Формирование функциональной грамотности дошкольников через педагогическую практику волонтерский отряд “Светлячки».
методическая разработка (старшая группа)

Елена Викторовна Крисман

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие. Оно направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Практика волонтерства широко распространена во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена на                                                                                              

Педагогическом совете

Протокол №            от

«_____»__________________2025г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Д/с № 56»

________________И.В.Овчинникова

«_____» ___________________2025г

Формирование функциональной грамотности дошкольников через педагогическую практику волонтерский отряд “Светлячки».

Воспитатели:

Бугаева О.А.

Крисман Е.В

Ачинск 2025г.

Пояснительная записка

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. На современном этапе одним из направлений развития и образования детей является социально - коммуникативное развитие. Оно направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Практика волонтерства широко распространена во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Актуальность: 

Вопрос о создании волонтерского отряда в дошкольном учреждении возник в рамках реализации межрегионального проекта «Мы дети одной страны». В настоящее время в обществе уделяется большое значение добровольческому труду. Кроме того, именно дошкольный возраст является периодом для развития всех психических функций, а также важным этапом в формировании личности ребенка, становления его нравственной и социальной позиции. Так же актуальным является инклюзивное образование. А в данном проекте принимают участие дети старшей комбинированной группы.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Практика волонтерства широко распространена в нашем городе среди молодежи, детей школьного возраста, но среди воспитанников детских садов эта практика не получила развитие.

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: формирование функциональной грамотности дошкольников в сфере общения социальных отношений через создание волонтёрского отряда «Светлячки».

Задачи:

•         Создать условия для формирования представлений у детей дошкольного возраста о волонтерской деятельности и организации волонтерского отряда  дошкольников.

•        Развивать способность использовать приобретенные знания, умения, навыки в сфере социальных отношений.

•        Воспитывать уважительное и заботливое отношения к окружающим.

Вид проекта: образовательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный 2025-2026 уч. г.

Участники: дети комбинированной старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Этапы:

1. Подготовительный

-Анкетирование родителей.

-Изучение необходимой литературы.

-Оформление проекта, разработка плана мероприятий.

-Презентация.

2.Основной этап.

 -Создание волонтерского отряда.

-Работа в соответствии с планом проекта.

3.Заключительный.

-Подведение итогов.

-Отчет о проделанной работе.

-Анкетирование родителей.

-Составление плана работы на следующий год.

Ожидаемый результат:

•        В результате реализации проекта дошкольники получат представление о работе волонтерского движения, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.

•        Дети используют приобретенные знания, умения, навыки в сфере социальных отношений.

•        Развито уважительное и заботливое отношение к окружающим.

Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, умение применять полученные ранее знания, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем.

План мероприятий

   

№ п/п

 Название мероприятия и цель

 Ответственные

 

Сроки

 

1.

 

 

 

 

 

 

1. Конкурс на лучшую эмблему волонтёрского отряда.

2. Просмотр видео презентации «Дети – волонтеры».

3.«Добрые поступки, какие они?». 

Цель: знакомство детей с новым понятием «волонтеры» и показать суть работы и помощи окружающим волонтерами.

4. Торжественное принятие в ряды волонтерского движения

Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.

4. Участие в акции «Наши вторые мамы» приуроченной ко дню работника дошкольного образования.

 

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

 

Сентябрь

2.

1. Мероприятие «Научим малышей убирать игрушки на место». 

Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Акция «Помоги животным». 20 октября - День помощи животным

Цель: воспитывать уважительное, бережное отношение к животным.

1.10 Международный день пожилых людей

15.10 День отца

 

 

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Октябрь.

3.

1. Акция ко дню матери: «Частичка сердца моего».

Цель: развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

2 Акция «Птички –невелички воробушки, синички»

Цель: организация на участке детского сада кормушек для зимующих птиц.

3. День игр «Умеешь сам-научи малышей»

Цель: Воспитание уважительного отношения к детям меньшего возраста. 

4 День народного единства

26 День матери

30 День государственного герба

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Ноябрь

4.

1. Акция «Помогай другим» (помощь дворнику) в уборке снега

Цель: развитие практических навыков позитивных внутрисемейных отношений и духовной культуры дошкольников.

2. Акция «Укрась зал снежинками»

3 Международный день инвалида

5 День добровольца (волонтёра) в России

9 День Героев Отечества 

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Декабрь

5.

1. Акция «Шарики радости».

Раздача воздушных шариков для детей младших групп.

Цель: Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других; воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость. 

2. «Своих не бросаем»

27 День снятия Блокады

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Январь

6.

1. Акция «Папа, папа, папочка!» (Раздача корабликов, самолетиков, сделанных своими руками)

Цель: Поздравление пап воспитанников с днем защитника отечества

2. Акция «Марафон добрый дел».

2 Сталинградская битва

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Февраль

7.

1. Акция: «Мама, мама, мамочка!» (раздача цветочков, сделанных своими руками мамам детского сада.

Цель: Поздравление мам воспитанников с международным женским днем

2. Изготовление подарков для работников детского сада, поздравление сотрудников.

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Март

8.

1.Акция «Акция «Покажи детям сказку»

Цель: Цель: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

22 День Земли

1 День Труда и Весны

О.А.Бугаева

Е.В.Крисман

Апрель

9.

1. Итоговые посиделки

Цель: Подведение итогов работы волонтерского движения.

2. Акция «Окна победы», «Стена памяти»

Цель: Воспитание уважения к памяти павших бойцов.

4.Акция «Цветущий детский сад!»

Цель: Посадка деревьев и кустарников. Воспитание бережного отношения к окружающей природе

 

Е.В.Крисман

О.А.Бугаева

Май

Работа с родителями:

Анкетирование родителей

  • Консультация «Что такое волонтёрское движение».
  • Привлечение родителей к участию в акциях.
  • Итоговый опрос о волонтёрском движении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

Развитие функциональной грамотности дошкольников через подвижные игры.

Функциональная грамотность -ž – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности , который дает человеку возможн...

«Взаимодействие с семьей по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников через приобщение к народным традициям и русскому быту"

Дано определение функциональной грамотности.. Основные принципы ее развития у детей дошкольного возраста.. Практические советы для родителей по развитию функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности дошкольников через педагогическую практику отряд юных инспекторов движения «Огоньки».

Данная практика посвящена обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на при...