Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки 4.0»
рабочая программа (старшая группа)

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детские сады в художественно-творческом развитии. Развить художественное творчество, мелкую моторику рук, подготовить руку ребенка к дальнейшей учебе в школе и познакомить ребенка с нетрадиционными способами рисования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_tsvetnye_ladoshki_4.0.docx59.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол № 8 от 23.05.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

«ЦТиР «Планета талантов»

_____________ А.В. Шпакова

Приказ № 44 от 30.05.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Цветные ладошки 4.0»

Направленность: художественная

Уровень программы: стартовый

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

педагоги дополнительного образования

Е.О. Заблоцкая

Е.В. Кривенкова

Ачинск, 2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветные ладошки 4.0» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Семицветик» (А.А. Александрова) и является модифицированной, уровень реализации программы стартовый. Реализация программы может осуществляться в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО).

Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественная, продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество.

Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей. Эта программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам, материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей.

Актуальность. Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детские сады в художественно-творческом развитии. Развить художественное творчество, мелкую моторику рук, подготовить руку ребенка к дальнейшей учебе в школе и познакомить ребенка с нетрадиционными способами рисования. Эта одна из основных тем работы по данной программе.

Программа разработана в соответствии с:

 - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020);

- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации причиняющий вред их здоровью и развитию»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;  

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 (ред. от 02.02.2021) "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722);

- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Уставом и локальными актами учреждения.

Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие и формирование художественно-творческой активности обучающихся, овладение новыми техниками, в том числе и нетрадиционными (кляксография, оттиск поролоном и пробкой, набрызг, монотипия, печать листьев, пальчиковая живопись) за счет игровых технологий.

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветные ладошки 4.0». В процессе проведения занятия создаются условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 4-6 лет, невзирая на уровень подготовки. Условия приема – заявление.

Срок реализации и особенности организации образовательного процесса. Срок реализации программы – 1 год. Полный курс по программе составляет 144 часа.

Год обучения

1

Количество часов в неделю по годам

4

Количество учебных часов по программе в год

144

 

Форма обучения по программе – очная.

Режим занятий составляется в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 и годовым календарным учебным графиком Центра:

- 2 раза в неделю по 2 учебных.

Цель: развитие художественных способностей детей дошкольного возраста через изучение различных техник рисования.

Задачи:

Обучающие:

- дать представление о различных видах искусств;

- обучать различным способам и приемам рисования;

- обучать навыкам работы с различными инструментами и приспособлениями.

Развивающие:

- развивать интерес и способности к художественно-творческой деятельности, художественный вкус, пространственное мышление, память, воображение;

- развивать самостоятельность, усидчивость, мелкую моторику рук, сенсорику пальцев и рук, глазомер;

- расширять культурный и интеллектуальный кругозор.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, а также творческое отношение к труду.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Формы

аттестации/  контроля*

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

-

I.

Нетрадиционные художественно-графические техники

135

2

133

Воспитательное мероприятие №1

1

-

1

1.1.

Нетрадиционные техники рисования

10

2

8

Творческая работа

1.2.

Пальцевая живопись

15

-

15

Творческая работа

1.3.

Печать листьев

16

-

16

Творческая работа

1.4.

Рисование методом тычка

16

-

16

Творческая работа

1.5.

Оттиск пробкой

16

-

16

Творческая работа

Промежуточная (полугодовая) аттестация

2

-

2

Выставка творческих работ

Воспитательное мероприятие №2

1

-

1

1.6.

Кляксография

16

-

16

Творческая работа

1.7.

Монотипия

16

-

16

Творческая работа

1.8.

Рисование мазком

16

-

16

Творческая работа

1.9.

Проступающий рисунок

14

-

14

Творческая работа

Итоговая аттестация

2

-

2

Выставка творческих работ

Воспитательное мероприятие №3

1

-

1

ИТОГО:

144

4

140

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие (2 часа)

Теория (2 ч.): Вводный инструктаж. Организационные вопросы. Введение в программу.

  1. Раздел «Нетрадиционные художественно-графические техники»

Воспитательное мероприятие №1 (1 час)

1.1. Тема Нетрадиционные техники рисования (10 часов)

Теория (2 ч.): Первичный инструктаж по ТБ. Многообразие нетрадиционных техник рисования. Примеры работ.

Практика (8 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.2. Тема Пальцевая живопись (15 часов)

Практика (15 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.3. Тема Печать листьев (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.4. Тема Рисование методом тычка (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

  1. Тема Оттиск пробкой (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

Промежуточная (полугодовая) аттестация (2 часа)

Практика (2 ч.): Выставка творческих работ.

