Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей в процессе подготовки старших дошкольников к школе"
консультация (подготовительная группа)

Помощь педагогам ДОУ в планировании совместной с родителями деятельности в процессе подготовки детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школе

Современная система дошкольного образования призвана не только развивать личностные и интеллектуальные способности детей, но и обеспечивать их успешную адаптацию к школьной среде. Важную роль в этом процессе играет эффективное взаимодействие педагогов и семьи, поскольку именно скоординированное сотрудничество взрослых позволяет создать единое образовательное пространство, в котором ребёнок чувствует себя уверенно и комфортно.

Подготовка старших дошкольников к школе включает в себя не только освоение базовых знаний, но и формирование у них необходимых социальных, коммуникативных и личностных качеств. Для достижения этих целей требуется активное участие родителей и педагогов, основанное на взаимопонимании, доверии и регулярном обмене информацией

1. Роль педагогов в подготовке к школе

Педагоги дошкольной образовательной организации выполняют функции организаторов образовательного процесса, создавая условия для всестороннего развития детей. Они помогают ребёнку освоить базовые знания (подготовка руки к письму, всестороннее развитие речи, математика), развить логическое мышление и творческие способности. Важно также воспитание навыков самоорганизации, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

2. Важность семейного участия

Родители оказывают значительное влияние на процесс адаптации ребёнка к школьной среде. Поддержка в домашних условиях, создание благоприятной атмосферы для обучения и развитие самостоятельности помогают ребёнку чувствовать себя уверенно в новых условиях. Эмоциональная поддержка и помощь в решении возникающих трудностей формируют у ребёнка положительное отношение к обучению.

3. Формы взаимодействия педагогов и родителей

Взаимодействие педагогов и родителей может реализовываться через:

  • Родительские собрания, посвящённые вопросам подготовки к школе;
  • Индивидуальные консультации с педагогами по вопросам развития ребёнка;
  • Совместные мероприятия и проекты, направленные на укрепление связей между семьёй и образовательной организацией;
  • Ведение информационных листков и онлайн-ресурсов, содержащих рекомендации по подготовке к школе.

Эффективное взаимодействие педагогов и родителей создаёт условия для успешного развития ребёнка и его уверенного перехода к школьному обучению. Скоординированная работа взрослых помогает ребёнку преодолеть адаптационные трудности, формирует у него положительное отношение к обучению и закладывает основы успешного образовательного пути.

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) и семьи играет ключевую роль в подготовке старших дошкольников к школе. Эффективное сотрудничество между этими участниками образовательного процесса способствует успешной адаптации детей к школьной среде и их всестороннему развитию.​

Основные направления взаимодействия:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей: Информирование семей о возрастных особенностях развития детей, методах поддержки их учебной мотивации и формирования необходимых навыков. Это может включать проведение лекций, семинаров и распространение информационных материалов.​
  2. Совместная деятельность: Организация мероприятий, в которых участвуют и дети, и родители, способствует укреплению детско-родительских отношений и развитию у детей социальных навыков. Примеры таких мероприятий: совместные праздники, мастер-классы, спортивные соревнования.​
  3. Индивидуальные консультации: Предоставление родителям возможности обсудить с педагогами особенности развития их ребенка, получить рекомендации по подготовке к школе и решить возникающие вопросы.​

Современные формы взаимодействия:

  • Интерактивные формы: Использование технологий для проведения онлайн-консультаций, вебинаров и виртуальных родительских собраний, что особенно актуально в условиях ограничений или для занятых родителей.​
  • Родительские клубы: Создание групп по интересам, где родители могут обмениваться опытом, обсуждать актуальные вопросы воспитания и обучения, получать поддержку от специалистов и других родителей.​
  • Совместные проекты: Реализация проектов, в которых участвуют семьи и педагоги, направленных на развитие определенных навыков у детей, например, экологические акции, творческие выставки или мини-исследования.​

Рекомендации для успешного взаимодействия:

