Конспект "Экологическая тропа. Береза" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чекалина Антонина Юрьевна

Конспект в старшей группе на тему "Экологическая тропа. Береза". Беседа с детьми о березе, о строении и отличии от других деревьев, предназначение. Содержит стихи и загадки, поговорки о березе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheskaya_tropa._bereza_v_starshey_gruppe.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Экологическая тропа. Береза» в старшей группе.

 Познавательное развитие:

- сформировать у детей обобщённое представление о березе как лиственном дереве в летний период.

Социально-коммуникативное развитие:

-упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

Речевое развитие:

-развивать коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей; активизация словарного запаса: береста, березовая роща,

Физическое развитие:

-формирование потребности детей в двигательной активности

Художественно-эстетическое развитие:

-формирование эстетического отношения  к окружающему миру, развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы) .

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений о природе, о березе, организация выставки детского творчества «Символы России», рассматривание иллюстраций, слушание и разучивание песен на музыкальных занятиях, разгадывание  загадок, наблюдения за березой зимой и осенью.

Материал: план экологической тропы, рисунки детей, схема «Что есть у дерева», подарок березе (ленточка)

Ход  занятия:

- Ребята, отгадайте , пожалуйста, загадку:

Белые одежки, 
Золото-сережки, 
С расплетенною косой.
Умывается росой. 
(Да, это береза.)

-А кто знает, почему это дерево называют "красавицей русского леса"? (Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой береза всегда вызывает восхищение)

-Березка символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы. Люди издавна заметили красоту этого дерева. Сколько загадок песен, стихов посвящено березке.

-Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой.

-Как можно сказать про березку? (березонька, березка.)

-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева?

Показ схемы «Что есть у дерева»

-Покажите ствол березы.

-Какой он - толстый или тонкий?

-Где ствол у березы широкий, а где - узкий?

-Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

-Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

-Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

-Почему береза имеет белую кору? (В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет. Зимой в коре березы и других деревьев прячутся насекомые от холода. Значит, кора березы спасает от холода насекомых)

-Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке).

-Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк)

-Красавицей русских лесов называют берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года.

-Какого цвета листья у березы?

-Как вы думаете, за что это дерево называют "чудо-сеялкой"? (Ранней осенью летят неисчислимые эскадрильи двукрылых семян-самолетиков березы)

-Предложить детям обнять, погладить березку и сказать:

"Расти, милая березонька, радуй добрых людей".

-Берёза - символ и гордость русского народа.

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(потягивание руки в сторону)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания-руки вверх.)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд.)

Вправо-влево. Взад-вперёд-

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, взад-вперёд.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (присели)

Воспитатель задает детям загадку, предлагает отгадать загадки:

Стоит Алена - платок зеленый, 
Тонкий стан, зеленый сарафан
. (Береза.)

Стоят столбы белые, 
На них шапки зеленые, 
Летом мохнатые, 
Осенью желтоватые. 
(Береза.)

-Да, все эти загадки о березке.

-Береза- доброе и щедрое дерево.  Что значит щедрая? Ребята, а какую пользу приносит береза?

 -Издавна люди плели из березы лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные ложки. Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья. Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. В медицине используют почки березы, листья и сок. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная жидкость, сладковатая – березовый сок. Весной она поит зверей и птиц березовым соком. А кто же из нас не любит этот вкусный полезный сок! Из него готовят разные напитки. Есть такая красивая песня «Березовым соком», где такие слова:

 Лишь только подснежник распустится в срок,

 Лишь только приблизятся первые грозы,

 На белых стволах появляется сок –

 То плачут березы, то плачут березы.

 …И Родина щедро поила меня

 Березовым соком.

 Приятно, радостно ходить в березовом лесу в грибную пору.

-Как называется гриб, растущий под березой? (Подберезовик)

- Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

 -Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?

Ответы детей.( не ломать ветки, не царапать и не повредить кору, не брать много березового сока)

 Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

-А у нас есть подарок для березки, мы ей принесли ленточку.

-Что нового вы сегодня узнали?

- А что хотели бы еще узнать? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию "Белая береза" старшая группа

Программное содержание:       Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Показать, что природа прекрасна в любое время года и многие ее состояния соответствуют пережи...

Экологическая тропа для старшей группы

Экологическая тропа для старшей группы "Удивительное рядом". Знакомство с деревьями и кустарниками на территории детского сада....

Экологическая тропа в старшей группе

В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повы...

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет)  «Осеннее путешествие»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по развитию речи «Путешествие по лесным тропинкам» в старшей группе (дети от 5 до 6 лет)

Задачи:- образовательные:Продолжать формировать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. Совершенствовать диалогическую форму речи, продолжать обогащать активный словарь. Продолжать закреплять п...

Белая береза (Старшая группа)

Коспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе в  нетрадиционной технике исполнения (пластилинография)...