Экологический проект "Эколята - дошколята"
проект (подготовительная группа)

Этот проект поможет в формировании у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитии внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитании у ребенка культуры природолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx512.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 36

664058, г. Иркутск, м-н Первомайский, 20 тел./факс 36-38-30 class="c36">

Экологический проект

«Эколята - дошколята»

Авторы:

А. С. Ивойловская

Е. А. Белоусова

Иркутск

2022 г.

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема проекта

Экологический проект «Эколята-дошколята»

Сроки реализации проекта

– г.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Особенности проекта

Социально-познавательный, долгосрочный.

Актуальность и социальная значимость проекта

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам – уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Анализ

ситуации

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста должен стать новый экологический проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Постановка проблемы

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Аннотация проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

На торжественной церемонии воспитанников ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне – ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Пути решения задач

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников

Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Принципы, лежащие в основе проекта

- реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;

- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения;

- создание условий для практического экспериментирования с разными материалами;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;

- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;

- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка;

- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

- принцип системности и наглядности;

- принцип доступности изучаемого материала;

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

- проблемно – исследовательский характер заданий;

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий;

- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий;

- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность;

- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;

- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности;

- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

  • внедрение в проект образов сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- интерактивная панель;

- фотоаппарат;

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- интернет;

- учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

- тематические книги;

- хрестоматии;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, таблицы, дид. игры по краеведению;

- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии общения с природой;

- тематические альбомы и фотоальбомы;

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видео-носители информации;

- настольные, напольные и другие игры;

- элементы мультипликации;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

- повышение общей культуры ребенка;

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Продукт деятельности детей:

- рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;

- творческие работы: брошюры, плакаты, агитационные листовки.

Продукт деятельности педагогов:

- разработка и оформление проекта;

- разработка конспектов ООД по тематике проекта;

- консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.);

- тематические стенды и выставки;

- сценарии и конспекты тематических мероприятий

- презентация итогов проекта.

Этапы работы над проектом.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и определение задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала.

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику.

сентябрь

Педагоги

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта;

сентябрь

Педагоги

Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот для посвящения в «Эколята-дошколята».

сентябрь

Педагоги и родители

Создание стендов (уголков) «Эколята – дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми.

сентябрь

Педагоги

2 этап - основной

Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята».

октябрь

Педагоги и родители

Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

октябрь

Педагоги

«Эколята знают всё!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения, чтение художественной литературы)

октябрь-ноябрь

Педагоги

Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (экологические ширмы)

ноябрь

Педагоги

Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть»

декабрь

Педагоги

Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам»

декабрь

Педагоги и родители

Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь»

январь

Педагоги

Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)

январь

Педагоги и родители

Тематическая недели «Путешествие Эколят» («Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту воздуха»)

февраль

Педагоги

Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят»

февраль

Педагоги и родители

Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы.

март

Педагоги

Всемирный День Земли.

март

Педагоги

Всемирный день Воды.

март

Педагоги

Игра – викторина старший дошкольный возраст «Берегите нашу планету от мусора»

Ролик «

апрель

Педагоги и родители

Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями

апрель

Педагоги и родители

Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей.

апрель

Педагоги

Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы»

апрель

Педагоги

Работа по индивидуальным планам педагогов в рамках реализации мероприятий.

весь период

Педагоги

3 этап – заключительный

Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята»

май

Педагоги

Открытие выставки «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции, созданные детьми ).

май

Педагоги и родители

Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы»

май

Педагоги

Презентация проекта «Эколята-дошколята»

май

Педагоги

Акции

Название акции

Срок проведения

«Каждую соринку – в корзинку!»

Сентябрь

«Наши пушистые друзья»

Октябрь

«Птицы – наши друзья! Помоги другу»

Ноябрь

«Сохраним Елочку – красавицу наших лесов».

Декабрь

«Спасем дерево»

Февраль

«Каждому певцу по дворцу»

Март

«Сбережем первоцветы»

Апрель

«Живи дерево»

Май

Перспективный план работы

«Эколята – дошколята»

Мероприятие, краткое описание

срок

Ответственные

1. Путешествие в экологию. Посвящение в «Эколята», юных защитников природы с вручением атрибутов «Эколят»

Дети дают клятву - эколят, призыв для родителей бережно относится к природе.

Знакомство со сказочными героями «Эколятами» – друзьями и защитниками Природы (Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой).

2. Оформление уголка «Эколята –дошколята».

3. Чтение художественной литературы.

4. Конкурс рисунков «Краски осени»

4. Акция «Каждую соринку в корзинку!»

Развитие ответственности за чистоту в природе, осознание практической помощи природе.

сентябрь

воспитатели,

родители

1. Парад чтецов «Мой край родной»

Участники конкурса читают произведения поэтов на тему природы, родного края и экологии.

