Выступление «Формирование патриотизма у дошкольников через волонтерское движение в ДОУ»
консультация (старшая группа)
«Формирование патриотизма у дошкольников через волонтерское движение в ДОУ»
На современном этапе развития общества наблюдается ситуация доминирования материальных ценностей над духовными. Во всем мире напряженная и конфликтная обстановка. Поэтому становится особо актуальным вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены приоритетные направления — это гражданское и патриотическое воспитание. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства» [3].
Поэтому патриотическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях приобретает особую актуальность, поскольку упущения в воспитании патриотических и нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего российского общества. Мы видим равнодушие, нетерпимость и агрессивность между детьми, полное отсутствие социальной, гражданственной позиции. Решению данной проблемы способствует применение волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Волонтерская деятельность в детском саду осуществляется с целью реализации образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4].
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования обозначены задачи и содержание данной деятельности: расширения инновационных практик социальной деятельности; создания условий для возможности участия в волонтерской деятельности всех участников образовательных отношений — сотрудников, педагогов, детей, семей. В детском саду педагог знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в поселке. [5].
В связи с этим одним из эффективных средств патриотического воспитания определяется волонтерская деятельность детей и их родителей. Волонтерское движение в детском саду — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную социальную позицию, где дети выступают инициаторами социально-значимой деятельности. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети — волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности [2].
В нашей группе была реализована система работы с целью организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения в волонтерскую деятельность.
В соответствии с целью определены задачи:
-знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения;
- формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, мастер-классы и т.д.;
-развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается;
-организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
Для решения поставленных целей и задач патриотического воспитания, мною был разработан образовательно-воспитательный проект «Радуга добра». Система педагогической работы по реализации проекта строилась с учётом возрастных особенностей старших дошкольников и с привлечением родительского и педагогического сообщества.
Работа осуществлялась поэтапно:
1 этап — подготовительный (5–6 лет). Цель: знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения, мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
2 этап — основной (6–7лет). Цель: Развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается; воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности, стремления быть полезным обществу.
3 этап — заключительный (6–7 лет) . Цель: формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, флешмобы и т.д.; организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. На данном этапе проводилась социально-психологическая подготовка волонтёров. Более доступной для детей форме были раскрыты понятие "волонтер", даны представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Эмблема получилась яркая. Множество детей означало - "мы" то, что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. И крупными буквами надпись "дорогою добра" говорит о том, что мы готовы оказать помощь всем кто в ней нуждается. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия. Разработали правила волонтера.
Чтобы наш отряд юных волонтеров действительно был сплочен, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.
Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался годовой план работы. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.
В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.
Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление сказки «Колобок», поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых.
Организовывали экологическую акцию "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать". Я помогла детям осознать серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и в поселке, возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников. А так же показали им мастер - класс "Чем кормить зимующих птиц". Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.
Приняли участие в проекте «Эколята – дошколята». Мы с ребятами считаем, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем. Высадили цветы на территории детского сада, также проводилась акция «Сад дома».
С целью формирование у детей навыков раздельного сбора отходов участвовали во всероссийской Акции «Бумажный бум за экопутешествие».
Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности разработали проект "Этот день Победы". К этому событию мы отнеслись с большой ответственностью. Были проведены беседы «Чтобы знали, чтобы помнили», «Что такое героизм», «Дети и война», «Военная техника, рода войск». Проведены занятия «Маленькие герои большой войны», «9 мая День Победы». Оформили стенды: «История семьи – в истории страны», «Парад военной техники». С помощью родителей были сделаны макеты танков, машины, лепили из пластилина солдат, а затем оформили мини - музей «Военная техника». Интересным и познавательным стало проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы «Символы Победы». Дети читали стихи, слушали песни военных лет «Катюша», «Землянка».
Так же было участие в акции «Георгиевская лента», где мы вместе с детьми раздавали ленточки, объясняли людям, почему именно георгиевская ленточка стала символом Победы и что означают эти два цвета – цвета мужества и героизма.