  • Уважение и доверие: Строить отношения с родителями на основе взаимного уважения, признавая их вклад и значимость в воспитании ребенка.​
  • Открытость и прозрачность: Информировать семьи о планах, мероприятиях и достижениях детей, обеспечивая доступность информации и возможность «обратной связи».​
  • Гибкость и индивидуальный подход: Учитывать особенности каждой семьи, их потребности и возможности, адаптируя формы взаимодействия под конкретные условия.​

Эффективное взаимодействие между педагогами ДОО и семьями способствует созданию единого образовательного пространства, в котором ребенок чувствует поддержку и заинтересованность со стороны взрослых, что является залогом успешной подготовки к школе.

Анкета для родителей будущих первоклассников

  1. Общие сведения о ребенке и семье ___________________________________
  1. Фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка ______________________
  2. Какой ребенок по счету в семье? ___________________________________

Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания и травмы перенес? ______________________________________________________

Состав семьи _______________________________________________

Мать: а) фамилия, имя, отчество _____________________________

б) дата рождения __________________________________________

в) образование, специальность _______________________________

г) место работы ___________________________________________

Отец: а) фамилия, имя, отчество _____________________________

б) дата рождения __________________________________________

в) образование, специальность _______________________________

г) место работы ___________________________________________

Другие члены семьи ________________________________________

Характеристика материального положения семьи ____________________

Бытовые условия семьи_____________________________________

  1. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы

Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок?_________________

С кем чаще всего ребенок проводит время? ______________________

Кто чаще всего гуляет с ребенком? ___________________________

Кто чаще всего играет с ребенком? ___________________________

Кто чаще всего читает ребенку? ______________________________

Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, наказания)?____________________________________________________

Какие игры, игрушки и материалы для занятий имеются у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специально отведенное для игр место)?

любимые игрушки и игры вашего ребенка:______________________

его любимые сказки и книги: ____________________________________

Какие кружки, секции посещает ребенок? _______________________

Назовите лучших друзей вашего ребенка ________________________

  1. Уровень развития у ребенка навыков и умений:_____________________

Какие навыки самообслуживания развиты у ребенка: самостоятельность во время

уборки игрушек, постели и др.?__________________________________

Как ваш ребенок помогает в работе по дому? ___________________

Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй?______________________

4. Шаг к сотрудничеству_________________________________________

Каким образом вы проводите подготовку ребенка к школе?_______________________________________________________

Какие качества и способности вашего ребенка вы особенно цените_______________________________________________________

От каких дурных привычек вы стремитесь отучить родители вашего ребенка?______________________________________________________

#1063;то бы вы хотели узнать и какие советы получить от педагога, психолога, логопеда, других специалистов нашего образовательного учреждения? ____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как определить готовность ребенка к школе в домашних условиях?»

«Психолого-педагогическая оценка готовности к началу

школьного обучения Н.Я. Семаго, М.М. Семаго (2001)

Предварительная инструкция. Сейчас мы с тобой будем заниматься интересным делом. Посмотри на лист бумаги перед тобой. Работать мы с тобой будем вместе. Пока я не объясню, что надо делать, не надо брать карандаш и начинать работать. Я скажу, когда нужно будет начать работу. Слушай внимательно! Родитель берет бланк заданий и акцентирует внимание ребенка на первом задании.

Задание № 1. «Продолжи узор» Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание, как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Родитель ни в коем случае не должен при обращении внимания ребенка на узоры каким бы то ни было образом называть элементы узоров: «похоже на П, Л», «большое М и маленькое Л» и тому подобное. Такое грубое упрощение задания приводит к невозможности адекватной оценки выполнения поставленных целей задания.

Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (Родитель показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.) Возьми простой карандаш и продолжи узоры до конца строки. Сначала продолжи первый узор (показывает первый узор), а когда закончишь — продолжи второй узор (показывает второй узор). Когда будешь рисовать, старайся не отрывать карандаш от листа бумаги. Берем карандаш и начинаем

работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: Возьми простой карандаш и продолжи узоры до конца строки. Родитель наблюдает, как ребенок выполняет задание, и отмечает в листе наблюдений особенности выполнения задания и поведения ребенка.

