Использование бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как метод взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
статья (подготовительная группа)

Дорохова Лариса Бельгусовна

Мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnenmotablitsy_vystuplenie_drohova.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на тему “ Использование бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как метод взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя для расширения активного словаря в соответствии с лексической темой недели»”

Подготовила:

Дорохова Лариса Борисовна

Уважаемые коллеги, сегодня хотелось бы посмотреть на работу с использованием мнемотаблиц под другим углом, а именно, как метод взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя с использованием бережливых технологий.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники  учитель – логопед и воспитатель решают ряд важных задач по развитию активного словаря:

  1. Развитие активного словаря у детей логопедической группы.
  2. Экономия времени логопеда на развитие активного словаря.
  1. Использование мнетоблиц, как метод взаимодействия учителя логопеда и воспитателя, используя  который педагог обогащает активный словарь детей в соответствии с лексической темой недели.
  2. Позволяет логопеду сфокусироваться на развитие умения у детей с речевыми нарушениями строить последовательный рассказ, на ранее изученных с воспитателем словах по лексической теме недели.
  3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содержание мнемотаблиц в работе воспитателя – это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, особенностей фактуры предмета, формы предмета: кубика, игрушки или живого объекта например: цветка, дерева, знания о профессиях, видах труда   и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно педагогу для более качественного донесения детям словарного материала по лексической теме.

Воспитателю и педагогу данная методика служит инструментом для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях.  Использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”.

Бережливые технологии, с 2021 года активно внедряются в работу нашего детского сада. Внедрение бережливых технологий в формате мнемотаблиц, как показала годовая практика в работе учителя – логопеда и воспитателя позволила значительно сэкономить время при обогащении активного словаря у детей с нарушениями речи.

Бережливые технологии в формате мнемотаблиц помогли освободить для логопеда время для формирования у детей логопедической группы таких умений как:

  • Строить описательный рассказ
  • Составлять творческие рассказы.
  • Совершать пересказы на основе ранее изученных литературных произведений по лексической теме недели

Предварительную работу по использованию мнемотаблиц учитель-логопед и воспитатель выстраивает в три этапа.

1 этап:  Осуществляется выстраивание плана по освоению воспитателем с детьми  лексической темы.

2 этап:  После осуществляется перекодирование, т.е. преобразование слов и информации в абстрактные символы  и образы.

3 этап: Совместное рассматривание таблицы, обсуждение подбора новых слов, для расширения активного словаря детей.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с логопедом, воспитателю необходимо придерживаться следующих требований:

– модель должна отображать обобщённый образ предмета;

– раскрывать существенное в объекте;

– замысел по созданию модели обсуждается между логопедом и воспитателем заранее.

Таким образом, бережливые технологии позволили учителю – логопеду и воспитателю сократить временные потери в освоении лексической темы и расширении активного словаря, а значит работа по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР логопедической группы стала проходить более эффективно и результативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

Актуальные методы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Краткое описание значимости взаимодействия логопеда с родителями в ДОУ,  методов и их особенностей....

Использование интерактивных технологий на примере ПАК "Колибри" в работе учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках консультационного центра

На базе МАДОУ д/с №74 г. Белгорода организован Консультационный центр «Растем вместе». Целью создания Консультационного центра послужила необходимость в обеспечении единства и преемственно...

Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров для взаимодействия учителя - логопеда с родителями

В статье пойдет речь об использовании в работе логопеда коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров....