Наполнение центра уединения и релаксации в группах ДОУ
консультация

Ягодина Мария Владимировна

Рекомендации педагогам по наполнению уголка уединения в группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_uedineniya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Наполнение центра уединения и релаксации

в группах ДОУ»

Подготовила:

педагог-психолог

Ягодина М.В.

Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. 

Для ребенка пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Иногда ребенку может потребоваться личное пространство. Бывает время, когда хочется побыть в одиночестве “спрятаться” от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине. Маленький ребенок также имеет на это право.

Кроме того у детей дошкольного возраста эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. У них часто меняется настроение. Их достаточно легко развеселить, о еще легче обидеть или огорчить. Они еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. 

 Одним из важнейших умений для педагогов, работающих с дошкольниками, является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.

Задача педагога – не подавлять и искоренять негативные эмоции у ребенка, а помочь ребенку осознать и прожить их. Одним из способов прислушаться к внутренним ощущениям является уединение от остальных детей.

Для сохранения психологического комфорта дошкольника, для формирования психологической стабильности ребенка в группах ДОУ создают специальные центры уединения.

Центр уединения – это зона где ребенок может побыть в одиночестве, расслабиться и справиться с неприятными эмоциями, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищённым, а затем снова продолжить играть в коллективе. 

ФГОС ДО п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения

Центр уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.

Основная цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

Задачи:

  • облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня.
  • предупреждать нервно-психическое перенапряжение у детей.
  • создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
  • формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым, снижать вероятность возникновения конфликтных ситуаций. 
  • сформировать условия для нормализации и развития эмоциональной сферы детей;

Требования к «уголку уединения»:

  1. Безопасность
  2. Доступность ребенку
  3. Возможность физически и эмоционально расслабиться
  4. Эстетичность оформления, без визуального шума и перенасыщенности предметами, пастельные оттенки
  5. Удаленность от центра двигательной активности и шума группы
  6. Приятные тактильные ощущения
  7. Небольшой размер

Рекомендации по оформлению «уголка уединения»:

Безопасность. Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы

острые и легко бьющиеся предметы.

Доступность. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.

Удаленность от центров двигательной активности. «Уголок уединения» должен быть расположен так, чтобы у ребенка была возможность отдохнуть от звуковых раздражителей.

Размер: он не должен быть слишком большим по размеру, ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка.

Дизайн: существует несколько видов «уголков уединений» в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. На полу обязателен мягкий коврик, подушки или детское кресло. «Ширма» используется в любом возрасте, применяется там, где не позволяет пространство.

Цветовая палитра должна быть привлекательной для ребенка, но в тоже время не рекомендуется использовать слишком ярке цвета. Лучшим решением для оформления уголка будет использование пастельных цветов. Сочетание салатового и лимонного (бледно желтого цвета) будет оптимальным. Желтый цвет стимулирует ребенка на активную творческую деятельность. Согласно исследованиям салатовый цвет способствует успокоению и расслаблению ребенка. Рекомендуется добавить в очень небольшом количестве оранжевый цвет. Это цвет активности, радости и хорошего настроения, однако его количесво должно быть очень ограниченно. Большое количество оранжевого цвета будет иметь обратный эффект – ребенок, который отправится в уголок уединения для того, чтобы успокоииься, под действием большого количества яркого цвета может испытать сильное эмоциональное возбуждение. Голубой и розовый цвет также не рекомендуют использовать при оформлении уголка уединения. В зависимоси от выбранного цвета уголок будет привлекать только девочек (розовый), мальчики же будут чувствовать себя неуютнои не удастся добиться нужного результата. Если же уголок будет оформлен в голубом цвете, то уже девочки будут испытывать дискомфорт. Таким образом, можно сделатьо вывод, что для оформления уголка  стоит использовать нейтральные, светлые, мягкие оттенки. Освещение должно быть приглушённым. Возможно размещение пейзажных картин.

Основные группы предметов «уголка уединения»

Предметы для выражения негативных эмоций.

Атрибуты для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме.

Отдельная категория игрушек и пособий в уголке уединения может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справится подушки для битья, коробочки «Спрячь все плохое», стаканчики для крика.

Отрицательные переживания воспитанники могут выразить с помощью ряда предметов:

  • Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться),
  • «Стаканчик для крика», кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку, а когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
  • «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  • Коробочки «Попробуй порви» – набор бумаги для разрывания.

Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются дети в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусочка» — резиновая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).

Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию.

Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции. Помогут детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное напряжение следующие атрибуты и предметы:

  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя.
  • Калейдоскопы. Созерцание любого «волшебства», отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей. 
  • Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, чрезмерно активного.
  •  Фотоальбом с групповыми и семейными фото, фото домашних питомцев
  •  Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  •  Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • «Гелевые часы» Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
  • Зеркало для хорошего настроения («зеркало моего настроения). Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

Пособия для развития эмоциональной сферы.

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную).
  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции» и др.
  • «Доска, календарь, дерево настроений», «Зеркало эмоций», «Театр эмоций».

Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.

Эффективность работы зависит от того, насколько дети осведомлены о предназначении уголка, его оснащённости и умении пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Можно совместно с детьми придумать и обсудить правила поведения в «уголке уединения».

«Каждый человек иногда хочет побыть один. Посмотрите на это место. Это – уголок уединения. Место для того, кто захотел побыть один».

  1. Если кто-то из вас захотел побыть один, то он просто идет в уголок уединения. Каждый из вас может в любое время зайти в уголок, не спрашивая моего разрешения.
  2. Если место уже кем-то занято, то придется подождать. Можно постучать и спросить разрешения присоединиться к тому, кто там уже есть.
  3. Если ответят «нет», то входить туда нельзя.
  4. Нельзя беспокоить того, кто сидит в этом месте.
  5. Иногда я могу попросить вас быть в месте уединения недолго, если мы скоро собираемся кушать, гулять или спать.

Библиографический список:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей 17 дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  3. Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО, «Справочник педагога-психолога» № 1, 2015г, стр. 4-12.
  4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2011г, стр. 42 – 44.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.

Данный центр  создан  творческой группой педагогов  (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова  М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

Центр уединения и релаксации

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется о...

Представление центра уединения и релаксации.

Представление  центра уединения и релаксации.МБДОУ «Называевский детский сад №1» Средняя группа»Пчёлка»Воспитатель: Цвикло Ирина Васильевна...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""

quot;Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

Центр уединения и релаксации в ДОУ группа «Золотая рыбка»

Участие в IРеспубликанском творческом конкурсе "Лучший уголок уединения - 2022"...