нужно идти дальше.

№4 Долгожданные гости.

Продолжить знакомить детей с птицами;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать любвь и бережное отношение к птицам.

В: Ребята, смотрите, кто это у нас там в кормушках? Правильно, это птицы.

Пойка, подпевайка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

В: Летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В июне покидают свои гнезда птенцы многих видов птиц. Из скворечника вылетают птенцы - скворчата, молоденькие воробьи выбираются из укромных уголков, из дупел и искусственных птичьих домиков вылетают птенцы синицы. Малыши выбрались из гнезда. Но на этом работа родителей не заканчивается.

Дидактическая игра «Где, какая птица находится»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева... на крыше... между... под... и т. д. Вариантов вопросов может быть множество.

 В: Взрослые птицы кормят и охраняют своих детей. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать.

Воспитатель обращает внимание детей, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Ливень, ливень льет везде.

Рады птенчики в гнезде:

– Мама дома посидит,

Hикyда не yлетит!

Игра «Птички и птенчики»

Дети делятся на 3-4 группы, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову инструктора «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову инструткора «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

 Игра «Пчелки и ласточка»

Играющие дети- «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

В: Ребята, вы большие молодцы! Мы с вами посмотрели на птиц, так давайте в кормушки насыпем еще еды.

К нам в окошко заглянули

Голубочки: гули-гули.

Ты не бойся их малыш!

Улетайте: кыш-кыш-к ыш!

Заключительная часть

В: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажи пожалуйста, понравилось ли вам? Что вы видели? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей). Спасибо большое за участие, вы все большие умнички.

Список литературы:

Интернет-источники:

  1. https://infourok.ru/konspekt-ood-derevya-dlya-detey-sredney-gruppi-3373191.html?
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/02/14/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-v-sredney-gruppe
  3. https://nsportal.ru/user/900458/page/kartoteka-nablyudeniy-za-derevyami-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  4. https://mamontenok-online.ru/zagadki/zagadki-pro-cvety/
  5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Труд детей на экологической тропинке в весенний период"

Дать детям представление о дереве берёзе научить  наблюдать, сравнивать и делать выводы; научить детей сажать саженцы деревьев....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект "Экологическая тропа"

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Задачи:- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном миренашего края.- Закреплять п...

Конспект экологической тропы на тему «Весенняя прогулка в лес».

Уточнить характерные признаки времени года весна; расширить и обогащать знания детей о первоцветах, деревьях весной; воспитывать бережное отношение к первоцветам и деревьям, желание заботиться о них....

Конспект "Экологическая тропа"

Программное содержание: Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Закреплять знания детей о деревьях, цветах, птицах, н...

План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"

План-конспект экологической тропы "Мир вокруг нас"...

Конспект "Экологическая тропа. Береза" в старшей группе

Конспект в старшей группе на тему "Экологическая тропа. Береза". Беседа с детьми о березе, о строении и отличии от других деревьев, предназначение. Содержит стихи и загадки, поговорки о бере...