Методические разработки кульминационных событий "Путеводитель по народам России"
методическая разработка (старшая группа)

Бакланова Гульнара Эсагатовна

Воспитательной практикой в детском саду предусмотрено изучение восьми национальностей - русские, татары, чукчи, осетины, карелы, башкиры, буряты, чеченцы. Целью воспитательной практики является  воспитание у детей уважительного отношения к представителям разных национальностей, проживающих на территории России, интерес к их культуре и обычаям. Формы реализации воспитательной практики включают серию мероприятий, итогом которых становятся кульминацинные события по обощению и систематизации знаний по изученной национальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodrazrabotki_kulmin.sobytiy.zip687.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка»

 города Губкина Белгородской области

Методическая разработка образовательного события для детей старшей  группы

 «Путеводитель - Русские»

Бакланова Гульнара Эсагатовна,

 воспитатель

2024 год

Методическая разработка образовательного события для детей старшей группы

Возраст

детей /направленность

группы

Дети 5-6лет/ группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Игра-путешествие

Приоритетные образовательные области

 «Познавательное развитие».

Цель

Расширять знания детей о нашей многонациональной Родине- России.

Программ

ные задачи

Познавательное развитие:

- продолжать знакомить детей с русской культурой: традициями, обычаями, национальными костюмами, с символикой: герб, флаг

- развивать интерес к достопримечательностям России, орнаментом

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности , навыки работы с цветом

- развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности

Физическое развитие:

- развивать мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, скорость.

Социально-коммуникативное развитие:

- обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми;

- содействовать воспитанию интереса к совместной деятельности, умению работать в группе, команде;

- развивать самостоятельность, создать благожелательную творческую атмосферу.

Речевое развитие:

-связная речь: формировать умения отвечать на вопросы и обращения взрослого, самостоятельно строить диалог;

-словарь и грамматика: правильно использовать в речи слова;

-закрепить  значение слов – « сорока, кичка» – женский головной убор, понева, передник;

-звуковая культура речи: развивать выразительность речи – рассказывать спокойно;

-совершенствовать коммуникативные способности путем общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение и поддерживать интерес к русскому народу, его культуре.

- формировать  умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае  затруднений

Основные понятия

(новые слова)

Сорока, кичка, косоворотка, понева, передник, Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве), порты, кушак.

Виды  детской деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми,  подгрупповая работа, работа в парах, самостоятельная

            Ресурсы

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, картинки – пазлы «Достопримечательности:

Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве), Санкт – Петербург.Петергоф; фотографии, иллюстрации  - флаг  и герб России,  ццифры от 1 до 5, мел, магнитная доска, знаки-символы: карта , карандаши, фломастеры, восковые мелки  по количеству детей, рабочие тетради на каждого «Орнаменты моей  страны», мольберт, образец для рисования орнаментов, маркер, чистый белый  лист А4 для педагога, картинки на магните: девочка, мальчик, одежда русских, головной убор «сорока» без орнамента, тарелочки для раздаточного материала, элементы орнамента из самоклеящейся бумаги; клубок ниток, самовар, чай, леденцы «Петушки на палочке», деревянные палочки.

Ожидаемые результаты

Ребенок:

- проявляет   интерес к народам России, познавательную активность, любознательность;

-закрепление знаний детей о русской культуре и традициях;

- вступает в общение, совместную деятельность с детьми и взрослыми;

- умеет делать выводы, обобщения; умеет обосновывать свой выбор;

- умеет договариваться о совместных действиях;

- умеет понимать и принимать правила игры;

-успешно проявляет быстроту реакции, ловкость, глазомер, координацию движений, скорость.

- проявляет заинтересованность в выполнении задания.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Приветствие.

Приветствие.

-Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Дети входят и произносят слова приветствия.

доброжелательно настроен по отношению к сверстникам,  взрослым, вступает в общение.

II.

