Консультация для воспитателей «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
консультация
Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса».
В отличие от других ступеней образования, дошкольное образование – это система, где в центре внимания не столько содержание и формы, сколько таинство взаимодействия педагога и ребенка. Современный образовательный процесс – это искусная симфония, где педагоги и воспитанники танцуют в ритме специально организованного педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие – это целенаправленный диалог душ, в котором каждое прикосновение, каждое слово педагога оставляет след в поведении, деятельности и отношениях ребенка. Педагог – это маяк, освещающий путь маленьким исследователям, и именно на его плечи ложится ответственность за то, чтобы этот свет был теплым и направляющим. Поэтому рядом с дошкольниками должны быть не просто воспитатели, а настоящие волшебники, обладающие высоким профессионализмом.
Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие исследователи, изучая профессиональную компетентность педагога, подчеркивают, что она складывается из множества граней: глубоких знаний, отточенных умений, необходимых навыков, ценных личностных качеств и непоколебимых ценностных ориентиров. О.М. Краснорядцева, в свою очередь, видит в педагоге-профессионале человека, который не просто понимает тенденции развития образования, но и обладает особым видением ребенка, понимает его внутренний мир, направляет его развитие и способен превратить любую ситуацию в поле для роста и вдохновения, создать вокруг ребенка развивающую среду и постоянно совершенствоваться самому.
В условиях стремительной модернизации дошкольного образования в деятельности педагога выделяются конструктивные, организаторские и коммуникативные компоненты, словно три кита, на которых держится его мастерство. И хотя требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя на федеральном уровне все еще находятся в стадии разработки, уже сейчас очевидно:
Новая эпоха дошкольного образования требует переосмысления привычных подходов к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен не просто исполнитель должностных инструкций, а творец, способный самостоятельно создавать, планировать и организовывать педагогически целесообразную систему работы. В эпоху инноваций, внедрения новых программ, технологий и методов взаимодействия с детьми, особое значение приобретает профессионализм педагога, его компетентность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
Профессиональная компетентность педагога – это не просто сумма знаний и умений, а скорее симфония, где каждый элемент играет свою роль, создавая гармоничное целое. Это способность мобилизовать свой интеллектуальный багаж, опыт и интуицию, чтобы вдохновлять, направлять и воспитывать. Стремиться к вершинам мастерства – значит признать, что образование – это нескончаемый путь, где каждый шаг приближает к совершенству.
В этой сфере на первый план выходит не диплом, а глубинное соответствие требованиям профессии, умение находить общий язык с учениками, родителями и коллегами. Формирование профессиональной компетентности – это живой, динамичный процесс, длящийся на протяжении всей карьеры. Недаром говорят, что профессионал – это вечный студент, всегда открытый для нового. И, конечно, опыт, закаленный годами практики, оказывает огромное влияние на становление педагогического мастерства.
Прежде чем углубиться в детали, давайте проясним основные понятия, ведь, как мудро заметил Рене Декарт: « Верно, определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Профессионализм – это не просто умение выполнять работу, это особое состояние души, когда человек систематически, эффективно и надежно справляется с самыми сложными задачами в любых обстоятельствах. Это владение психологической структурой деятельности, соответствующее высоким стандартам и объективным требованиям общества. Чтобы достичь профессионализма, необходимы не только способности, но и жгучее желание, сильный характер и готовность к постоянному самосовершенствованию. Профессионализм – это не просто квалификация, это особое мировоззрение.
Неотъемлемой частью профессионализма является профессиональная компетентность, предмет исследований как отечественных, так и зарубежных ученых. Подходы к определению этого понятия разнообразны: от «углубленного знания» до «способности к актуальному выполнению деятельности».
В отечественной науке проблема профессиональной компетентности также активно изучается. Зачастую это понятие интуитивно связывают с высоким уровнем квалификации и профессионализма, рассматривая его как характеристику качества подготовки специалиста и потенциала эффективности его работы. В педагогике эту категорию рассматривают либо как производную от «общекультурной компетентности», либо как «уровень образованности специалиста». Если попытаться определить место компетентности в иерархии профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Профессиональная компетентность педагога – это многогранное явление, включающее в себя не только систему теоретических знаний и умение применять их на практике, но и ценностные ориентации, а также элементы общей культуры: речь, стиль общения, отношение к себе, к своей деятельности и к смежным областям знания.
Исходя из этого определения, оценивать уровень профессиональной компетентности педагогических работников предлагается на основе трех критериев.
- Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
- Готовность решать профессиональные предметные задачи.
- Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
- В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Также выделяют следующие виды компетентностей:
- Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
- Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
- Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
- Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно - привлекательным.
- Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
- Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
- Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
- Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
- Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования — создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
- Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.
Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.
В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь, обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным инновационным потенциалом.
Инновационный потенциал педагога – это совокупность характеристик его личности, готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов. Сюда же включаются желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
В практике функционирования ДОУ выделяется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему. Это противоречие обозначает, что на настоящем этапе возникла необходимость в качественно иных требованиях к компетентностям педагогов дошкольного образования, позволяющим сочетать профессиональные базовые знания с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных воспитательно-образовательных задач.
В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается как формирование профессиональных требований к специалисту. В частности М.А. Чошанов, определяя компетентность, считает, что это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями, гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность импровизировать, выбирать оптимальные эффективные решения и отвергать ложные. И.А. Колесникова, исследуя педагогическую компетентность, понимает ее как профессионально-личностную характеристику, обусловливающую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов, процессов, и необходимой по отношению к ним качественной продуктивной деятельности.
Задачи формирования у педагогов достаточного уровня ключевых компетенций для эффективного осуществления своего профессионального самосовершенствования в сфере непрерывного образования, а следовательно, и профессиональной деятельности своевременны и актуальны. Уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать сложные непредсказуемые ситуации.
Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает и уровень образованности. При этом его повышение, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
- в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги дошкольного образования;
- подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
- повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;
- обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.).
В современном мире образованность – это уже не просто груда энциклопедических знаний, а скорее, искусство их применения. Компетентностный подход, словно опытный скульптор, формирует педагога, способного решать задачи любой сложности, опираясь на свой багаж знаний. При этом знания не теряют своей ценности, но их количество само по себе не гарантирует высокого уровня образованности.
Компетентностный подход – это компас, указывающий образованию путь к практичности. Его цель – научить человека действовать в непредсказуемых ситуациях, а результат обучения – это способность эффективно решать проблемы. В отличие от традиционного подхода, компетентностный подход открывает новые горизонты в образовании.
Профессия педагога уникальна. Многие сходятся во мнении, что именно мудрое и целенаправленное руководство взрослого является залогом успешного развития ребенка, его активности и социализации. Специфика работы педагога заключается в том, что общие требования к профессии дополняются особенностями дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности и характером взаимодействия между детьми и сотрудниками детского сада. Миссия педагога – создать оптимальные условия для воспитания, обучения, развития и социализации ребенка в период дошкольного детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса.
Современному педагогу необходимобыть профессионально компетентным,творчески активным, конкурентноспособным, уметь позиционироватьсебя в условиях дошкольногоучреждения, на муниципальном, областном ивсе...

Консультация для воспитателей "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса"
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Не развивающийся педагог никогда не воспита...

Консультация для педагогов «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Педагогическое взаимодействие представляет собойцеленаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог д...
