Месяц | Тема | Цель | Задачи | Методы, приемы |
сентябрь | В гостях у хозяюшки | «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта» | Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники, окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
| Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. |
октябрь | Печь – как мать родная
| Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.
| Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению». Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок. Активизация словаря: шесток, задвижка, дымник. Воспитывать уважение к труду печника. | Экскурсия в комнату русского быта. Загадка о печи. Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении. Объяснение. Пословицы. Вопросы: В каких сказках говорилось о печи? Словарная работа. Поговорки. Обобщение. Итог.
|
ноябрь | Мир старинных вещей
| Знакомство детей с музейными экспонатами.
| Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: коромысло, рубель, колода, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. | Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки. Беседа о старинных вещах. Рассмотреть экспонаты. Пояснение Рассказ воспитателя. Словарная работа. Загадки
|
декабрь | Как рубашка в поле выросла
| Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех. Дать понятие о ремеслах хлебороба. | Экскурсия в комнату русского быта. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение
|
январь | Как ходила коляда | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и игра на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье. Пение муз. руководителя. Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда» |
февраль | «Ой ты, масленица
| Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.
| Познакомить детей с праздником «Масленица» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.
Обогатить словарный запас Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа о масленице Разучивание обрядовых песен, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Масленица»
|
март | Русь нарядная | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
| Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) | Экскурсия в комнату русского быта Сюрпризный момент: (появление кукол) Рассмотреть кукол. Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Обобщение. Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах |
апрель | красная горка | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с праздником «Пасха» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. | Экскурсия в комнату русского быта Словарная работа о масленице Слушание записей CD Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике ««Масленица»» |
май | От лучинки до электричества | Знакомство с историей происхождения электрической лампы.
| Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность | Экскурсия в комнату русского быта Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину) Вопросы: Что было бы, если не было электричества Словарная работа. Игра: « Гори, гори ясно». |
Июнь
| У нашего крыльца нет веселию конца | Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей | Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. | Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца» |