ПРОЕКТ на тему «Защитим природу вместе»
проект (старшая группа)
В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, формирование экологического сознания у подрастающего поколения приобретает особую значимость. Дети, находясь в процессе активного познания окружающего мира, нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении, которое поможет им осознать важность охраны природы и бережного отношения к ней. Проект "Защитим природу вместе" нацелен на детей дошкольного возраста (4-5 лет) и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие экологической грамотности и формирование устойчивых привычек, связанных с охраной окружающей среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
на тему
«Защитим природу вместе»
Выполнил:
Виктория Витальевна Мунхжаргал
2024 г.
Введение
В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, формирование экологического сознания у подрастающего поколения приобретает особую значимость. Дети, находясь в процессе активного познания окружающего мира, нуждаются в систематическом и целенаправленном обучении, которое поможет им осознать важность охраны природы и бережного отношения к ней. Проект "Защитим природу вместе" нацелен на детей дошкольного возраста (5-6 лет) и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие экологической грамотности и формирование устойчивых привычек, связанных с охраной окружающей среды.
Актуальность
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в условиях глобальных экологических изменений, таких как изменение климата, вымирание видов и загрязнение окружающей среды, необходимо уже с раннего возраста прививать детям понимание важности защиты природы. Исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировосприятия, и формирование экологического сознания в этот период может оказать значительное влияние на дальнейшее поведение и отношение к окружающему миру. Важно, чтобы дети не только знали о существующих проблемах, но и понимали, что каждый из них может внести свой вклад в их решение. Важной задачей проекта является формирование у детей привычки бережно относиться к природе. Это включает в себя не только осознание важности охраны окружающей среды, но и практические навыки, такие как сортировка мусора, экономия ресурсов и участие в акциях по очистке природных территорий. В рамках проекта будут разработаны и реализованы различные мероприятия, направленные на закрепление этих навыков.
Цели проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к окружающей среде и привитие основ бережного обращения с природой.
Задачи проекта:
-создание системы занятий и мероприятий, которые позволят детям не только изучать природу, но и взаимодействовать с ней.
- внедрение в повседневную практику образовательных учреждений экологических игр и практик, обучающих детей основам переработки отходов, ответственности за окружающую среду и необходимости сохранения биологического разнообразия.
-развитие сотрудничества с родителями и членами местного сообщества. Вовлечение родителей в проект направлено на укрепление семейных отношений, совместное изучение и защиту природы. Для достижения этой цели организуются родительские собрания, на которых обсуждаются темы охраны окружающей среды, а также памятки о том, как дети могут поддерживать экосистему на своем уровне. Таким образом, происходит объединение усилий взрослых и детей в одном обширном экологическом движении.
- обучение детей простым, но важным принципам охраны природы, таким как использование вторичных ресурсов, разделение мусора и уважение к животным и растениям, также является одним из центральных направлений.
Задачи заключается в том, чтобы дети не только усвоили эти идеи, но и стали их активными носителями, делясь полученными знаниями с ровесниками и взрослыми.
Тип проекта: долгосрочный
Предполагаемый результат.
Дети:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и
культура поведения в природе;
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к
ней, животным, птицам, насекомым;
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Родители:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей;
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях,
конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
Участник проекта: дети, родители .
Длительность проекта: 1 месяца .
Дата проекта: по #1075;.
Предполагаемый результат.
Представленная работа направлена на привлечение внимания детей к вопросам охраны природы. На основе изученных материалов и разработанных мероприятий можно ожидать конкретные результаты, которые будут способствовать формированию у дошкольников основ ответственного отношения к окружающему миру.
Первым заметным результатом станет улучшение осведомленности детей о природе. Участие в различной деятельности, такой как игры, мастер-классы и тематические занятия, поможет детям лучше понять, какие существуют растения и животные, как они взаимодействуют друг с другом и какую роль играет человек в этом процессе. Беседы о значении чистоты, бережного отношения к ресурсам позволят малышам осознать важность экологии и необходимость заботы о ней.
