Использование бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как метод взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Выступление
на тему “ Использование бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как метод взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя для расширения активного словаря в соответствии с лексической темой недели»”
Подготовила:
Дорохова Лариса Борисовна
Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы посмотреть на работу с использованием мнемотаблиц под другим углом, а именно, как метод взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя с использованием бережливых технологий.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники учитель – логопед и воспитатель решают ряд важных задач по развитию активного словаря:
- Развитие активного словаря у детей логопедической группы.
- Экономия времени логопеда на развитие активного словаря.
- Использование мнетоблиц, как метод взаимодействия учителя логопеда и воспитателя, используя который педагог обогащает активный словарь детей в соответствии с лексической темой недели.
- Позволяет логопеду сфокусироваться на развитие умения у детей с речевыми нарушениями строить последовательный рассказ, на ранее изученных с воспитателем словах по лексической теме недели.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Содержание мнемотаблиц в работе воспитателя – это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, особенностей фактуры предмета, формы предмета: кубика, игрушки или живого объекта например: цветка, дерева, знания о профессиях, видах труда и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно педагогу для более качественного донесения детям словарного материала по лексической теме.
Воспитателю и педагогу данная методика служит инструментом для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях. Использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.
Бережливые технологии, с 2021 года активно внедряются в работу нашего детского сада. Внедрение бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как показала годовая практика в работе учителя – логопеда и воспитателя позволила значительно сэкономить время при обогащении активного словаря у детей с нарушениями речи.
Бережливые технологии в формате мнемотаблиц помогли освободить для логопеда время для формирования у детей логопедической группы таких умений как:
- Строить описательный рассказ
- Составлять творческие рассказы.
- Совершать пересказы на основе ранее изученных литературных произведений по лексической теме недели
Предварительную работу по использованию мнемотаблиц учитель-логопед и воспитатель выстраивает в три этапа.
1 этап: Осуществляется выстраивание плана по освоению воспитателем с детьми лексической темы.
2 этап: После осуществляется перекодирование, т.е. преобразование слов и информации в абстрактные символы и образы.
3 этап: Совместное рассматривание таблицы, обсуждение подбора новых слов, для расширения активного словаря детей.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с логопедом, воспитателю необходимо придерживаться следующих требований:
– модель должна отображать обобщённый образ предмета;
– раскрывать существенное в объекте;
– замысел по созданию модели обсуждается между логопедом и воспитателем заранее.
Таким образом, бережливые технологии позволили учителю – логопеду и воспитателю сократить временные потери в освоении лексической темы и расширении активного словаря, а значит работа по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР логопедической группы стала проходить более эффективно и результативно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей, имеющих нарушения в речи
Консультация для родителей...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

Актуальные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Краткое описание значимости взаимодействия логопеда с родителями в ДОУ, методов и их особенностей....

Использование интерактивных технологий на примере ПАК "Колибри" в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках консультационного центра
На базе МАДОУ д/с №74 г. Белгорода организован Консультационный центр «Растем вместе». Целью создания Консультационного центра послужила необходимость в обеспечении единства и преемственно...

Использование бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как метод взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
Бережливые технологии....
Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия учителя - логопеда с родителями
В статье пойдет речь об использовании в работе логопеда коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров....