Воспитательное мероприятие №2 (1 час)

1.6. Тема Кляксография (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.7. Тема Монотипия (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.8. Тема Рисование мазком (16 часов)

Практика (16 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

1.9. Тема Проступающий рисунок (14 часов)

Практика (14 ч.): Индивидуальная работа.

Контроль: выполнение творческой работы

Итоговая аттестация (2 часа)

Практика (2 ч.): Выставка творческих работ.

Воспитательное мероприятие №3 (1 час)

Планируемые результаты сформулированы с учетом цели и задач обучения, развития и воспитания, а также уровня освоения программы.

Предметные результаты:

- знает различные виды искусств;

- владеет различными способами и приемами рисования;

- имеет навык работы с различными инструментами и приспособлениями.

Метапредметные результаты:

- развиты интерес и способности к художественно-творческой деятельности, художественный вкус, пространственное мышление, память, воображение;

- развиты самостоятельность, усидчивость, мелкая моторика рук, сенсорика пальцев и рук, глазомер;

- расширен культурный и интеллектуальный кругозор.

Личностные результаты:

- обладает трудолюбием, аккуратностью, усидчивостью, а также творчески  относится к труду.

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения аттестации

1.

2023-2024

01.09.2023

31.05.2024

36

144

2 академических часа 2 раза в неделю

Промежуточная (полугодовая) аттестация:

с 01.12.2023

по 23.12.2023

Итоговая аттестация:

с 22.04.2024

по 20.05.2024

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

Материально-техническое обеспечение:

− сведения о помещении, в котором проводятся занятия: учебный кабинет;

− перечень оборудования учебного помещения, кабинета: магнитно – маркерная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, акварель, гуашь, кисти, карандаш простой, ластик, бумага формат А3, А4, ножницы, точилка, баночка для воды, ватные палочки, палитра, трубочки, губка, зубная щетка, цветные карандаши.

Дидактический материал (схемы, шаблоны, сюжетные картинки, карточки - схемы рисования животных).

− перечень технических средств обучения: компьютер/ноутбук, ПО «Ableton live», MIDI-клавиатура, педаль, мониторы.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса составляет учебно-методическая литература по направлению изобразительной деятельности.

Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования, профильное или педагогическое.

6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по  программе проводятся:  

− промежуточный контроль (декабрь).

Форма проведения: выставка творческих работ.

− итоговый контроль (апрель-май).

Форма проведения: выставка творческих работ.

Фонд оценочных материалов представлен в конце программы.

7. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Эффективность реализации программы будет оцениваться согласно заявленным результатам (предметным, метапредметным и личностным).

В рамках каждого планируемого результата (предметного, метапредметного и личностного) сформулированы следующие измеряемые критерии:

Результаты освоения программы

Предметные результаты:

- знает различные виды искусств;

- владеет различными способами и приемами рисования;

- имеет навык работы с различными инструментами и приспособлениями.

Метапредметные результаты:

- развиты интерес и способности к художественно-творческой деятельности, художественный вкус, пространственное мышление, память, воображение;

- развиты самостоятельность, усидчивость, мелкая моторика рук, сенсорика пальцев и рук, глазомер;

- расширен культурный и интеллектуальный кругозор.

Личностные результаты:

- обладает трудолюбием, аккуратностью, усидчивостью, а также творчески  относится к труду.

  1. 1. Обладает теоритическими знаниями о различных видах искусств.
  1. 1. Имеет художественный вкус, самостоятельно воспроизводит форму предмета с достаточно высокой точностью, правильно располагает расположение отдельных частей, соотнося их по величине.

1. Имеет желание приобретать новые знания, умения, умеет прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей, стремится к красоте.

  1. 2. Знает и применяет на практике различные способы и приемы рисования с использованием различных инструментов и приспособлений.
  1. 2. Имеет самостоятельность, хорошо развита мелкая моторика рук, умеет определять расстояние с помощью глазомера.

3. Умеет слушать и слышать педагога, формулировать собственное мнение и позицию, применяет новые навыки и знания в области декоративно-прикладного искусства.

По каждому результату в соответствующей ведомости по аттестации выставляется уровень (высокий, средний, низкий).

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

При реализации программы используются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, описание, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала);

- наглядные (показ способа действий, показ образцов, альбомов, демонстрация действий и наглядных ситуаций и др.);

- практические (в творческой деятельности обучающихся опытным, экспериментальным путем осуществляется поиск оптимального художественного и технического решения, самостоятельное и совместное выполнение творческой работы).

