Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее "Русская изба"
материал (подготовительная группа)

Елена Николаевна Ярош

Знакомство детей с русской избой и традициями русского народа актуально по нескольким причинам:

  • Воспитание патриотизма. Приобщение к культуре своего народа помогает заложить в ребёнке чувство любви к Родине, гордости за неё, желание сохранять и приумножать богатство страны.  
  • Социокультурное развитие. Знакомство с русской избой позволяет детям осознать своё место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым.
  • Развитие речи и коммуникативных умений. Игровые подходы и народные игры помогают развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.  
  • Формирование художественного вкуса. Знакомство с русской народной культурой, в частности с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру.
  • Воспитание бережного отношения к старинным вещам. Прикосновение к настоящим предметам старины позволяет дошкольникам почувствовать принадлежность к истории прошлого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы музея «Русская изба»

дети от 5 -7 лет

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Методы, приемы

сентябрь

В гостях у хозяюшки

«Знакомство детей с русской избой и с предметами  быта»

Познакомить детей с тем, как   строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники, окна.

Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Экскурсия в комнату русского быта

Встреча Хозяйки. Беседа.

Осмотр избы.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Обобщение.

октябрь

Печь – как мать родная

Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью- печью.

Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму - сушили ягоды, грибы, пекли, хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; о строительстве печи и о секретах печника. Пробуждать детей о назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», « Гуси- лебеди», « По щучьему велению».  Обогащать словарь детей за счет поговорок и пословиц, загадок.

Активизация словаря: шесток, задвижка, дымник.

Воспитывать уважение к труду печника.

Экскурсия в комнату русского быта.

Загадка о печи.

Рассказ воспитателя об устройстве печи и ее предназначении.

Объяснение. Пословицы.

Вопросы:

В каких сказках говорилось о печи?

Словарная работа.

Поговорки.

Обобщение.

Итог.

ноябрь

Мир старинных вещей

Знакомство детей с музейными экспонатами.

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: коромысло, рубель, колода, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.

Воспитывать интерес к народному быту.

Экскурсия в комнату русского быта Встреча Хозяйки.

Беседа о старинных вещах.

Рассмотреть экспонаты.

Пояснение

Рассказ воспитателя.

Словарная работа.

Загадки

декабрь

Как рубашка в поле выросла

Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле)

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех.

Дать понятие о ремеслах  хлебороба.

Экскурсия в комнату русского быта.

Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

Словарная работа.

Беседа.

Пословицы о труде.

Обобщение

январь

Как ходила коляда

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и игра на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа: Колядки, Авсеньки, Таусеньки, Карилки, Виноградье.

Пение муз. руководителя.

Разучивание зимних поздравительных песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Как ходила коляда»

февраль

«Ой ты, масленица

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником  «Масленица» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа

о масленице

Разучивание обрядовых песен, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике «Масленица»

март

Русь нарядная

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения)

Экскурсия в комнату русского быта

Сюрпризный момент:

(появление кукол)

Рассмотреть кукол.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Обобщение.

Рассмотрение репродукций с изображением девушек и женщин в костюмах

апрель

красная горка

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с праздником  «Пасха» и песенным и текстовым материалом

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Обогатить словарный запас.

Экскурсия в комнату русского быта

Словарная работа

о масленице Слушание записей CD

Разучивание попевок, закличек, игра на музыкальных шумовых инструментах, песенок, игр. Участие в празднике ««Масленица»»

май

От лучинки до электричества

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг,

 керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

Экскурсия в комнату русского быта

Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.

Рассмотрение экспонатов. Объяснение.  Показ.

Рассказ воспитателя

(как и с помощью чего освещали избу

в старину)

Вопросы:  Что было бы, если не было электричества

Словарная работа.

Игра: « Гори, гори ясно».

Июнь

У нашего крыльца нет веселию конца

Итоговое занятие.

Активизация музыкального творчества детей

Познакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию.

 Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Как у нашего крыльца»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

"Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

"Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по психомоторному развитию

Перспективный план предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...