Методические разработки кульминационных событий "Путеводитель по народам России"
методическая разработка (старшая группа)
Воспитательной практикой в детском саду предусмотрено изучение восьми национальностей - русские, татары, чукчи, осетины, карелы, башкиры, буряты, чеченцы. Целью воспитательной практики является воспитание у детей уважительного отношения к представителям разных национальностей, проживающих на территории России, интерес к их культуре и обычаям. Формы реализации воспитательной практики включают серию мероприятий, итогом которых становятся кульминацинные события по обощению и систематизации знаний по изученной национальности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 687.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка»
города Губкина Белгородской области
Методическая разработка образовательного события для детей старшей группы
«Путеводитель - Русские»
Бакланова Гульнара Эсагатовна,
воспитатель
2024 год
Методическая разработка образовательного события для детей старшей группы
Возраст детей /направленность группы | Дети 5-6лет/ группа общеразвивающей направленности | ||
Форма проведения ОД | Игра-путешествие | ||
Приоритетные образовательные области | «Познавательное развитие». | ||
Цель | Расширять знания детей о нашей многонациональной Родине- России. | ||
Программ ные задачи | Познавательное развитие: - продолжать знакомить детей с русской культурой: традициями, обычаями, национальными костюмами, с символикой: герб, флаг - развивать интерес к достопримечательностям России, орнаментом Художественно-эстетическое развитие: - развивать творческие способности , навыки работы с цветом - развивать умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности Физическое развитие: - развивать мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, скорость. Социально-коммуникативное развитие: - обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми; - содействовать воспитанию интереса к совместной деятельности, умению работать в группе, команде; - развивать самостоятельность, создать благожелательную творческую атмосферу. Речевое развитие: -связная речь: формировать умения отвечать на вопросы и обращения взрослого, самостоятельно строить диалог; -словарь и грамматика: правильно использовать в речи слова; -закрепить значение слов – « сорока, кичка» – женский головной убор, понева, передник; -звуковая культура речи: развивать выразительность речи – рассказывать спокойно; -совершенствовать коммуникативные способности путем общения со сверстниками и взрослыми. Воспитательные задачи: - воспитывать уважение и поддерживать интерес к русскому народу, его культуре. - формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений | ||
Основные понятия (новые слова) | Сорока, кичка, косоворотка, понева, передник, Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве), порты, кушак. | ||
Виды детской деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми, подгрупповая работа, работа в парах, самостоятельная | ||
Ресурсы | Мультимедийный проектор, компьютер, экран, картинки – пазлы «Достопримечательности: Московский Кремль, Красная площадь, Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве), Санкт – Петербург.Петергоф; фотографии, иллюстрации - флаг и герб России, ццифры от 1 до 5, мел, магнитная доска, знаки-символы: карта , карандаши, фломастеры, восковые мелки по количеству детей, рабочие тетради на каждого «Орнаменты моей страны», мольберт, образец для рисования орнаментов, маркер, чистый белый лист А4 для педагога, картинки на магните: девочка, мальчик, одежда русских, головной убор «сорока» без орнамента, тарелочки для раздаточного материала, элементы орнамента из самоклеящейся бумаги; клубок ниток, самовар, чай, леденцы «Петушки на палочке», деревянные палочки. | ||
Ожидаемые результаты | Ребенок: - проявляет интерес к народам России, познавательную активность, любознательность; -закрепление знаний детей о русской культуре и традициях; - вступает в общение, совместную деятельность с детьми и взрослыми; - умеет делать выводы, обобщения; умеет обосновывать свой выбор; - умеет договариваться о совместных действиях; - умеет понимать и принимать правила игры; -успешно проявляет быстроту реакции, ловкость, глазомер, координацию движений, скорость. - проявляет заинтересованность в выполнении задания. | ||
Этапы ОД | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Планируемые результаты |
I. Организационный этап Приветствие. | Приветствие. -Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! | Дети входят и произносят слова приветствия. | доброжелательно настроен по отношению к сверстникам, взрослым, вступает в общение. |