Мотивационно –        

ориентировочный этап

Педагог приглашает детей в комнату «Русская изба» (на столе стоит самовар, посуда, лежат деревянные палочки, но нет угощенья)

Педагог спрашивает:

-Ребята, а кто знает, какое угощение было у русского  народа на Масленицу?Чего на столе не хватает? Как они использовали эти палочки?

- Ребята, давайте составим «Путеводитель по России» и расскажем, что мы знаем о ней, о русских людях и узнаем, для чего им нужны были палочки на Масленице.

-О чем мы можем рассказать?

Дети отвечают.

Ребята предлагают варианты помощи и соглашаются помочь.

умеет понимать и принимать участие в диалоге

III. Поисковый этап

Вместе с  педагогом  составляют план о чем  будут рассказывать: (выслушав ответы детей, педагог совместно с детьми выставляет  план с номерами от 1до 5, где схематически изображен  п план: 1. Географическое расположение (Картинка Глобус) 2. Достопримечательности (три рамки для фотографий), 3- Схематическое изображение девочки и мальчика , 4-  Культура и традиции (картинка кинопленки) «Национальные  игры весной на Масленицу» , 5 – Сюрприз «Петушок на палочке»

- А здесь я приготовила для вас сюрприз, и эти палочки нам с вами очень нужны. Как только мы выполним наш план, вы его узнаете.

Дети предлагают варианты ответов и составляют план.

Дети комментируют план действий и выкладывают на доске этапы.

с помощью воспитателя определяет этапы следования

IV.  Практический этап.

Задания.

Задание 1.

Игра «Назови правильно»

- Ребята,  мы будем рассказывать о России, о русских.

Очень большая, любимая, богатая, сильная  Россия - наша Родина.

Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на самолёте лететь почти сутки. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. 

- Кто знает? Назовите.

- А кто управляет такой большой  страной?

- Президентом нашей страны является.? (В. В. Путин)

- А кто избирает президента?

У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. - Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? (слайды: герб России, флаг России, гимн России) - Найдите флаг нашей страны среди других.

- Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? - Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? - Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий - синее небо над На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.

В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. - Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России.

Воспитатель: А что же такое - гимн? (Гимн - это главная песня страны, его слушают стоя.) У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна - мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране.

Дети встают в круг и

Дети отвечают: Москва.

Дети отвечают: Президент.

Дети отвечают: В.В.Путин.

Дети отвечают: народ.

Развитие двигательной активности

Задание 2. Игра Разрезные картинки «Собери достопримечательности России»

- А чтобы выполнить второй пункт нашего плана, необходимо собрать фотографии«Достопримечательности России»

-  Разделитесь на пары.

- Помогайте друг другу, не спешите, смотрите внимательно.

.Москва - столица и сердце нашей Родины. Главная достопримечательность Москвы – это Московский Кремль,

Старинное укрепление - первое деревянное сооружение между реками Москвой и Неглинной возникло в XIII веке. Вокруг укрепления, благодаря его удачному расположению, и начал расти город. Позже деревянные постройки заменили каменными.

Сегодня за стенами из красного кирпича – не только правительственная резиденция, но и огромный музейный комплекс площадью 38 гектаров. На территории до сих пор ведутся археологические раскопки, открывающие новые факты прошлого России.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)

Жемчужина архитектурного ансамбля Красной площади. Официальное название храма — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. А Василием Блаженным звался московский юродивый, творивший чудеса и обладавший даром предвидения. Под спудом храма покоятся его останки.

Здание построено по приказу Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства. По преданию, правитель повелел ослепить зодчего, спроектировавшего храм, чтобы такой шедевр не мог быть никем повторен.

Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви. Высота храма – 65 м: долгое время он оставался самым высоким зданием столицы.

Санкт – Петербург.Петергоф

Одним из красивейших мест является Петергоф, раскинувшийся на берегу Финского залива. Здесь находится бывшая парадная императорская резиденция, основанная в 1711 году.