Также можно ожидать развитие у детей экологического мышления. Научившись выделять главные проблемы, такие как загрязнение, уничтожение и исчезновение видов, малыши начнут формировать навыки оценки и анализа, что поможет им осознанно подходить к вопросам охраны окружающей среды.
Благодаря вводным занятиям они смогут связать свои действия с последствиями для природы, понять, что даже маленькие поступки могут иметь значение. Практические мероприятия проекта прокладывают путь к развитию творческих способностей у дошкольников. Дети смогут создавать поделки, плакаты и на темы охраны природы, что даст возможность каждому высказать свое мнение и внести вклад в общую работу. Это не только укрепит уверенность в себе, но и даст шанс увидеть, как их идеи могут быть выражены в физическом виде.
Командная работа и совместная деятельность дадут возможность развивать у детей социальные навыки. Участие в групповых играх и проектах формирует у них умение работать в команде, вести диалог и договариваться. Дети научатся учитывать мнения других, поддерживать друг друга в процессе коллективного творчества, что очень важно для их будущей социализации.
Одновременно важно упомянуть о накоплении опыта у детей в области наблюдений за природой. Прогулки на свежем воздухе, исследовательская деятельность, такая как наблюдение за животными и растениями, поможет малышам лучше понять естественные процессы. Научившись наблюдать за изменениями в природе, дети смогут определить, как погода, время года и человеческая деятельность влияют на окружающий мир.
Взаимодействие с родителями и сообществом также станет важным результатом проекта. Привлечение семей к совместной деятельности создаст атмосферу неравнодушия и заботы о природе. Открытые мероприятия, такие как выставки или совместные субботники, позволят родителям принять участие в образовательном процессе, что укрепит связь между домом и детским садом.
Определено, что развитие у дошкольников осознанного отношения к природе предполагает не только сухие знания, но и эмоциональное восприятие процесса. Проводя время на улице, играя в тематические игры, дети начнут формировать позитивное отношение к окружающему миру, проявляя уважение к каждому элементу природы. Через взаимодействие с природой они смогут ощутить ее красоту, понять важность сохранения природных ресурсов.
Одной из задач проекта является внедрение привычки к экологическим практикам в повседневную жизнь. В результате, дети познакомятся с тем, как можно экономить воду, сортировать мусор и использовать экологически чистые материалы. Применение этих знаний в быту будет способствовать формированию устойчивых привычек, которые они смогут перенести в свою будущую взрослую жизнь.
Важным аспектом будет и создание богатого эмоционального контекста. Участие в специальных праздниках, посвященных природе, может вдохновить детей на творчество, побудить их к атмосферным задумкам. Путем вовлечения в игры и забавные занятия, где природа становится главной героиней, можно ожидать формирования положительных ассоциаций, связей между хорошими поступками и радостью.
Таким образом, ожидаемые результаты позволят значительно повысить уровень экологической культуры дошкольников. Придание значимости заботе о природе через практическую, интерактивную и эмоциональную деятельность обеспечит создание прочной основы для их будущего формирования в духе уважения к окружающему миру. Наша задача — сделать так, чтобы работа по охране природы стала неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, что, безусловно, станет стартовой площадкой для их дальнейших действий и поступков в отношении природного богатства планеты.
Методы и формы работы
Важным аспектом работы с дошкольниками является использование разнообразных методов и форм, которые обеспечивают вовлеченность детей и эффективное усвоение материала. Каждый метод должен быть подобран с учетом возрастных особенностей, чтобы ребята могли с интересом и азартом участвовать в процессе, а полученные знания стали для них не просто теорией, а частью их практической жизни.
Одним из самых доступных форм общения с детьми 5-6 лет являются игровые методики. Игры могут быть как подвижными, так и настольно-логическими. Важным элементом организации пространства является создание природного уголка, в котором ребята смогут наблюдать за растениями и животными, взаимодействовать с ними. Например, в рамках проекта можно организовать игру «Помоги зверятам», где дети будут решать, как помочь животным в их среде обитания. Это развитие не только кругозора, но и эмоционального интеллекта, ведь дети учатся сопереживать и проявлять заботу о природе.