Проводя акцию «Открытка ветерану» дети с особым старанием изготавливали своими руками красивые открытки для ветеранов, вложив в них теплые слова благодарности за счастливое детство и мирное небо над головой. Все открытки мы передали волонтерам Победы. Накануне праздника Победы , 8 мая, волонтеры Чамзинского района вручили наши открытки ветеранам Великой Отечественной войны - Шапкину Михаилу Семеновичу, Чашиной Валентине Яковлевне, Кирееву Валентину Васильевич. Приняли участие так же в акциях «Бессмертный полк» и «Окна Победы».
В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в первого октября прошла акция "День пожилых людей". Наши юные волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили своим бабушкам и дедушкам. Проявляя заботу и внимание, дети своим бабушкам и дедушкам почитали стихи. Для них участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.
Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы, мы приняли решение начали сотрудничать с волонтерами Чамзнского района. Были организованы совместные мероприятия. На первой совместной встрече волонтеры познакомили ребят со своей волонтерской деятельностью, поиграли в совместные игры, отгадывали загадки. А затем волонтерский отряд, во главе с руководителем Петякиной Ольгой Викторовной, торжественно приняли в свои ряды дошколят, вручив им медали - эмблемы. На последующих встречах волонтеры провели «Добрый урок», на всем протяжении занятия ребята вели разговор о доброте: какая она, в чем проявляется. В итоге сделали вывод, что доброта- это счастье всех людей. И самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Был разработан патриотический проект «Мы вместе». К этому проекту мы так же отнеслись с большой ответственностью. Вместе с детьми мы старались помочь солдатам специальной военной операции на Украине. Для поднятия боевого духа у бойцов были изготовлены поздравительные открытки на новый год и День Защитника Отечества, записывали видеопоздравления. С помощью родителей собирали консервные баночки для изготовления окопных свечей, ткань для маскировочных сетей, сушеные травы для чая, гуманитарную помощь. Дети самостоятельно делали заготовки для окопных свечей, скручивая гофрокартон по спирали и вставляя ее в пустую баночку. Нарезали заготовки из ткани для маскировочных сетей. Упаковывали фиточай в чайные пакетики. Было проведено открытое районное занятие в подготовительной к школе группе «Герои нашего времени» ,где дети расширили свои знания о Героях нашего Отечества, познакомились с героем СВО Давидом Алексеевичем Малыйкиным .
Так же помимо запланированных проектов были различные акции, в которых дети – волонтеры с интересом принимали участие со своими родителями.
Таким образом, организация волонтерского движения способствует позитивной социализации дошкольников. Помогая окружающим, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых, более сложных задач, желание к проявлению инициативы, развивается патриотизм. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка и уверенность в себе. Ребята учатся понимать переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие и милосердие.
Родители также активно включились в процесс. Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Я надеюсь, что благодаря волонтерскому движению ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. И продолжат заниматься волонтерской деятельностью дальше вместе со своими родителями, которые поддержат и помогут своим детям.
Литература:
- Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. -245 с.
- Микляева В.Н.. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г
- Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
- Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида
«Колокольчик» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Выступление
на республиканском семинаре
«Историческое просвещение детей дошкольного и начального общего образования: вчера, сегодня, завтра»
на тему: «Формирование патриотизма у дошкольников через волонтерское движение в ДОУ».
Подготовила: Кузоятова С.И., воспитатель второй младшей группы № 1
пгт. Комсомольский, 2025 г.
«Формирование патриотизма у дошкольников через волонтерское движение в ДОУ»
На современном этапе развития общества наблюдается ситуация доминирования материальных ценностей над духовными. Во всем мире напряженная и конфликтная обстановка. Поэтому становится особо актуальным вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены приоритетные направления — это гражданское и патриотическое воспитание. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства» [3].
Поэтому патриотическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях приобретает особую актуальность, поскольку упущения в воспитании патриотических и нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего российского общества. Мы видим равнодушие, нетерпимость и агрессивность между детьми, полное отсутствие социальной, гражданственной позиции. Решению данной проблемы способствует применение волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.
Волонтерская деятельность в детском саду осуществляется с целью реализации образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4].