Петергоф включает в себя дворцово-парковые ансамбли, сформировавшиеся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк относятся к XVIII столетию. Еще шесть дворцово-парковых комплексов получили развитие в XIX веке. В Петергофе расположена одна из крупнейших на планете фонтанных систем.

Здесь находится порядка 150 действующих фонтанов, в том числе «Нептун», парные фонтаны «Адам» и «Ева», каскад «Шахматная гора» и легендарный Большой Каскад с фонтаном «Самсон» по центру. Этот шедевр барокко – один из самых красивых фонтанных комплексов в мире, который представляет собой фантастическое зрелище в блеске водных струй и сверкании позолоченных скульптур, фонтаны с сюрпризами, которые находятся в Нижнем парке.

- Ребята, что у вас получилось?

-А теперь перенесите свои фотографии в фоторамки.

(на фоторамках символически обозначены линии разреза)

Звучит тихая, спокойная музыка.

Дети делятся на пары и собирают разрезанные картинки « Московский Кремль», «Памятник Петру 1 , «Храм Василия Блаженного» (Покровский собор в Москве),

Санкт – Петербург.Петергоф

Дети переносят свои фотографии, выкладывают их в рамки.

расширение словарного запаса, развитие мышления, памяти

Задание 3.

«Дидактическая игра «Собери национальный русский костюм (женский, мужской)»

- А сейчас, ребята, нам необходимо рассказать, какая национальная одежда у русского народа.

-Разделитесь на две команды, и по моей команде «Начали!» вы должны будете выбирать картинки из предложенных вам. Смотрите внимательно, брать следует по одной картинке, подходить и прикреплять к девочке или мальчику.

(под тихую, спокойную музыку дети выкладывают национальный русский женский и мужской костюм)

Звучит тихая спокойная музыка

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с  поясом.

Женская рубашка отличалась от мужской длиной, она доходила до щиколотки,  шилась из льняных тканей и украшалась вышивкой.  Носили рубашку с нешироким поясом.

Поверх рубашки  замужние женщины обычно надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником.  Они были в клетку, размер которой указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поверх понёвы повязывали передник – одежда, которая защищала перед платья от грязи во время работ. Как мы узнали, передник тоже немаловажная часть женского костюма, потому что надевается спереди.

А вот красивый и удобный наряд – сарафан.  Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили утепленную,  и более короткую.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток. В Воронежской губернии, например,  порты были синего цвета, в полоску.

  Кушак был тоже обязательной частью костюма. Кушак или пояс – это лента, шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как  обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун – это русский крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме.

На ногах носили (лапти, валенки)

  Мужская шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и мальчики, и при встрече было принято снимать головной убор.

Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку.

Подходят к сундуку, достают женский головной убор «Сорока» без орнамента.

- Ребята, чего не хватает?

-Я предлагаю вам пройти в нашу «Школу Орнаментов».

Украшают головной убор «Сорока».

Дети делятся на две  группы: одни собирают  на магнитной доске русский женский национальный костюм,  а другие мужской.

Дети рассказывают про национальный костюм.

Узоров.

(под музыку )

дети идут в «Школу орнаментов»)

умеет осуществлять выбор, расширение словарного запаса

Задание 4. «Пальчиковая гимнастика» «Российская семья»

Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика.

«Российская семья»

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

Каждого народа язык свой

и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод

Одни кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень

Другим – милей весна

А Родина – Россия

«Домик».

У нас у всех одна.

Дети  выполняют

массаж пальцев рук

Руки вперед, пальцы соединить

Ладони имитируют плаванье рыбки

пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

Круговое поглаживание живота рукой

Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Приседают, поглаживают «траву».

Берутся за руки.

развитие мелкой моторики рук

Задание 5.

«Укрась  орнаментом русский национальный костюм»

Педагог предлагает детям украсить русский национальный костюм.