II. Мотивационно – ориентировочный этап | Педагог приглашает детей в комнату «Русская изба» (на столе стоит самовар, посуда, лежат деревянные палочки, но нет угощенья) Педагог спрашивает: -Ребята, а кто знает, какое угощение было у русского народа на Масленицу?Чего на столе не хватает? Как они использовали эти палочки? - Ребята, давайте составим «Путеводитель по России» и расскажем, что мы знаем о ней, о русских людях и узнаем, для чего им нужны были палочки на Масленице. -О чем мы можем рассказать? | Дети отвечают. Ребята предлагают варианты помощи и соглашаются помочь. | умеет понимать и принимать участие в диалоге |
III. Поисковый этап | Вместе с педагогом составляют план о чем будут рассказывать: (выслушав ответы детей, педагог совместно с детьми выставляет план с номерами от 1до 5, где схематически изображен п план: 1. Географическое расположение (Картинка Глобус) 2. Достопримечательности (три рамки для фотографий), 3- Схематическое изображение девочки и мальчика , 4- Культура и традиции (картинка кинопленки) «Национальные игры весной на Масленицу» , 5 – Сюрприз «Петушок на палочке» - А здесь я приготовила для вас сюрприз, и эти палочки нам с вами очень нужны. Как только мы выполним наш план, вы его узнаете. | Дети предлагают варианты ответов и составляют план. Дети комментируют план действий и выкладывают на доске этапы. | с помощью воспитателя определяет этапы следования |
IV. Практический этап. Задания. Задание 1. Игра «Назови правильно» | - Ребята, мы будем рассказывать о России, о русских. Очень большая, любимая, богатая, сильная Россия - наша Родина. Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней - неделю, а на самолёте лететь почти сутки. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. - Кто знает? Назовите. - А кто управляет такой большой страной? - Президентом нашей страны является.? (В. В. Путин) - А кто избирает президента? У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. - Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны? (слайды: герб России, флаг России, гимн России) - Найдите флаг нашей страны среди других. - Как выглядит флаг нашей страны? Сколько полос на флаге России? - Какого цвета полосы на флаге? - Какое значение имеет красный, синий, белый цвет? - Красный символизирует храбрость, мужество, красоту; синий - синее небо над На нашем гербе мы видим птицу - это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина. В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. - Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России. Воспитатель: А что же такое - гимн? (Гимн - это главная песня страны, его слушают стоя.) У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна - мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. | Дети встают в круг и Дети отвечают: Москва. Дети отвечают: Президент. Дети отвечают: В.В.Путин. Дети отвечают: народ. | Развитие двигательной активности |
Задание 2. Игра Разрезные картинки «Собери достопримечательности России» | - А чтобы выполнить второй пункт нашего плана, необходимо собрать фотографии«Достопримечательности России» - Разделитесь на пары. - Помогайте друг другу, не спешите, смотрите внимательно. .Москва - столица и сердце нашей Родины. Главная достопримечательность Москвы – это Московский Кремль, Старинное укрепление - первое деревянное сооружение между реками Москвой и Неглинной возникло в XIII веке. Вокруг укрепления, благодаря его удачному расположению, и начал расти город. Позже деревянные постройки заменили каменными. Сегодня за стенами из красного кирпича – не только правительственная резиденция, но и огромный музейный комплекс площадью 38 гектаров. На территории до сих пор ведутся археологические раскопки, открывающие новые факты прошлого России. Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве) Жемчужина архитектурного ансамбля Красной площади. Официальное название храма — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. А Василием Блаженным звался московский юродивый, творивший чудеса и обладавший даром предвидения. Под спудом храма покоятся его останки. Здание построено по приказу Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства. По преданию, правитель повелел ослепить зодчего, спроектировавшего храм, чтобы такой шедевр не мог быть никем повторен. Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви. Высота храма – 65 м: долгое время он оставался самым высоким зданием столицы. Санкт – Петербург.