2. Создание гербария «Деревья моего края»

Знакомство детей с красотой и пользой деревьев.

3. Тематические занятия экологической направленности: «Уроки Природолюбия», «Мы друзья природы».

Дети знакомятся с правилами поведения в природе, с вредными факторами, влияющими на качество воды и воздуха.

4. Акция "Наши пушистые друзья"

Воспитание ответственности за домашних животных, осознание практической помощи братьям нашим меньшим, попавшим в приют.

5. Выставка поделок из природного материала.

«Старичок - лесовичок», «Осенние фантазии»

Дети в творческой деятельности дают вторую жизнь растениям.

октябрь

Воспитатели и родители

1. Цикл занятий: «Птицы нашего края», «Жизнь птиц зимой».

Знакомство с птицами Иркутской области, их жизнью.

2. Акция «Птицы – наши друзья! Помоги другу.»

Изготовление кормушек совместно с родителями, сбор корма, развешивание на территории ДОУ.

2. Утренник «Синичкин день»

3. Создание «Красной книги Иркутской области»

Знакомство с птицами, занесёнными в Красную книгу.

ноябрь

Воспитатели, родители.

1. Проведение Новогодних «Ёлок Эколят» (новогодних экологических ёлок).

2. Конкурс «Новогодняя красавица»

Совместное творчество детей и родителей. Изготовление поделок из бросового материала.

3. Акция «Сохраним Елочку – красавицу наших лесов».

декабрь

воспитатели

1. Экологическая квест - игра «Спасём природу!»

Дети закрепляют правила, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала.

2. Тематическое занятие «Эколят- любителей природы»

Закреплять правила поведения в лесу, на основе экологических игр.

3. Организация уголка – островка безопасности «Безопасность детей в природе»

Сбор материала по закреплению правил поведения в природе.

4.

январь

воспитатели

#1058;ематический вечер «Удивительный мир растений и животных»

Презентации «Животные, растения, занесенные в Красную книгу».

Дети знакомятся с природоохранными мероприятиями.

2. Конкурс детских рисунков: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

3. Акция «Спасем дерево»

Сбор макулатуры.

февраль

воспитатели

1. Акция «Каждому певцу по дворцу»

Привлечение детей и родителей в совместной трудовой деятельности по изготовлению скворечников. Информации о пользе птиц – защитников садов и огородов.

  • 2. Игра - путешествие «Наш дом родной - Земля!» (приурочена к Всемирному дню Земли)
  • Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.)
  • 3. Развлечение «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
  • Польза природного богатства для человека. Решение экологических задач, игры на укрепление здоровья.

март

воспитатели

1. Развлечение «Царица –водица»

Обобщение знаний детей о воде, представление о роли воды в жизни человека.

2. Экологический субботник «Город моей мечты» (совместно с родителями)

3. Выпуск плаката «Берегите первоцветы»

Знакомство детей с первоцветами Иркутской области, лекарственными растениями, растущими на территории родного края. Создание буклетов «Береги первоцветы»

  • 4. Ролик «Береги планету! Делай как Я!»

апрель

воспитатели

1. Что мы сажаем, сажая леса? Акция «Живи дерево»

Раздачей буклетов «Берегите природу». Посадка растений. Разговоры о важности посадки и ухода за молодыми саженцами.

2. «Огород на подоконнике»

Знакомство с растениями, их строением, способами выращивания и ухода за ними.

3. Фотоконкурс детей и родителей «Сохраним это чудо»

май

воспитатели

Список рекомендуемой литературы:

  1. Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия» /учебное пособие для дошкольников и младших школьников/
  2. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  4. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
  7. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
  8. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.
  9. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
  10. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.
  11. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  12. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» — Минск, «Асвар», 2001.
  13. Экологическое воспитание дошкольников С.Н. Николаева. Изда- тельство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва
  14. ЭОР

Список литературы для детей и родителей:

  1. Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2005.
  2. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
  3. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
  4. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
  5. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
  6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.-М.: Просвещение,1981
  7. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2005.
  8. Рыжова Н.А. «Я и природа».М.:, 1996
  9. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
  10. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
  13. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  14. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
  15. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
  16. Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
  17. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
  18. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Дошколята против мусора"

Проблема загрязнения окружающей среды мусором очень актуальна для меня и моих детей. Поэтому появилась необходимость разработать проект «Дошколята против мусора». Участниками проекта стали...

Экологический проект "Дошколята-эколята".

Проект реализован летом во второй младшей группе группе....

Проект по экологическому воспитанию " Дошколятам о пластике"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад № 1 «Колокольчик»  Номинация «Педагогический проект по экологическому воспитанию до...

Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»

Картотека экологических сказок для детей дошкольного возраста...

Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»

Сборник экологических сказок«Дошколятам – эколятам!»Экологическая сказка «Родник»С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил к...

Экологический проект: «Дошколята-защитники природы»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...