Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»
методическая разработка (подготовительная группа)

Васильева Елена Николаевна

вданной методической разработке расписан сценарий весеннего праздника русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 456207.docx824.55 КБ

Предварительный просмотр:

456207, Челябинская область, г. Златоуст, ул.1-я Нижне-Заводская, д.38C:\Users\User\Pictures\1613566119_172-p-fon-dlya-prezentatsii-ptitsi-213.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул.Металлургов, д.4,тел.8(3513)755717

slatds33@mai.ru

Методическая разработка совместной деятельности

«Дружба народов»

«Два праздника: такие разные, но так похожи»

 

                                                                            Васильева Елена Николаевна

музыкальный руководитель

Златоуст – 2022

Ничто не скрепляет народ, как традиции.

                                              Именно на них опирается  культуросообразность,

                                                     чем  богаче  традиции, тем духовно богаче

                                                    народ и тем выше его национальная гордость

 и человеческое достоинство

Г.В.Волков

  . Цель: пробудить в детях интерес к детскому песенному и игровому фольклору через знакомство с традициями и обычаями встречи весны, возвращения птиц, в русской  и башкирской народной культуре  

Задачи:  

Образовательные: познакомить детей с обычаями и традициями башкирского праздника «Каргатуй»  и русского праздника  «Жаворонки».

Развивающие:  развитие творческих  способностей у детей старшего дошкольного возраста через песенный и игровой фольклор русского и башкирского народа.

Воспитательные:  воспитывать   у детей уважение к традициям и обрядам разных народов;   поддерживать интерес к татарскому  и русскому народу, его культуре;  вызвать эмоциональный отклик  на весенние проявление природы, возвращение птиц.

Предварительная работа:

1.Знакомство с культурой башкирского народа. Экскурсия в Дом

    дружбы народов».

      2. Тематическое занятие «Весеннее равноденствие».

      3. Мастер – класс  для детей «Жаворонушки  прилетите, весну к нам  

        принесите»   с участием   родителей.

      4. Разучивание   на   музыкальных    занятиях    и     использование    в

       совместной  деятельности  песенного и игрового материала русских и

       башкирских народных  игр.

    5. Разработка методического пособия «Сборник песенного  и игрового        

        материала,  для    знакомства с традициями  русской и народной

       культуры». (Приложение №2)

     6. Подбор  музыкального материала для проведения совместной

         деятельности. (Приложение№1)

Оборудование и материалы:

1.  костюмы для ведущих: башкирский  для Алсабыр, русский   костюм  

     Авдотьи, костюм Весны,  костюмы для детей.

2.Атрибуты  для игр: колокольчик, платок, тюбетейка, коромысло, оберег  

      - жаворонок  на палочке.

3. Атрибуты для оформления зала: столы, платки, горшочки для каши,

   ветки  дерева для украшения, ленты.

4. Ноутбук, колонки.

 

C:\Users\User\Pictures\13.png

Ход мероприятия:

Под русскую народную музыку « Вот уж зимушка проходит»  дети змейкой входят в музыкальный зал, перестраиваются   в хоровод.

Дети: Ау, ау аукаем, весну приаукиваем

         Март, март – солнцу рад

         Апрель, апрель – откроет дверь

         Май, май – сколько хочешь гуляй

Дети  исполняют песню «Весенний хоровод».

Согревайте скорей землю солнышка лучи,

Прилетайте скорей в свои гнёздышки грачи.

А мы песенку споём, хоровод заведём.

А мы песенку споём, хоровод заведём.

(Дети идут по кругу в правую сторону, на проигрыш в  середину круга)

Расцветайте скорей все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах.

А мы песенку споём, хоровод заведём.

А мы песенку споём, хоровод заведём.

(Дети идут по кругу в левую сторону, на проигрыш в середину круга

После исполнения песни дети рассаживаются на стульчики, под музыку   входят ведущие Авдотья- плющиха (одета по весеннему в традициях русского народа)  и Алсабыр (одета по зимнему в традициях башкирского народа), гуляют по залу  и останавливаются друг перед другом.