Единственное, что возможно сделать при выполнении любого задания - это успокоить тревожного ребенка, не повторяя ему инструкции. При этом можно сказать: «Все хорошо, начинай работать и не волнуйся. У тебя все получится, я в тебя верю» и т.п.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Инструкция. Ты нашел задание номер 2? Сосчитай, сколько кружков нарисовано на листе, и напиши цифру (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ — где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напиши число квадратиков. Поставь цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Бери простой карандаш и начинай работать. Все задание можно спокойно повторить дважды. По мере выполнения задания № 2 еще более внимательно анализируется самостоятельность выполнения ребенком задания, отмечаются на листе

наблюдений особенности выполнения и поведения. Так же как и в первом задании, при необходимости можно использовать так называемую стимулирующую помощь: «Ты молодец, все получится, не торопись» и т.п.

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка формирования у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух; графической деятельности (в частности, написания графем); произвольная регуляция собственной деятельности. Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей. Родитель на большом листе рисует четыре квадрата, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая ребенку, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Инструкция. Посмотри на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотри на мой большой лист. Сейчас я скажу слово, и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ. В этот момент родитель четко произносит слово ДОМ и демонстрирует ребенку, как отмечать звуки в квадратах. В слове ДОМ — три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видишь, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будь внимателен, пожалуйста! Если ты не знаешь, как писать букву, то просто поставь вместо буквы галочку — вот так (в квадратах на большом листе стираются буквы — одна или две, а на их место ставятся галочки). Теперь возьми простой карандаш. Я буду говорить слова, а ты — отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент родитель показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы). Начали. Первое

слово — ШАР, начинаем отмечать звуки... Родитель смотрит, как ребенок выполняет задание, и отмечает особенности работы в листе наблюдений. Второе слово—СУП. Далее произносит остальные слова. При необходимости слово можно повторить, но не делать этого более двух-трех раз. Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК. Слова для задания № 3 подбираются родителем на свое усмотрение.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление уровня формирования произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, ребенок должен перейти к заданию № 5 (рисунку). Задача родителя заключается в том, чтобы отследить этот момент.

На доске (или на большом листе бумаги) рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции родитель заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

В данном методическом руководстве приведен один из вариантов заполнения фигур знаками. Таких вариантов может быть много. В соответствии с требованиями методики Пьерона–Рузера фигуры должны быть заполнены знаками, не повторяющими формы самих фигур (например,

в кружке не должно быть точки, а в квадрате — просто линии, параллельной одной из сторон). Одна (последняя) фигура всегда должна оставаться пустой. Перед началом проведения скрининга родитель должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.

Инструкция. А теперь переверни лист. Посмотри внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас ты будешь ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике — вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке ты будешь рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем ты не рисуешь ничего. У тебя на листе (родитель показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найди это у себя на листе (покажи пальцем, подними руку, если все увидел...). Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящему ребенку). Не спеши, будь внимательным. А теперь возьми простой карандаш и начинай работать. Основную часть инструкции можно повторить дважды: В каждой фигуре поставь свой знак, заполняй все фигуры по очереди.

С этого момента отсчитывается время выполнения задания (2 минуты). Инструкция больше не повторяется. Можно лишь сказать: как надо заполнять фигуры — показано на образце у них на бланке. Родитель фиксирует в листе наблюдений особенности выполнения задания, характер

поведения ребенка. Работа продолжается не более 2 минут. По истечении этого времени родитель просит ребенка остановиться и перестать работать: А теперь отложи, пожалуйста, карандаши и посмотри на меня.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка уровня формирования графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся, на листе месте (родитель показывает рукой свободное место на бланке), нарисуй человека. Возьми простой карандаш и начинай рисовать. Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Вначале проводится оценка каждого задания по пятибалльной шкале. В дальнейшем проводится уровневая оценка. Задание № 1. «Продолжи узор»

Успешно выполненным считается тот вариант продолжения рисунка, когда ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию (оценка — 5 баллов). При этом допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. В данном анализе приводится оценка предлагаемого образца программы. В каждом случае изменения того или иного задания требуется дополнительная оценка соотнесения уровня выполнения задания с балльной оценкой. Поэтому желательно, чтобы другие задания строились аналогичным образом, с соответствующей данному варианту логикой.