Сюжетно-ролевые игры также предоставляют широкие возможности. Дети могут превратиться в лесных жителей, экологов, спасателей природы, что позволит им научиться взаимодействовать в команде, принимать решения и вырабатывать стратегии «спасения» окружающей среды. Например, одна из таких игр может быть посвящена «спасению леса» от мусора, где каждая группа детей представит свою идею по очистке условного леса от отходов.
Важно и использование наглядных пособий – картинок, слайдов, мультфильмов, книг о природе. Это поможет визуально донести материал и сделать его незабываемым. Просмотр мультфильмов о природе можно дополнить обсуждением увиденного, где дети расскажут о своих чувств к персонажам и обсудят их поступки. Это шаг к критическому мышлению, который закладывает основы для осознания важности охраны природы.
Не стоит забывать и о творческих заданиях. Создание поделок из природных материалов или участие в акциях по посадке деревьев и цветов – все это формирует ответственность и позволяет детям почувствовать свою причастность к большему делу. Можно организовать выставку творческих работ, где каждая поделка будет рассказать о важности охраны природы в доступной детской интерпретации.
Работа с родителями также должна включать активное участие в проекте. Обсуждение экологических проблем на доступном детям языке окажет положительное воздействие на формирование их отношения к окружающему миру
. В итоге цель проекта – делать охрану природы учебным процессом, не вызывая перегрузок и утомления, а привнося в него радость и интерес, что является непременным условием успешного освоения знаний о мире природы.
Этапы проект:
1 этап- подготовительный:
- Подбор программно-методического материала по направлению работы
- Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- сборник экологических сказок;
- картотека экологических игр;
-проведение стартовой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей группы №7 « Незабудка»
- составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников
2 этап- деятельный:
- Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»
#1041;еседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»
- Беседа «Дикие животные – друзья человека»
- Презентация « Дикие животные»
-Д.И. « Лесные животные»
- Беседа «Насекомые - польза и вред»
- Аппликация «Птица на дереве»
- Игра «Что, где, когда» на тему: «Природа и мы».
- Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;
- Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;
- Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые»
- трудовая деятельность в уголке природы, на участке
- оформление стенгазеты «Береги природу
- Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.
- Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»
- Беседы: «Какой бывает мусор?», «Как и куда люди выбрасывают мусор», «О том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»
- Д/ И: «Сортируем мусор правильно»
- Подвижные игры: «Мусоробол», «Помоги Кате собрать фантики», «Добеги до бака»
- Игры с крупным строительным материалом «Завод по переработки мусора».
- Чтение экологической сказки Беспалова Л. В. «Нет места мусору!»
- просмотр мультфильмов: «Фиксики – переработка мусора», Просмотр мультфильма из серии «Смешарики», «Жизнь мусора», «Маленькое большое море».
- рисование плаката: «Дети против мусора!
-создание Эко-книги, « Сохрани природу»
Работа с родителями:
- Уборка территории на игровой территории
-Консультация: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!
-Участие в акциях «Добрые крышечки»
3 этап-заключительный:
- Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе;
- Презентация проекта (на педагогическом совете)
Заключение
итоги реализации проекта "Защитим природу вместе", который был направлен на формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста. В ходе выполнения проекта мы стремились не только познакомить детей с окружающим миром, но и развить у них эмоциональную связь с природой, что является важным аспектом в воспитании ответственного отношения к экологии.
Актуальность нашего проекта обусловлена тем, что в современном мире, где экологические проблемы становятся все более острыми, необходимо с раннего возраста формировать у детей понимание важности охраны природы. Недостаточное осознание этого вопроса может привести к негативным последствиям как для окружающей среды, так и для будущих поколений. Поэтому мы поставили перед собой задачу не только обучить детей основам экологии, но и привить им привычку бережного отношения к природе.