Авдотья: Здравствуй, Алсабыр!

Алсабыр: Здравствуй, Авдотья,  ты почему так легко, оделась?

 Авдотья: А ты что так тепло оделась?

                   Полюбуйся, весна наступает,

                   Журавли караваном летят,

                   В ярком золоте день утопает,

                   И ручьи по оврагам шумят.

Алсабыр:  Какая весна! Глянь, кругом снег лежит! Снежок летит, стоять не велит! Надоела эта зима!  Меня зовут Алсабыр,   на башкирском языке означает  «впереди идущая» вот и решила я  пригласить вас   на праздник Каргатуй «Воронья каша». Это весенний  праздник встречи птиц у башкирского народа.  Именно с прилётом грачей начиналась весна – так думали в древности башкиры.

Авдотья: А про меня  в моем народе говорят: «Авдотья красна и весна красна». Это я поднимаю  на реках лед, птиц встречаю, да весну закликаю.

Под музыку выбегают девочки–веснянки

1-я девочка: Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

                    Приходи, весна! Приходи, красна!

                   Давай солнышко-колоколнышко,

                  Приноси урожай в наш родимый край!

2-я девочка: Солнышко-вёдрышко,

                   Выгляни в окошечко!

                   Солнышко, покатись,

                    Красное, нарядись!

3-я девочка: Солнышко, повернись!

                     Красное, разожгись!

                     С весною красною вернись!

                    Красно солнышко, в дорогу выезжай!

                   Зимний холод прогоняй!

Алсабыр: А вот мы сейчас сыграем в игру «Идёт матушка весна». Если придет  Весна, я сниму шубу, а ребят к  себе в гости приглашу.

Игра «Идёт матушка весна».  

 Ведущие  берутся за руки (это воротики), а дети проходят под ними и поют:

Ходит матушка весна по полям, лесам одна.

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас!

Ведущие опускают руки, закрывают воротики, и кто из детей попался, встает вместе с ведущими.

IMG_20220405_093152.jpg

 Под музыку в конце игры входит весна, на плече коромысло, на нем два ведерка  черное и белое.

Авдотья: Весна победила, снимай Алсабыр шубу!

         В этот день наши предки начинали весну закликать.

         Весну закликать, зиму провожать.

Алсабыр: Пусть зима уходит прочь,

                           Пустит весну на порог.(снимает шубу)

                           Пора праздник  начинать

                          Перелетных птиц встречать.

         Весна: Я – весна – красна!

          Бужу землю  ото сна

          Наполняю соком почки,

          На лугу ращу цветочки

          Всюду в поле и в лесу,

         Людям радость я несу.

Авдотья: Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло не простое, на нем два волшебных ведерка, в  одном темном – темная ночь живет, а светлом ведерке - ясный день.

Алсабыр: Ой, как интересно? А какое из них легче?

Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись, в день весеннего равноденствия день равен ночи, бывает такое явление 22 марта, а сейчас белое ведерко чуть – чуть тяжелее будет. 

Дети  рассаживаются  на свои места. Звучит фонограмма крика грачей.  

Алсабыр: Прилетели к нам грачи,

                 "Кра - кра - кра", - кричат они.

                  И зовут всех нас на луг.

                  Приходи и ты мой друг.

                 Не забудь ты взять, дружок

                   Крупу, соль и казанок.

Весна подает Алсабыр казанок.

                 Молочка добавим в кашу,

                  Ну, и маслица, в придачу.

                 Иди на праздник Каргатуй,

                   Повеселись и потанцуй!

Танец «Весну звали»  

 Алсабыр: Пока вы дети танцевали

                    Мы кашу быстро замешали

                     А пока вариться она

                     Загадки отгадать пора.

Весна: А загадки у меня в волшебном ведерке спрятались.

 Загадывает детям загадки про птиц.  

1. Мы в скворечнике живем

Песни звонкие поем? … (скворцы)

2. Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? … (соловей)

3. Эта птица никогда для птенцов,

Не вьет гнезда? …(кукушка)

4. Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам? … (грачи)

5. Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит? …(жаворонок).

