Экологическая тропа для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Экологическая тропа для старшей группы "Удивительное рядом". Знакомство с деревьями и кустарниками на территории детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка по экологической тропе «Удивительное рядом».

Цель: обогащать и систематизировать экологические  знания, показать значимость и пользу растительного мира для здоровья человека.

Задачи:

  1. Учить различать знакомые деревья по листьям, стволу, коре.
  2. Развивать умение  видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, выделять взаимосвязь в природе.
  3. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами.

Методы и приемы: наблюдение, вопросы и ответы детей, художественное слово, сюрпризный момент, сравнение, обследование.

Воспитатель: ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в удивительное путешествие по одной очень интересной тропе, путешествуя по которой, мы узнаем, как живет и чувствует себя окружающая нас природа.

Посмотрите, у меня есть вот такой необычный цветок, он не простой, а с загадками , давайте оторвем один лепесток и отгадаем  загадку.

Белые одежки,
Золото-сережки,
С расплетенною косой.
Умывается росой. (Береза)
Дети отрывают лепестки, произносят волшебные слова и « попадают» по очереди на все остановки экологической тропы (лети, лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели. Вели,  чтобы мы нашли Березу).

Попадаем на остановку «Береза»

А кто знает, почему это дерево называют "красавицей русского леса"? (Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой летом)

Давайте подойдем к березке, поздороваемся с ней, полюбуемся ее красотой.

Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (корень, ствол, ветки, летом – листья, весной - плоды)

Покажите ствол березы.

Какой он - толстый или тонкий?

Где ствол у березы широкий, а где - узкий?

Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?

Погладьте ствол березы.

Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.) 

Почему береза имеет белую кору? (В коре березы есть особое вещество - бетулин. Бетулин окрашивает кору в белый цвет)

Чем необычна кора берёзы? (Белую кору называют берестой)

Воспитатель: береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.

Рассматривание бересты

Воспитатель: в древние времена наши предки писали на бересте, сделанной из коры берёзы. Из бересты плели корзины, делали коробочки и большие короба. Из древесины берёзы делают сейчас мебель, фанеру, лыжи.

Про берёзку есть много пословиц и поговорок:

Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.

Кто с берёзы кору снимает, её убивает.

Воспитатель: берёза – не только красивое дерево. Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзки мы с вами можем назвать?

Чай из набухших почек, серёжек становится очень полезным и лечит многие болезни.

Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.

Березовый сок пьют для укрепления здоровья.

Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.

Из берёзы делали самые крепкие топорища плотницких и боевых топоров.

Из берёзовой коры, или бересты, делали посуду, она лучше любого термоса хранила свежесть малины, кваса, или родниковой воды.

В праздники берёзку наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.

Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев.

А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок.

- Хоть колюча, а не елка,

Подлиней ее иголка,

А кора красна, тонка,

Та красавица … (сосна).

Произносим волшебные слова и попадаем на остановку «Сосна»

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Воспитатель: как бы не было трудно деревьям, но они действительно, как солдаты, стоят крепко и не сдаются, несмотря н лютый мороз и сильный ветер. А хвойные деревья даже не сбрасывают свои хвоинки на зиму и остаются зелеными.

Какие хвоинки у сосны? Давайте рассмотрим их.

Дети: твердые, покрытые плотной кожицей.

Для чего дереву кора? (защищает от холода, вредителей)

Воспитатель: посмотрите на стоящее рядом дерево и скажите: у этих деревьев кора одинаковая по толщине или нет? (нет)

Чем кора толще, тем дерево старше. А на молодых веточках кора похожа на кожицу, такая она тонкая.

Ребята, сравните ветки березы и сосны, в чем различия?

Воспитатель: подойдите к дереву, обнимите, погладьте кору, скажите ласковые слова. Закройте глаза и на минуточку представьте, что вы - дерево. Откройте глаза, сделайте глубокий вдох, почувствуйте свежесть воздуха, который нам дают деревья.