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования обозначены задачи и содержание данной деятельности: расширения инновационных практик социальной деятельности; создания условий для возможности участия в волонтерской деятельности всех участников образовательных отношений — сотрудников, педагогов, детей, семей. В детском саду педагог знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в поселке. [5].
В связи с этим одним из эффективных средств патриотического воспитания определяется волонтерская деятельность детей и их родителей. Волонтерское движение в детском саду — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную социальную позицию, где дети выступают инициаторами социально-значимой деятельности. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети — волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности [2].
В нашей группе была реализована система работы с целью организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения в волонтерскую деятельность.
В соответствии с целью определены задачи:
-знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения;
- формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, мастер-классы и т.д.;
-развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается;
-организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
Для решения поставленных целей и задач патриотического воспитания, мною был разработан образовательно-воспитательный проект «Радуга добра». Система педагогической работы по реализации проекта строилась с учётом возрастных особенностей старших дошкольников и с привлечением родительского и педагогического сообщества.
Работа осуществлялась поэтапно:
1 этап — подготовительный (5–6 лет). Цель: знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения, мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организация команды.
2 этап — основной (6–7лет). Цель: Развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается; воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности, стремления быть полезным обществу.
3 этап — заключительный (6–7 лет) . Цель: формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, флешмобы и т.д.; организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. На данном этапе проводилась социально-психологическая подготовка волонтёров. Более доступной для детей форме были раскрыты понятие "волонтер", даны представление о роли добровольческого движения в современном обществе. С этой целью провела беседы о том, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В процессе бесед ребята отвечали на такие вопросы: что значит "добрые пожелания?", "добрые слова?", "добрые поступки?", "добрые дела?", "добрые люди?", "в какой помощи могут нуждаться дети, взрослые?", "чему старшие дети могут научить малышей?". Чтение художественной литературы (Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич "Вежливо- не вежливо", М. Плашковский "Уроки дружбы", А. Барто "Особое поручение", "Не смей обижать" и др.) помогло на примере литературных героев проанализировать и даже ассоциировать с реальными жизненными примерами и поступками людей в разных проблемных ситуациях. Нередко в ходе просмотра видеороликов со стихами о беспомощных, бездомных и брошенных животных на глазах ребят выступали слезы.
Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.
Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Эмблема получилась яркая. Множество детей означало - "мы" то, что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. И крупными буквами надпись "дорогою добра" говорит о том, что мы готовы оказать помощь всем кто в ней нуждается. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия. Разработали правила волонтера.
Чтобы наш отряд юных волонтеров действительно был сплочен, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.
Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался годовой план работы. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей.
В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.
Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление сказки «Колобок», поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых.
Организовывали экологическую акцию "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать". Я помогла детям осознать серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и в поселке, возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников. А так же показали им мастер - класс "Чем кормить зимующих птиц". Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.
Приняли участие в проекте «Эколята – дошколята». Мы с ребятами считаем, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем. Высадили цветы на территории детского сада, также проводилась акция «Сад дома».
С целью формирование у детей навыков раздельного сбора отходов участвовали во всероссийской Акции «Бумажный бум за экопутешествие».
Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности разработали проект "Этот день Победы". К этому событию мы отнеслись с большой ответственностью. Были проведены беседы «Чтобы знали, чтобы помнили», «Что такое героизм», «Дети и война», «Военная техника, рода войск». Проведены занятия «Маленькие герои большой войны», «9 мая День Победы». Оформили стенды: «История семьи – в истории страны», «Парад военной техники». С помощью родителей были сделаны макеты танков, машины, лепили из пластилина солдат, а затем оформили мини - музей «Военная техника». Интересным и познавательным стало проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню Победы «Символы Победы». Дети читали стихи, слушали песни военных лет «Катюша», «Землянка».
Так же было участие в акции «Георгиевская лента», где мы вместе с детьми раздавали ленточки, объясняли людям, почему именно георгиевская ленточка стала символом Победы и что означают эти два цвета – цвета мужества и героизма.