Звучит фонограмма пение  Жаворонка

Авдотья:  А вот и жаворонушки прилетели,

                    в небе песенку запели.

                    Детям на месте не сидится

                    Хочется играть и веселиться.

Игра «Жаворонок»

 Ведущий считалочкой выбирают Жаворонка, и даёт ему колокольчик.

Дети идут по кругу и поют:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети останавливаются, ребенок – жаворонок вылетает из круга, бежит вдоль круга, звонит в колокольчик. Останавливается, около пары детей, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее прибежит и возьмёт колокольчик, тот и становится новым жаворонком 

После игры дети садятся.

Авдотья: Пришла весна, а вместе с весной  и праздник называли, на Руси этот праздник «Жаворонки»!

В каждом доме на Руси

Жаворонушек пекли

Мамы, бабушки и дети

Угощали всех на свете.

Коль найдешь колечко  в птичке, замуж девица пойдешь

Коль монетка попадется, вмиг богатство обретешь.

Печеных жаворонков  несли в поле, крошками угощали  прилетевших птиц.   Посмотрите, какие красивые у нас ребята получились жаворонки.

(показывает детям испеченных   жаворонков)

Весна: А назывался такой праздник День весеннего равноденствия, его  отмечали весело- с хороводами, с частушками. Давайте-ка и мы  споем частушки.

Дети исполняют частушки на мелодию русской народной песни

«Во саду ли, в  огороде»

1. Разгони тоску и дрему,

Пробуждайся ото сна,

Поскорей слезай-ка с печки!

К нам торопится Весна!

2. Заиграй-ка балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите плясуны!

Танец

3. Ветер дует, ветер дует,

Ветерочка не унять.

Лапти новые надену,

Побегу Весну встречать

4 Солнце спряталось за тучку,

Не пробьется даже лучик.

Приходи, Весна, скорей!

Нас, озябших отогрей.

IMG_20220405_094541.jpg

Алсабыр: Внимание! Внимание!

         Открывается веселое гуляние!

         Торопись, честной народ,

        Праздник птиц нас всех зовет!

         Эй, не стойте в стороне

           Мы живем в одной стране

            На одной растем земле

            Дружим,  не тужим

            Праздники  весело встречаем

              Да в игры играем.

Весна: Прячу, прячу я платочек

            Под зеленой сосной.

           Незаметно положу

           Я кому-то за спиной.

Алсабыр: Правильно, Весна  это башкирская народная игра.

                  «Платочек».  Поиграем мы друзья.

Игра «Платочек»  

Авдотья:  На праздник! На праздник!

                   Спешите сюда!

                   Здесь игры и шутки,

                   Ждут вас, друзья!

Весна: Тай, тай, налетай

             Порезвись и поиграй!

             Всех в игру мы принимаем

             Никого не обижаем.

             А кто не придет...

             Будет «растяпой» целый год

Игра «Растяпа»

Дети ищут себе пару и встают по кругу, один ребенок ведущий стоит в центре круга.  Кто стоит первым в паре житель деревеньки, а кто второй дом.

Звучит русская народная музыка, жители гуляют, как только музыка закончилась, жители прячутся в домик, кому домика не хватило он растяпа.

Дети все вместе говорят: Раз, два, три, растяпа ты!

Растяпа становится новым ведущим.

IMG_20220405_095010.jpg

Дети садятся

Весна: Внимание! Внимание! Внимание!

                 Открывается веселое гуляние!

                 Торопись, честной народ,

                 Чудесный праздник всех зовет***

                 На праздник! На праздник!

                   Спешите сюда!

                  Здесь игры и шутки,

                  Ждут вас, друзья!

Алсабыр: Тюбетейку покажу, всех ребят я удивлю

                  На веселую игру я мальчишек приглашу.

Игра "Тюбетейка»

Под музыку дети передают тюбетейку, после окончания музыки ребенок, у которого в руках тюбетейка танцует, а все остальные ему хлопают.

IMG_20220405_095221.jpg

Весна: Ой, мальчишки, хороши,  танцевали от души.

