Презентация "Развитие речи дошкольников"
презентация к уроку (средняя группа)

Иванова Ольга Юрьевна

Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.    Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolinikov.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников » Подготовила: Иванова Ольга Юрьевна

Слайд 2

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь , тем легче высказывать ему свои мысли , тем шире его возможности познания окружающего мира , тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздно успешнее это осуществлять , используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Слайд 3

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной , непринуждённой обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее , новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь , формировать грамматические категории , развивать связную речь , расширять знания об окружающем мире , развивать словесное творчество , развивать коммуникативные навыки.

Слайд 4

Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 5

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи , обучение правильному звукопроизношению , формирование грамматического строя речи.

Слайд 6

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?» , «Кто как говорит» Нахождение предмета , ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку» , «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой» , «Исправь ошибку» , «Кто больше увидит и назовёт» , «Что напутал Буратино» , «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол» , «Сравни медвежат» , «Сравни разных зверят» , «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют» , «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?» , «Прятки» Подбор глаголов «Кто , что умеет делать?» , «Где что можно делать? » , «Закончи предложение» , «Оркестр» , «Добавь слово» , «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа , нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика» , «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: « Заюшкина избушка» , «Теремок» , « Маша и медведь» …

Слайд 7

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения , развитие фонематического восприятия , голосового аппарата , речевого дыхания , умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук» , «слово».

Слайд 8

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия , интонационной выразительности речи «Найди первый звук» , «Как слово звучит» , «Громко-шепотом» , «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , однокоренных слов , многозначных слов) «Кто больше слов скажет» , «Кто заблудился?» , «Кого можно гладить» , «Шишка» , «Ручка-ножка» , «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт» , «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки , совместного рассказа , творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу» , «Расскажем про белочку» , «В гостях у лесника»

Слайд 9

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи , усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха , закрепление навыков чёткой , правильной , выразительной речи. Дети дифференцируют , что такое звук , слово , предложение.

Слайд 10

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой , слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук , слово , предложение?» , «Едем , летим , плывём» , «Найди слова» , «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , антонимов , сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?» , «Скажи какое» , «Найди точное слово» , «Это правда или нет?» , «Назови одним словом» , «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого» , «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание» , «Придумай рассказ» , «Скажи точнее»

Слайд 11

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников Мнемотехника – это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запоминание , сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники сокращает время обучения и одновременно решает следующие речевые задачи: обогащение словарного запаса , составление рассказов , пересказ худ. литературы , отгадывание и загадывание загадок , заучивание стихов.

Слайд 13

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика , жест , поза , интонация , модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра , а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащение словаря , а так же развития мышления , воображения , внимания и памяти , что является психологической основой правильной речи.

Слайд 14

Музыкальные занятия и развитие речи Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи , музыки и движения. Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух , воображение , чувства слова. Каждое слово , слог , звук произносятся осмысленно , с искренним отношением.

Слайд 15

Художественное творчество и развитие речи Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Слайд 16

Влияние оригами на развитие речи дошкольников Оригами («ори» - сгибать, « гам и » - бумага ) японское искусство складывания из бумаги , пользуется большой популярностью , благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигуроригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями , одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания , имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей , их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи , памяти

Слайд 17

«Влияние физических упражнений на развитие связной речи дошкольников через подвижные игры». Преодолению и предупреждению речевых нарушений способствовать можно средствами физической культуры. Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ: - физкультурные занятия; -физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках, физкультминутки, закаливающие мероприятия); - активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья, соревнования). Многими исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость моторной и речевой деятельности, уровень развития связной речи ребенка прямо зависит от того, насколько развита его моторика. Следовательно, при наличии речевых нарушений у ре бенка особое внимание стоит уделять развитию его двигательной сферы.

Слайд 19

Подвижные игры в речевом развитии В о время игры педагог стремится к расширению объёма понимания речи детей, словарного речевого запаса, к подражательной деятельности. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек , стихотворений , словесного сопровождения подвижных игр.

Слайд 20

Влияние прогулок на развитие речи Прогулки положительно влияют на развитие речи дошкольников , так как во время них возникают естественные речевые ситуации, в которых активно обогащается словарный запас ребёнка. Некоторые способы влияния прогулок на развитие речи: Расширение представлений об окружающем мире . Ребёнок разглядывает дома, людей, машины, деревья, птиц, животных, узнаёт новые звуки и запахи. Это даёт естественный импульс к тому, чтобы обозначить всё это богатство словами. Обучение сравнивать и обобщать . Например, можно спросить ребёнка, что шире — ручеёк или река. Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и других. Развитие слухового внимания . Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и так далее. Формирование коммуникативных навыков . Если на прогулке встречаются другие дети, можно поощрять общение между ними. Пусть ребёнок расскажет другу о том, что он увидел, или спросит, что интересного есть вокруг. Для развития речи дошкольников во время прогулок можно использовать наблюдения, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественное слово, опыты, труд.

Слайд 22

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.. Развивается диалогическая речь.

Слайд 23

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста Ум ребенка находится на кончиках его пальцев » В.А.Сухомлинский Словесная речь ребенка начинается , когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка , творческие способности , фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения . Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в мини спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Дети могут многое запомнить и воспроизвести.

Слайд 24

Основные виды дидактических игр:

Слайд 25

Вляние эксеперементирование на развитие речи Экспериментирование положительно влияет на развитие речи дошкольников. Вот некоторые аспекты: Расширяет словарный запас. Введение новых объектов для изучения помогает пополнить словарный запас существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом. Формирует связную речь. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Развивает диалогическую речь. Дети учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту и признавать правоту других. Активизирует мыслительные процессы. В процессе эксперимента идёт развитие памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения.

Слайд 26

о Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) способствует развитию речи детей . Некоторые механизмы влияния: Обучение умению сопровождать свои действия речью . При формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению называть свои действия. Расширение познания окружающего мира . Пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т. д.), ребёнок знакомится с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями. Влияние художественного слова . Использование прибауток, поговорок, потешек, загадок, сказок обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру. Чтобы облегчить ребёнку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом важно учитыват

Слайд 27

Влияние художественной литературы на развитие речи Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе он уже никогда не полюбит художественную литературу. В предложенном материале говорится именно о том,как литература влияет на развитие речи дошкольников.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...