Считается допустимым (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «несколько трапециевидную» форму (оценка также 5 баллов). Допустим также «уход» строки не более чем на1см вверх или в низ . При большем «уходе» строки или увеличении масштаба узоров (но удержании программы) дается оценка 4,5 балла . При этом, поскольку второй узор является объективно более трудным для продолжения (копирования), его выполнение может быть менее точным. Допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленького пика как Л (оценка — 5баллов). Опора на знакомые буквенные элементы, даже если они несколько разного размера и сама строка «опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией ребенка, а не «наводкой» родителя, которая, как мы уже говорили, недопустима). К числу правильного в целом выполнения можно отнести такую графическую деятельность ребенка, при которой элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша (оценка — 4,5балла). При небольшом увеличении количества подобных неточностей дается оценка 4 балла .

Средне успешным (при выполнении первого узора) считается выполнение лишь с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора,

появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора. При выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения (оценка — 3балла).

Неуспешным считается вариант, когда ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика — упрощение графической программы и уподобление ее первому узору (оценка— 2,5балла) .

Наличие при этом еще и изолированного написания элементов (разрывов) считается неуспешным и оценивается в2балла. Невозможность удержания программы, в том числе «не доведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре) считается неуспешным (оценивается как 1балл) . Если ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом, — оценка 0баллов.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Успешным выполнением считается правильный пересчет фигур в пределах «9», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше - меньше». Цифры «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах и в соответствующей половине листа, а метка, где больше, должна быть сделана цветным карандашом. В этом случае присваивается оценка 5 баллов. Если метка сделана простым карандашом, оценка может быть снижена, но не более чем на 0,5 балла (оценка 4,5 балла).

Такая же оценка (4,5 балла) дается в том случае, если решение правильное, цифры расположены на нужных местах, но изображены с поворотом на 180 градусов (инвертация в пространстве). Наличие одного-двух самостоятельных исправлений или одна ошибка в выполнении оцениваются в 4 балла. Средне успешным выполнением считается наличие до трех ошибок в выполнении задания. Это могут быть: неправильный пересчет на одной из половин листа; неправильно выбранное место для написания цифр; метка простым, а не цветным карандашом и т.п. При наличии двух ошибок (одна из них в пересчете, а другая — в месте написания цифры и/или инвертация в написании) дается оценка — 3 балла. Неуспешным выполнением считается наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр, что оценивается в 2 балла. В 1 балл оценивается неправильный пересчет фигур (с обеих сторон от вертикальной черты на листе), неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.

Если при этом ребенок еще и не отмечает сторону листа, на которой фигур оказалось больше (то есть здесь можно говорить о не сформированности понятия «больше – меньше» либо о невозможности удержать задание), оценка выполнения 0 баллов.

Задание № 3. «Слова»

Успешным выполнением (оценка 5 баллов) считается безошибочное заполнение квадратов буквами или замещение отдельных «сложных» букв галочками в необходимом количестве и без пропусков. Важно и отсутствие заполнения ребенком тех лишних квадратов, которые (в соответствии со звукобуквенным анализом слова) должны оставаться пустыми. При этом допустимы единичные самостоятельные исправления.

В 4 балла оценивается такое выполнение, при котором ребенок допускает одну ошибку и/или несколько собственных исправлений, а также, если ребенок все выполняет правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики.

Средне успешным считается заполнение квадратиков и буквами, и галочками и наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных. При этом допустимо одно-два самостоятельных исправления. Такое выполнение оценивается в 3 балла.