            А девчушки, не устали?

            Кто  хочет  попробовать  моё коромысло удержать?

Игра «Коромысло»

Выбирается девочка, она под музыку двигается по залу с коромыслом, по окончании музыки передает коромысло другой девочке.

IMG_20220405_095425.jpg

Алсабыр: Молодцы! Вот и каша сварилась.

Авдотья: И жаворонушки  наши испеклись.

Весна: Пора нам ребята, птиц встречать.

            По традиции башкирской украшаем  мы деревья, чтобы они были красивыми, яркими. (девочки берут ленточки, привязывают к веточкам)

Под башкирскую музыку девочки украшают деревья

IMG_20220405_095653.jpg

Алсабыр:  Поставим каши казанок, первую порцию отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую - воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле. Третью - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. А четвертую - грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!

Дети:  Принесли мы вам, грачи, вкусной каши, калачи, кашей угощайтесь, нам дождя желайте.

Авдотья:  Жаворонков берите, весну  в наш край зовите!

Дети берут жаворонков на палочках:

                Жавороночек, прилети, студену зиму унеси!

                Жавороночек, принеси весну – красну на своем хвосту!

(крошат жаворонков под деревьями)

Весна: Жаворонки,  прилетели, счастья пожелать нам захотели.

           А ну-ка, кто хочет счастья поймать

           Выходи скорей играть.

Авторская игра «Поймай счастье».

 Ведущий держит в руке палочку,  на ней привязан жаворонок – пеленашка. Он ходит по кругу и поет:

Жаворонок полетел,

на плечо к (имя ребенка)

Ну-ка, (имя ребенка), не зевай,

свое счастье догоняй.

Ведущий двигается внутри круга, а выбранный ведущим ребенок догоняет его.

IMG_20220405_100126.jpg

После игры  детям вручаются сладкие подарки.

После игры Весна раздает  всем  детям птичку – оберег «На счастье» или любое другое угощение или сюрприз.

 

C:\Users\User\Downloads\IMG_20220405_100728.jpg

Мастер класс

Печенье "Жаворонки" из песочного теста

 Ингредиенты:

Мука — 3 стакана, сода – 1 ч.л.

Сливочное масло — 80 Грамм

Сахар — 1/2 Стакана, ванилин

Яйцо — 2 Штука

Изюм — 50 Грамм

Соль — По вкусу

Сметана – 2 столовые ложки

Приготовление:

Смешать размягченное сливочное масло с сахаром, добавить яйца, сметану, ванилин, соль по вкусу и все хорошо перемешать.

Смешать муку и соду (разрыхлитель), затем постепенно добавлять в тесто. Хорошо вымесить, чтобы тесто не прилипало к рукам. Тесто положить в холодильник на 30 минут.

Fotoram.io.jpg

https://sun9-84.userapi.com/impf/hbXXYIWWjbJdIMh7TWVS83lsowGx2d83_K7wjw/Teth8YHt6Rk.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=25809769f616c6118aabb71613062ad6&type=album

Библиография:

            1. Н.С. Агашева. Народные игры для детей: организация,      методика, репертуар/ Н.С.Агашева, И.С.Слепцова, И.Л.Морозов. – М., 1995.

2. Е.С Бабунова. Наш дом – Южный Урал. Челябинск, «Взгляд», 2007.

3. Методическое пособие «Я - Златоустовец». Златоуст, 2013.

          4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений М:Мозаика-Синтез, 2009 г.- 64 с.

          5. М. Ю.Картушина. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Методическая разработка образовательной деятельности «Сказки народов Севера"

продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы; развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;развивать ...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»

Актуальность:Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движени...

Методическая разработка совместной деятельности с родителями для детей старшего дошкольного возраста по теме«Такие разные профессии»

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию выберет человек, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и, конечно, материальное бл...

Методическая разработка совместной деятельности «Дружба народов» «Два праздника: такие разные, но так похожи»

В методической разработке  расписан сценарий весенних праздникоа русского и башкирского народа "Жаворонки и "Каргатуй"....