Программа предусматривает такие формы организации образовательного процесса, как индивидуальная, групповая и парная.

Основные формы проведения занятий – беседа, показ приемов исполнения, игровые упражнения, практикумы, занятие – игра, мастер-класс, анализ, наблюдение, выставка.

В процессе работы используются следующие педагогические технологии: интерактивная, здоровьесберегающая, технология разноуровневого обучения,  технология развивающего обучения.

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Вдовиченко, С. А. Дети светлой краской красят мир: Мини – хрестоматия методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / С. А. Вдовиченко. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.

2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1/ Г.Н. Вдовиченко. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.

3. Колдина, Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет»/ Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 48 с.

4.Колль, М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256 с.

5. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

6. Неретина, Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. - М.: Владос, 2004. – 135 с.

7.  Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96 с.

8. Шалаева, Т.П. Учимся рисовать. - М.: АСТ Слово, 2010. – 244 с.

Литература, рекомендуемая для обучающихся по данной программе:

1. Никитина, А.В. Рисование веревочкой/ А.В.  Никитина. – М.:Каро, 2010. – 96 с.

2. Простые уроки рисования. От простого к сложному.- М.: Доброе слово, 2012. –

128 с.

3. Румянцева, Е.А.Необычное рисование: Рабочая тетрадь для занятий с детьми

дошкольного возраста/Е.А. Румянцева. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.


10. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

        

Задания разработаны в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветные ладошки 4.0» и выбранными видами контроля.

1. декабрь 2023г. – промежуточный контроль.

Форма демонстрации: выставка творческих работ.

Форма фиксации: ведомость по аттестации.

Описание задания для контроля:

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) Для начального и текущего конроля в форме наблюдения, данные заносятся в таблицу с целью выявления динамики развития каждого обучающегося  в течение года.

1. Характер линии.

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

3 б-слитная;

2 б-линия прерывистая;

1 б-дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

3б -средний;

2б-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

1б-слабый иногда еле видный);

 в) раскрашивание (размах):

3б-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

2б-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

1б-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

3б-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;

2б-не всегда регулируется сила нажима и размах;

1б-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.

2 Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

3б-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2б-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

1б- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

3б-адекватна;

2б-неадекватна (завышенная, заниженная);

1б-отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

3б- к предложенному заданию;

2б- к процессу деятельности;

1б- к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

3б- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2б- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается к взрослому;

1б - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

№ п/п

ФИО

Характер линии.

Регуляция деятельности.

Уровень самостоятельности

Творчество

итого

а

б

в

г

а

б

в

        

1. апрель-май 2021г. – итоговый контроль.

Форма демонстрации: выставка творческих работ.

Форма фиксации: ведомость по аттестации.

Описание задания для контроля:

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С) Для начального и текущего конроля в форме наблюдения, данные заносятся в таблицу с целью выявления динамики развития каждого обучающегося  в течение года.

1. Характер линии.

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

3 б-слитная;

2 б-линия прерывистая;

1 б-дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

3б -средний;

2б-сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

1б-слабый иногда еле видный);

 в) раскрашивание (размах):

3б-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

2б-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

1б-беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

3б-регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;

2б-не всегда регулируется сила нажима и размах;

1б-не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.

2 Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

3б-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;

2б-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале—радуется, темп работы увеличивается, при замечании—сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

1б- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

3б-адекватна;

2б-неадекватна (завышенная, заниженная);

1б-отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

3б- к предложенному заданию;

2б- к процессу деятельности;

1б- к продукту собственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности:

3б- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

2б- требуется незначительная помощь, с вопросами обращается к взрослому;

1б - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

№ п/п

ФИО

Характер линии.

Регуляция деятельности.

Уровень самостоятельности

Творчество

итого

а

б

в

г

а

б

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Разноцветные ладошки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММАВозраст обучающихся: 3-7 летКоличество часов в год: 72 часаПедагог реализующий программу:Апрельская Виктория Валерьяновна «Разноцветные ла...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Младшая группа Срок реализации 2019-2020 учебный год

-ознакомление детей со способами нетрадиционного рисования; - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветная фантазия»

Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки»

Данная программа реализуется с детьми младшей группы по  правильному развитию мелкой моторики и является  своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальце...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветные ладошки». Направленность:художественно-эстетическая, Возраст обучающихся: 5 -7 лет, Срок реализации:1 год(72...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Цветные перезвоны"

Программа направлена на художественно – эстетическое развитие ребенка.Данная программа предназначена для детей, которые уже имеют начальный опыт игры на шумовых ударных инструментах. Ее новизна ...