Проводя акцию «Открытка ветерану» дети с особым старанием изготавливали своими руками красивые открытки для ветеранов, вложив в них теплые слова благодарности за счастливое детство и мирное небо над головой. Все открытки мы передали волонтерам Победы. Накануне праздника Победы , 8 мая, волонтеры Чамзинского района вручили наши открытки ветеранам Великой Отечественной войны - Шапкину Михаилу Семеновичу, Чашиной Валентине Яковлевне, Кирееву Валентину Васильевич. Приняли участие так же в акциях «Бессмертный полк» и «Окна Победы».
В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в первого октября прошла акция "День пожилых людей". Наши юные волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили своим бабушкам и дедушкам. Проявляя заботу и внимание, дети своим бабушкам и дедушкам почитали стихи. Для них участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.
Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы, мы приняли решение начали сотрудничать с волонтерами Чамзнского района. Были организованы совместные мероприятия. На первой совместной встрече волонтеры познакомили ребят со своей волонтерской деятельностью, поиграли в совместные игры, отгадывали загадки. А затем волонтерский отряд, во главе с руководителем Петякиной Ольгой Викторовной, торжественно приняли в свои ряды дошколят, вручив им медали - эмблемы. На последующих встречах волонтеры провели «Добрый урок», на всем протяжении занятия ребята вели разговор о доброте: какая она, в чем проявляется. В итоге сделали вывод, что доброта- это счастье всех людей. И самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
Был разработан патриотический проект «Мы вместе». К этому проекту мы так же отнеслись с большой ответственностью. Вместе с детьми мы старались помочь солдатам специальной военной операции на Украине. Для поднятия боевого духа у бойцов были изготовлены поздравительные открытки на новый год и День Защитника Отечества, записывали видеопоздравления. С помощью родителей собирали консервные баночки для изготовления окопных свечей, ткань для маскировочных сетей, сушеные травы для чая, гуманитарную помощь. Дети самостоятельно делали заготовки для окопных свечей, скручивая гофрокартон по спирали и вставляя ее в пустую баночку. Нарезали заготовки из ткани для маскировочных сетей. Упаковывали фиточай в чайные пакетики. Было проведено открытое районное занятие в подготовительной к школе группе «Герои нашего времени» ,где дети расширили свои знания о Героях нашего Отечества, познакомились с героем СВО Давидом Алексеевичем Малыйкиным .
Так же помимо запланированных проектов были различные акции, в которых дети – волонтеры с интересом принимали участие со своими родителями.
Таким образом, организация волонтерского движения способствует позитивной социализации дошкольников. Помогая окружающим, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых, более сложных задач, желание к проявлению инициативы, развивается патриотизм. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка и уверенность в себе. Ребята учатся понимать переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие и милосердие.
Родители также активно включились в процесс. Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Я надеюсь, что благодаря волонтерскому движению ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. И продолжат заниматься волонтерской деятельностью дальше вместе со своими родителями, которые поддержат и помогут своим детям.
Литература:
- Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. -245 с.
- Микляева В.Н.. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г
- Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
- Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — С. 106-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ патриотизма у дошкольников через познавательно - исследовательскую и проектную деятельность"
Патриотическое воспитание - основа формирования будущего гражданина.Дошкольный возраст благопрятный для познавательного развития детей. Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу познания, необходимо...
Презентация проекта «Экологическое воспитание дошкольников через волонтерское движение»
Пусть дел не видят миллионы, но руки их спасают жизнь.Со всей душою волонтеры стараются исправить мир....
«Формирование основ патриотизма у дошкольников через проектную деятельность».
В связи с происходящими изменениями в жизни общества в современных условиях, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем...

Воспитание патриотизма у дошкольников через формирование любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к...

Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»
5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...

Консультация "Формирование чувства патриотизма у дошкольников через различные методы воспитания."
Проблема воспитания патриотизма, патриотической культуры у школьников особенно актуальна в настоящее время. Сегодняшние школьники, став взрослыми, должны быть готовы к выполнению обязательств, возлага...

Выступление на педсовете по проекту о волонтерском движении: "Лучики добра"
Выступление на педсовете по проекту о волонтерском движении: "Лучики добра"...