В рамках проекта были определены несколько ключевых задач, таких как проведение тематических занятий о животных и растениях, организация экскурсий на природу, художественные мастерские по созданию поделок из природных материалов и формирование привычки бережно относиться к окружающему миру. Эти задачи были направлены на создание комплексного подхода к обучению, который сочетал в себе как теоретические знания, так и практические навыки.
Методы и формы работы, использованные в проекте, включали игровые и познавательные задания, что позволило сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для детей. Мы использовали разнообразные подходы, такие как экскурсии на природу, которые не только обогатили знания детей о флоре и фауне, но и позволили им увидеть красоту окружающего мира своими глазами. Художественные занятия, в свою очередь, способствовали развитию творческих способностей и позволили детям выразить свои чувства и эмоции по отношению к природе через творчество.
План мероприятий был тщательно продуман и включал в себя различные активности, которые способствовали всестороннему развитию детей. Мы организовали занятия, на которых дети могли не только слушать, но и активно участвовать, задавать вопросы и делиться своими мыслями. Это создало атмосферу доверия и открытости, что, в свою очередь, способствовало более глубокому усвоению материала.
Ожидаемые результаты проекта заключались в том, что дети не только получат знания о природе, но и научатся ценить ее, понимать важность охраны окружающей среды. Мы надеемся, что благодаря нашему проекту у детей сформируется устойчивое желание заботиться о природе, а также они смогут передать эти знания и ценности своим родителям и сверстникам.
Перспективы развития проекта "Защитим природу вместе" выглядят многообещающе. Мы планируем продолжать работу в этом направлении, расширяя тематику занятий и привлекая к участию родителей и других членов сообщества. Важно, чтобы забота о природе стала неотъемлемой частью жизни каждого человека, и мы уверены, что начав с детей, мы сможем создать более экологически сознательное общество в будущем.
Таким образом, проект "Защитим природу вместе" стал важным шагом на пути к формированию экологического сознания у детей. Мы уверены, что такие инициативы необходимы для создания устойчивого будущего, где природа будет защищена и сохранена для следующих поколений. Важно продолжать эту работу, развивать и адаптировать методы и подходы, чтобы сделать обучение экологической грамотности доступным и интересным для всех детей.
Список литературы
1. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд. испр. и доп. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
2. Воронкевич О. А., Добро пожаловать в экологию! Парциональная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - «Детство - пресс», 2015
3. Интернет – ресурсы.
4. Матова В. Н., Краеведение в детском саду. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
5. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
6. Хабарова Е. В., Шафигуллина Н. В., Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. -. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический КВН "Защитим природу вместе"
Экологический КВН был проведен между воспитанниками подготовительной группы. Целью данного мероприятия являлось: развитие в детях элементов экологического сознания, всеобщую взаимосвязь природы, челов...

Презентация проекта " Дикие животные Курского края.Защитим природу вместе."
Презентация проекта "Дикие животные Курского края. защитим природу вместе." для детей второй младшей группы....

Проект: "Дикие животные Курского края. Защитим природу вместе"
Проект "Дикие животные Курского края. Защитим природу вместе." для детей второй младшей группы...

«Скажем: «НЕТ!» полиэтиленовым пакетам. Защитим Природу вместе с Шалуном, Тихоней, Ёлочкой и Умницей»
Презентация акции «Скажем: «НЕТ!» полиэтиленовым пакетам.Защитим Природу вместе с Шалуном, Тихоней, Ёлочкой и Умницей»...

Экологический проект на тему «Сбережем природу вместе»
Внаше время постоянно появляются новые экологические бедствия , поэтому необходимо детям обьяснить, что нужно проявлять заботу о природе, об окружающем нас мире....

Квест - игра для детей среднего возраста. «Защитим природу вместе» (Экологическое воспитание)
Квест - игра для детей среднего возраста.«Защитим природу вместе»(Экологическое воспитание)...
презентация по проекту на тему «Защитим природу вместе»
В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, формирование экологического сознания у подрастающего поколения приобретает особую значимость. Дети, находясь в процессе...