Петергоф Одним из красивейших мест является Петергоф, раскинувшийся на берегу Финского залива. Здесь находится бывшая парадная императорская резиденция, основанная в 1711 году. Петергоф включает в себя дворцово-парковые ансамбли, сформировавшиеся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк относятся к XVIII столетию. Еще шесть дворцово-парковых комплексов получили развитие в XIX веке. В Петергофе расположена одна из крупнейших на планете фонтанных систем. Здесь находится порядка 150 действующих фонтанов, в том числе «Нептун», парные фонтаны «Адам» и «Ева», каскад «Шахматная гора» и легендарный Большой Каскад с фонтаном «Самсон» по центру. Этот шедевр барокко – один из самых красивых фонтанных комплексов в мире, который представляет собой фантастическое зрелище в блеске водных струй и сверкании позолоченных скульптур, фонтаны с сюрпризами, которые находятся в Нижнем парке. - Ребята, что у вас получилось? -А теперь перенесите свои фотографии в фоторамки. (на фоторамках символически обозначены линии разреза) Звучит тихая, спокойная музыка. | Дети делятся на пары и собирают разрезанные картинки « Московский Кремль», «Памятник Петру 1 , «Храм Василия Блаженного» (Покровский собор в Москве), Санкт – Петербург.Петергоф Дети переносят свои фотографии, выкладывают их в рамки. | расширение словарного запаса, развитие мышления, памяти |
Задание 3. «Дидактическая игра «Собери национальный русский костюм (женский, мужской)» | - А сейчас, ребята, нам необходимо рассказать, какая национальная одежда у русского народа. -Разделитесь на две команды, и по моей команде «Начали!» вы должны будете выбирать картинки из предложенных вам. Смотрите внимательно, брать следует по одной картинке, подходить и прикреплять к девочке или мальчику. (под тихую, спокойную музыку дети выкладывают национальный русский женский и мужской костюм) Звучит тихая спокойная музыка Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом. Женская рубашка отличалась от мужской длиной, она доходила до щиколотки, шилась из льняных тканей и украшалась вышивкой. Носили рубашку с нешироким поясом. Поверх рубашки замужние женщины обычно надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Они были в клетку, размер которой указывал много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поверх понёвы повязывали передник – одежда, которая защищала перед платья от грязи во время работ. Как мы узнали, передник тоже немаловажная часть женского костюма, потому что надевается спереди. А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии, одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя душегрея более длинная, на зиму же шили утепленную, и более короткую. Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся книзу и доходящие до щиколоток. В Воронежской губернии, например, порты были синего цвета, в полоску. Кушак был тоже обязательной частью костюма. Кушак или пояс – это лента, шнур, ремень для завязывания по талии. Он оберегал хозяина, так как обычно изготавливался только индивидуально, преимущественно для близких людей, украшался вышивкой, которая носила определенный смысл оберега. К нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун – это русский крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме. На ногах носили (лапти, валенки) Мужская шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и мальчики, и при встрече было принято снимать головной убор. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины - кокошник, кичку, сороку. Подходят к сундуку, достают женский головной убор «Сорока» без орнамента. - Ребята, чего не хватает? -Я предлагаю вам пройти в нашу «Школу Орнаментов». Украшают головной убор «Сорока». | Дети делятся на две группы: одни собирают на магнитной доске русский женский национальный костюм, а другие мужской. Дети рассказывают про национальный костюм. Узоров. (под музыку ) дети идут в «Школу орнаментов») | умеет осуществлять выбор, расширение словарного запаса |
Задание 4. «Пальчиковая гимнастика» «Российская семья» | Педагог проводит пальчиковую гимнастику: Пальчиковая гимнастика. «Российская семья» Живут в России разные народы С давних пор, Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. Каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, Другой – оленевод Одни кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень Другим – милей весна А Родина – Россия «Домик». У нас у всех одна. | Дети выполняют массаж пальцев рук Руки вперед, пальцы соединить Ладони имитируют плаванье рыбки пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой. Круговое поглаживание живота рукой Тыльной стороной ладони вытирают рот. Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями. Приседают, поглаживают «траву». Берутся за руки. | развитие мелкой моторики рук |