Неуспешным считается неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений (оценка — 2 балла).

В 1 балл оценивается неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три, и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Недоступность выполнения задания в целом (галочки или буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т.п.) оценивается в 0 баллов.

Задание № 4. «Шифровка»

Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка — 5 баллов).

Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. При этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность (графическая деятельность сформирована в зрительно-координационных компонентах). Одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестает обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла. При двух пропусках заполняемых

фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла. Средне успешным является такое выполнение, когда присутствуют не только два пропуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3балла. В 3балла оценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также одно-два самостоятельных исправления. Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается в 2балла. Оценивается в 1балл такой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1балл. Особое внимание должно уделяться таким результатам выполнения, когда за отведенный срок ребенок не успевает сделать задание целиком. Это может характеризовать как низкий темп деятельности, трудность самого задания, так и утомление ребенка (поскольку это задание идет одним из последних). Темп выполнения этого задания необходимо сравнить (в том числе и по листу наблюдений, где можно отметить, успевает ли ребенок выполнять задания одновременно с другими детьми или каждое задание, даже не нормируемое по времени, он выполняет медленнее других) с темпом

выполнения других заданий (в частности задания № 1). Если задание № 4 выполняется существенно медленнее, чем все остальное, — это говорит о высокой «цене» подобной деятельности, то есть о компенсации трудностей за счет снижения темпа. Но это-то и является отражением физиологической неготовности ребенка к регулярному обучению. При невозможности выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок) дается оценка 0 баллов.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно- волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание — последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №№ 1, 2, 3 и качеством собственно рисунка. В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием вышеперечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов).

При этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать». Количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное».

Для оценки в 5 баллов должны быть в целом соблюдены пропорции лица и тела.

4 балла оценивается менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги. Шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, руки и ноги объемные. На лице при оценке в 4балла должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.

Средне успешным является более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное — только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3—3,5балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней оценивается в 3балла. Несоблюдение основных пропорций также считается условно допустимым (оценка 3балла).

Неуспешным считается более грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей, оно оценивается в 2,5балла. Если дополнительно к этому еще и не прорисованы (не сделана, хотя бы попытка изображения) волосы, уши, кисти рук и т.п. — выполнение рисунка оценивается в 2балла.

Изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, также рук и ног в виде палок (линий), сочетание овалов и палочек даже при наличии отдельных черт лица и двух-трех пальцев-палочек — все это считается несоответствующим требованиям выполнения и оценивается в 1 балл.

Полностью неуспешным и оцениваемым в 0баллов является изображение человека в виде «головонога» или «головоногоподобного» человека.

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.

1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.

2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.

3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.

4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.

Исследования, проведенные на детской популяции г. Москвы и Московской области, и ретестирование детей дали возможность выделить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения:

Готовность к началу регулярного обучения (высокий уровень): от 17 до 25 баллов. Условная готовность к началу обучения (средний уровень): от 11 до 17 баллов.

Неготовность к началу регулярного обучения (низкий уровень):

суммарная оценка ниже 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовки старших дошкольников к школе.

Данное занятие из цикла занятий по подготовке старших дошкольников к школе. Они  призваны обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Экологическое развитие имеет большое значение для общего развития ребенка. Отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо включать в...

Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)

Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к обучению в школе «СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ДОШКОЛЕНКА К ПЕРВОКЛАШКЕ»

Тревожность родителей и их стремление «сделать» своего ребенка успешным в школе подогревается большим количеством не подтвержденной педагогами и психологами информации в сети Интернет и на...

Использование современных интерактивных средств при подготовке старших дошкольников к школе.

Выступление на тему: "Использование современных интерактивных средств при подготовке  старших дошкольников к школе."...

Подготовка старшего дошкольника к школе. Обучение грамоте.

Каждому из родителей хочется быть уверенным, что его ребёнок готов к школе! И каждому родителю это по силам!...