Педагог подходит по очереди ко всем ребятам со своим чистым листом и ручкой, и если ребенок затрудняется, то помогает, показывает правильность выполнения орнамента.

Под тихую, спокойную музыку дети рисуют в тетрадях

умеет  осуществлять выбор,

развитие мелкой моторики рук

Задание 6.

«Дидактическая игра «Укрась головной убор -   «сороку»

- А сейчас мы с вами  под музыкуотправимся в Школу декора и рукоделия»

-Ребята, давайте украсим нашу сороку, создадим на ней  узор.

Педагог предлагает детям взять элементы орнамента  и украсить.

-Теперь наш мини-музей «Головных уборов России» в группе пополнится еще одним. Как он называется?

Дети наклеивают  вырезанные части узора.

под тихую, спокойную музыку дети создают орнамент на женском головном уборе-« Сороке»)

Сорока.

мелкой моторики рук

Задание 7.

«Подвижная игра «Золотые ворота»

- Ребята, вы уже  знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки.  На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, и  веселиться.

- Отгадайте загадку:

Его празднуют весной

Этот праздник заводной,

Ярмарку все посещают,
И блинами угощают. (Масленица)

  - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку:

Выходи, народ,

Становись у ворот

Весну закликать,

Зимушку провожать.

Весна, весна красна,

      Приди, весна, с радостью!

Что еще делали на масленицу? 

Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти.

А чучело, сделанное из соломы выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли.

А вы хотите поиграть?

- Тогда давайте сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота» 

Правила: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

- Давайте и мы поиграем.

Дети встают в круг и под веселую  музыку

Масленица

Ответы детей

Да, хотим.

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

развитие двигательной активности

Развитие двигательной активности

Задание 8.

«Разгадай сюрприз»

- А сейчас, ребята, настало время сюрприза. Вы со всеми заданиями справились.

- Отгадайте загадку :

Если сахар растопить,
Затем в формочку залить,
Остудить и, наконец,
Мы получим … !

Открывают «ЛЕДЕНЕЦ ПЕТУШОК»

Конфеты из жжёного сахара начали готовить очень давно, более 500 лет назад — примерно в XV веке. Они были известны в разных странах — от Японии до Англии.

Изготавливали их и на Руси, но они были недешёвым лакомством: сахар был в то время дорог. Поэтому наши предки варили эти конфеты не только из сахара, но и из патоки и меда, а полученную смесь разливали в изготовленные из дерева формочки.«Леденец» – исключительно русское название карамели. На Руси так называли конфету из-за схожести со льдом. Прозрачный кусочек из растопленного сахара действительно очень напоминает льдинку.

Петушок на палочке

C:\Users\т\Dropbox\Скриншоты\Скриншот 2025-01-30 14.39.05.png

Дети отгадывают загадку: Леденец

Развитие словаря

V. Рефлексивно – оценочный этап.

Педагог:

-Ребята, какие вы молодцы. Спасибо всем.

 У нас получилась с вами красивая открытка –путеводитель. Теперь каждый сможет ее сфотографировать  и отправиться в путешествие по России.

- А сейчас, возьмите по одному леденцу и скажите, что вы узнали сегодня нового, что было трудным, интересным.

-А мы отправляемся с вами пить чай с леденцами.

Дети говорят, что было трудным, сложным сегодня при выполнении заданий. А также отвечают, что узнали нового, интересного.

Развитие самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

Методическая разработка по теме "Наша Родина - РОССИЯ"

Презентация к занятию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста.  Основная цель занятий  – воспитание уважения к своему народу, любви к родине, столице российского госуд...

Методическая разработка "Сценарий праздника фестиваль народов мира"

Матодическая разработка для подготовительной группы...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказки народов Севера"

продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;развивать ...

Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»

В методической разработке  расписан сценарий весенних праздникоа русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"....

Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»

вданной методической разработке расписан сценарий весеннего праздника русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"...