Задание 5. «Укрась орнаментом русский национальный костюм» | Педагог предлагает детям украсить русский национальный костюм. Педагог подходит по очереди ко всем ребятам со своим чистым листом и ручкой, и если ребенок затрудняется, то помогает, показывает правильность выполнения орнамента. | Под тихую, спокойную музыку дети рисуют в тетрадях | умеет осуществлять выбор, развитие мелкой моторики рук |
Задание 6. «Дидактическая игра «Укрась головной убор - «сороку» | - А сейчас мы с вами под музыкуотправимся в Школу декора и рукоделия» -Ребята, давайте украсим нашу сороку, создадим на ней узор. Педагог предлагает детям взять элементы орнамента и украсить. -Теперь наш мини-музей «Головных уборов России» в группе пополнится еще одним. Как он называется? | Дети наклеивают вырезанные части узора. под тихую, спокойную музыку дети создают орнамент на женском головном уборе-« Сороке») Сорока. | мелкой моторики рук |
Задание 7. «Подвижная игра «Золотые ворота» | - Ребята, вы уже знаете много праздников, которые отмечали еще наши предки. На Руси праздники всегда любили потому, что народ умел трудиться, и веселиться. - Отгадайте загадку: Его празднуют весной Этот праздник заводной, Ярмарку все посещают, - Масленица – это древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Масленицу называли широкой, веселой. Давайте вспомним закличку: Выходи, народ, Становись у ворот Весну закликать, Зимушку провожать. Весна, весна красна, Приди, весна, с радостью! Что еще делали на масленицу? Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь: придет весна, все начнет расти. А чучело, сделанное из соломы выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни, веселились, играли. А вы хотите поиграть? - Тогда давайте сыграем в русскую народную игру «Золотые ворота» Правила: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). «Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота». - Давайте и мы поиграем. | Дети встают в круг и под веселую музыку Масленица Ответы детей Да, хотим. Стоящие поют: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй – запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! | развитие двигательной активности Развитие двигательной активности |
Задание 8. «Разгадай сюрприз» | - А сейчас, ребята, настало время сюрприза. Вы со всеми заданиями справились. - Отгадайте загадку : Если сахар растопить, Открывают «ЛЕДЕНЕЦ ПЕТУШОК» Конфеты из жжёного сахара начали готовить очень давно, более 500 лет назад — примерно в XV веке. Они были известны в разных странах — от Японии до Англии. Изготавливали их и на Руси, но они были недешёвым лакомством: сахар был в то время дорог. Поэтому наши предки варили эти конфеты не только из сахара, но и из патоки и меда, а полученную смесь разливали в изготовленные из дерева формочки.«Леденец» – исключительно русское название карамели. На Руси так называли конфету из-за схожести со льдом. Прозрачный кусочек из растопленного сахара действительно очень напоминает льдинку. Петушок на палочке | Дети отгадывают загадку: Леденец | Развитие словаря |
V. Рефлексивно – оценочный этап. | Педагог: -Ребята, какие вы молодцы. Спасибо всем. У нас получилась с вами красивая открытка –путеводитель. Теперь каждый сможет ее сфотографировать и отправиться в путешествие по России. - А сейчас, возьмите по одному леденцу и скажите, что вы узнали сегодня нового, что было трудным, интересным. -А мы отправляемся с вами пить чай с леденцами. | Дети говорят, что было трудным, сложным сегодня при выполнении заданий. А также отвечают, что узнали нового, интересного. | Развитие самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

Методическая разработка по теме "Наша Родина - РОССИЯ"
Презентация к занятию "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста. Основная цель занятий – воспитание уважения к своему народу, любви к родине, столице российского госуд...

Методическая разработка "Сценарий праздника фестиваль народов мира"
Матодическая разработка для подготовительной группы...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПРОЕКТ "КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ"
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАСТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказки народов Севера"
продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;развивать ...

Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»
В методической разработке расписан сценарий весенних праздникоа русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"....

Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»
вданной методической разработке расписан сценарий весеннего праздника русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"...

