Картотека "Подвижные игры для детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Картотека подвижных игр
для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Самолётики»
Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений
крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные самолетики.
Ход игры: Взрослый и ребёнок (далее участники) соревнуются, у кого самолётик дальше улетит.
Варианты: соревнуются, у кого дольше самолётик пробудет в воздухе или точнее приземлится в заданном месте.
из каждого куплета.
«Боулинг»
Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности
движений.
Ход игры: Перед каждым участниками на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предметы, прокатив мяч или шар по полу. Выигрывает тот, кто сбил больше всех предметов за меньшее число раз.
«Грустные пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: Взрослый задаёт движения пальцами и кистями рук, а ребёнок повторяет за ним.
Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)
По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)
В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга).
«Рожки да ножки»
Цель: развитие у детей координации движений, внимательности.
Ход игры. Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх – это рожки.
Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз – это ножки. Одна рука показывает рожки, вторая – ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.
«Отдай честь!»
Цель: развивать у детей координацию движений, внимательность.
Ход игры. Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем поменять руки.
«Соревнования пальчиков»
Цель: развитие мелкой моторики рук, ориентация в собственном теле.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку устроить соревнования пальчиков и выяснить, чьи пальчики самые сильные. Для начала участники здороваются каждым пальчиком подряд, начиная с указательного. Затем меряются силами, пытаясь перетянуть друг друга каждым пальчиком. Следующее соревнование для пальцев: одному из участников предлагается ладонью обхватить большой палец другого участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями. В итоге определяется шуточный победитель «Соревнования пальчиков» - самый сильный палец, попрощаться можно мизинчиками.
«Повтори, не ошибись»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.
Ход игры: Ребёнок стоит лицом к взрослому. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Ребёнок выполняет те же движения, что и взрослый.
Варианты:
Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
Взрослый проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Ребёнок должен выполнить движение по показу взрослого, не обращая внимания на его сбивающие команды.
«Что поменялось»
Цель: развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, быстроты реакции, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.
Ход игры: На столе взрослый раскладывает 4-5 предметов(игрушки, кегли, обручи, скакалка.
Ребёнок в течение одной минуты рассматривает предметы, стараясь их
запомнить. Затем по команде ребёнок становится спиной к игрушкам, а взрослый в это время убирает один из предметов в корзину с игрушками. Ребёнок поворачивается, называет пропавший предмет, находит его в корзине и ставит на место. Затем ребёнок меняется местами со взрослым. Варианты: менять предметы местами, увеличить количество предметов,
Уменьшить время запоминания предметов, убрать два предмета.
«Дотронься до...»
Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.
Ход игры: Все играющие одеты по-разному. Взрослый и ребёнок по очереди выкрикивают: «Дотронься до... красного!» Участники должны мгновенно сориентироваться, обнаружить в комнате или в одежде что-то красное и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются. Победителем становится самый быстрый и точный.
Варианты:
Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... квадратного», «Дотронься до... огромного!»
Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... жёлтого круглого!»
«Кто быстрее»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и
произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Инвентарь: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из
картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).
Ход игры: По ковру разбрасываются геометрические фигуры. Взрослый называет цвет (например, синий). По сигналу оба участника должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше. Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с взрослым) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называется и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).
Варианты: Собрать только круги (цвет не имеет значения), собрать треугольники красного цвета, собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.
«Цвет – предмет»
Цель: развитие быстроты реакции, ловкости, развитие внимания, ассоциативных связей, активизация мышления, пополнение активного словаря, преодоление неуверенности в себе.
Ход игры: Участники становятся друг напротив друга. Взрослый называет цвет и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет любой предмет названного цвета, называет свой цвет и кидает мяч обратно взрослому. В ответ взрослый тоже называет предмет названного цвета. Суть игры в том, чтобы одновременно с мыслительной деятельностью, показать хорошие результаты в ловкости и быстроте реакции при передаче мяча.
Варианты: можно усложнить игру, отойдя друг от друга на большее расстояние, называть 2 предмета названного цвета, а не один.
«Общий рисунок»
Цель: развитие мелких мышц кисти, координации движений, создание позитивного настроения, укрепление доброжелательных отношений в семье, развитие навыков взаимодействия со взрослым, умения действовать сообща.
Инвентарь: лист бумаги, желательно большого формата, фломастеры, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый начинает рисовать рисунок на заданную тему, например «Сказочное дерево» или «Инопланетный дом», ребёнок добавляет какие-то элементы, затем опять рисует взрослый. Так продолжается пока оба участника не посчитают рисунок законченным. Оценивают работу совместно взрослый и ребёнок.
Варианты: игра может проводиться на время; тем рисунков может быть несколько и из них можно составить выставку; взрослый может рисовать простой предмет, а перевернув лист ребёнок повторяет рисунок взрослого.
«Назови, какую знаешь посуду (фрукты, домашних животных и т.д.)»
Цель: Закрепить знания детей об овощах, фруктах, животных и т.д. Развивать быстроту реакции.
Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т.д.)
Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды.
«Детёныши»
Цель: Закрепить знания детей о детенышах животных. Развивать быстроту реакции.
Ход игры : Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка - котенок, собака - щенок, коза - козленок, корова - теленок, лошадь - жеребенок и т. д.)
Правила: назвать детеныша, а затем бросить мяч.
«Кто умеет летать (плавать, ползать и т. д.)?»
Цель: Закрепить знания детей о способах передвижения животных, птиц, насекомых и т.д.
Ход игры: Взрослый спрашивает: «Кто летает?». Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые летают (птицы, стрекозы, жуки). Взрослый спрашивает: «Кто плавает?» Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые плавают (утки, гуси, рыбы, киты) и т.д.
Правила: на каждое слово подбрасывать мяч.
«Я знаю»
Цель: Закрепить умения детей называть предметы и при этом отбивать мяч.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мяч о пол двумя руками или одной рукой. Например: Я знаю пять (семь) животных: собака - раз, кролик - два и т.д.
Правила: на каждое слово отбивать мяч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...