Экологическая тропа для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Экологическая тропа для старшей группы "Удивительное рядом". Знакомство с деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка по экологической тропе «Удивительное рядом».
Цель: обогащать и систематизировать экологические знания, показать значимость и пользу растительного мира для здоровья человека.
Задачи:
- Учить различать знакомые деревья по листьям, стволу, коре.
- Развивать умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, выделять взаимосвязь в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами.
Методы и приемы: наблюдение, вопросы и ответы детей, художественное слово, сюрпризный момент, сравнение, обследование.
Воспитатель: ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в удивительное путешествие по одной очень интересной тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа.
Посмотрите, у меня есть вот такой необычный цветок, он не простой, а с загадками , давайте оторвем один лепесток и отгадаем загадку.
Белые одежки,
Золото-сережки,
С расплетенною косой.
Умывается росой. (Береза)
Дети отрывают лепестки, произносят волшебные слова и « попадают» по очереди на все остановки экологической тропы (лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели. Вели, чтобы мы нашли Березу).
Попадаем на остановку «Береза»
А кто знает, почему это дерево называют "красавицей русского леса"? (Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой летом)
Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой.
Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (корень, ствол, ветки, летом – листья, весной - плоды)
Покажите ствол березы.
Какой он - толстый или тонкий?
Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
Погладьте ствол березы.
Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)
Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)
Почему береза имеет белую кору? (В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет)
Чем необычна кора берёзы? (Белую кору называют берестой)
Воспитатель: береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.
Рассматривание бересты
Воспитатель: в древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.
Про берёзку есть много пословиц и поговорок:
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Кто с берёзы кору снимает, её убивает.
Воспитатель: берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?
Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.
Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.
Березовый сок пьют для укрепления здоровья.
Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.
Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров.
Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды.
В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.
Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев.
А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок.
- Хоть колюча, а не елка,
Подлиней ее иголка,
А кора красна, тонка,
Та красавица … (сосна).
Произносим волшебные слова и попадаем на остановку «Сосна»
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
Воспитатель: как бы не было трудно деревьям, но они действительно, как солдаты, стоят крепко и не сдаются, несмотря н лютый мороз и сильный ветер. А хвойные деревья даже не сбрасывают свои хвоинки на зиму и остаются зелеными.
Какие хвоинки у сосны? Давайте рассмотрим их.
Дети: твердые, покрытые плотной кожицей.
Для чего дереву кора? (защищает от холода, вредителей)
Воспитатель: посмотрите на стоящее рядом дерево и скажите: у этих деревьев кора одинаковая по толщине или нет? (нет)
Чем кора толще, тем дерево старше. А на молодых веточках кора похожа на кожицу, такая она тонкая.
Ребята, сравните ветки березы и сосны, в чем различия?
Воспитатель: подойдите к дереву, обнимите, погладьте кору, скажите ласковые слова. Закройте глаза и на минуточку представьте, что вы - дерево. Откройте глаза, сделайте глубокий вдох, почувствуйте свежесть воздуха, который нам дают деревья.
Знаете ли вы чем полезна сосна?
Хвойные деревья выделяют – фитонциды – которые распыляются в воздухе, такие вещества способны уничтожить большинство бактерий и микробов. Отвар из шишек сосны лечит простуду. Сосна так же используется для изготовления мебели. Семенами сосны и ели питаются птицы зимой.
Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев.
А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок.
Ягоды – не сладость, зато глазу – радость.
И лесам украшенье, и птицам угощенье (рябина).
А где рябина у нас растет? (на участке)
- Пойдемте, поздороваемся с рябиной
Остановка «Рябина»
Воспитатель: дети, посмотрите внимательно на рябину, она похожа на другие деревья и кустарники или нет?
Чем она похожа? (ствол, ветки)
Как вы считаете, рябина это дерево или куст?
Почему? (правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.)
Давайте мы потрогаем рябину.
Чем покрыт ствол рябины? (корой).
Зачем кора дереву и кусту? (чтобы защищать ствол и ветки).
Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека? (да кожа тоже защищает).
Какие полезные свойства рябины вы знаете?
Из протёртой рябины заваривают чай, который помогает справиться с простудой и сильным кашлем. При сборе часть ягод оставляли на дереве для корма птицам в зимнее время года. Какие птицы любят полакомиться этими ягодами? (дрозды, снегири и свиристели).
Воспитатель: ребята, скоро на деревьях появятся первые почки, а затем и первые листочки, давайте поиграем и представим, что мы листочки деревьев.
Подвижная игра «Листочки и ветер» (листочки порхают по участку, зазвенел колокольчик, листочки вернулись на деревья, собраться в круг)
Цель: развиваться координацию в открытом пространстве, учить действовать по сигналу.
Что общего у деревьев? (части дерева)
Чем полезны деревья? (очищают воздух, из семян плодов делают лекарства)
Как человек использует деревья? (делают мебель, строят, обогревают дома)
Чем полезны деревья для леса и птиц? (очищают воздух, семенами и плодами питаются птицы)
А как человек может помочь птицам зимой? (повесить кормушки, насыпать корм)
Какие птицы прилетают к нам на участок? (воробьи, синицы)
Насыпаем корм в кормушки.
Ребята посмотрите, у нас на цветочке остался только один лепесток, как вы думаете, про что там загадка? А вот сейчас давайте оторвем лепесток и послушаем загадку.
Туда хожу я каждый день
Так нужно, даже если лень.
Там играем и поем,
Дружно, весело живем.
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый… (детский сад).
Как вы думаете, куда сейчас мы с вами отправимся? Правильно, в детский сад. Вспомните, кору, каких деревьев мы с вами взяли с собой? Вот сейчас мы пойдем с вами в группу и будем сравнивать кору березы и сосны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие по экологической тропе». в старшей группе
laquo;Путешествие по экологической тропе»....
Экологическая тропа в старшей группе
В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повы...
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»
Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»...
Экскурсия по экологической тропе в старшей группе. Лес.
Экскурсия по экологической тропе в старшей группеЦель: расширять представления детей о разнообразии растительного мира.Задачи:1. Продолжать учить детей различать и называть рас...
Конспект НОД в образовательной области "Познавательное развитие". "Экологическая тропа осенью" (Старшая группа)
Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать з...
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ВОКРУГ ЗИМА»
Конспект зимней прогулки в страшей группе ДОУ. От цели и задач к подробному описанию прогулки....
Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....