Знаете ли вы чем полезна сосна?

Хвойные деревья выделяют  – фитонциды – которые распыляются в воздухе, такие вещества способны уничтожить большинство бактерий и микробов. Отвар из шишек сосны лечит простуду. Сосна так же используется для изготовления мебели. Семенами сосны и ели питаются птицы зимой.

Давайте возьмем кусочек коры в группу для сравнения с корой других деревьев.

А сейчас давайте оторвем еще один лепесток, и посмотрим, какую загадку нам приготовил волшебный цветок.

Ягоды – не сладость, зато глазу – радость.

И лесам украшенье, и птицам угощенье (рябина).

А где рябина у нас растет? (на участке)

- Пойдемте, поздороваемся с рябиной

Остановка «Рябина»

Воспитатель: дети, посмотрите внимательно на рябину, она похожа на другие деревья и кустарники или нет?

Чем она похожа? (ствол, ветки)

Как вы считаете, рябина это дерево или куст?

Почему? (правильно, кустарник, потому что у нее несколько тонких стволов, рябина может расти как кустарник и как небольшое дерево.)

Давайте мы потрогаем рябину.

Чем покрыт ствол рябины? (корой).

Зачем кора дереву и кусту? (чтобы защищать ствол и ветки).

Как вы думаете, можно сравнить кору с кожей человека? (да кожа тоже защищает).

Какие полезные свойства рябины вы знаете?

Из протёртой рябины заваривают чай, который помогает справиться с простудой и сильным кашлем. При сборе часть ягод оставляли на дереве для корма птицам в зимнее время года. Какие птицы любят полакомиться этими ягодами? (дрозды, снегири и свиристели).

Воспитатель: ребята, скоро на деревьях появятся первые почки, а затем и первые листочки, давайте поиграем и представим, что мы листочки деревьев.

Подвижная игра «Листочки и ветер» (листочки порхают по участку, зазвенел колокольчик, листочки вернулись на деревья, собраться в круг)

Цель: развиваться координацию в открытом пространстве, учить действовать по сигналу.

Что общего у  деревьев? (части дерева)

Чем полезны деревья? (очищают воздух, из семян плодов делают лекарства)

Как человек использует деревья? (делают мебель, строят, обогревают дома)

Чем полезны деревья для леса и птиц? (очищают воздух, семенами и плодами питаются птицы)

А как человек может помочь птицам зимой?  (повесить кормушки, насыпать корм)

Какие птицы прилетают к нам на участок? (воробьи, синицы)

Насыпаем корм в кормушки.

Ребята посмотрите, у нас на цветочке остался только один лепесток, как вы думаете, про что там загадка? А вот сейчас давайте оторвем лепесток и послушаем загадку.

Туда хожу я каждый день

Так нужно, даже если лень.

Там играем и поем,

Дружно, весело живем.

Туда ходить я очень рад,

Там мой любимый… (детский сад).

Как вы думаете, куда сейчас мы с вами отправимся? Правильно, в детский сад.  Вспомните, кору, каких деревьев мы с вами взяли с собой? Вот сейчас мы пойдем с вами в группу и будем сравнивать кору березы и сосны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа в старшей группе

В своей работе по экологическому воспитанию мы уделяем особую роль экологической тропе, так как она открывает окно в мир природы, формируя экологическую культуру у детей. Ее создание способствует повы...

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»

Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет)  «Осеннее путешествие»...

Экскурсия по экологической тропе в старшей группе. Лес.

Экскурсия по экологической тропе в старшей группеЦель: расширять представления детей о разнообразии растительного мира.Задачи:1.     Продолжать учить детей различать и называть рас...

Конспект НОД в образовательной области "Познавательное развитие". "Экологическая тропа осенью" (Старшая группа)

Программное содержание. Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать з...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ВОКРУГ ЗИМА»

Конспект зимней прогулки в страшей группе ДОУ. От цели и задач к подробному описанию прогулки....

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....