Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по формированию связного высказывания у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Пасаман Галина Фёдоровна

 Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_ispolzovanie_tehnologii_sinkveyn.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по формированию связного высказывания у детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Пасаман Г.Ф.

Самара, 2025

Цель: Определение педагогической ценности данной технологии.

Задачи: 1. Расширить представления об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в работе по формированию грамматического строя речи детей. 2. Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. 3. Освоить слушателями мастер-класса навыки работы по применению технологии.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста. Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочное стихотворение.

Давайте разберёмся, какова же его педагогическая ценность. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Практика доказывает, что сочинение синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых!

Правила составления Синквейна.

1 слово – это существительное или местоимение (Кто? Что?) 2 слова – это прилагательные (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова – это глаголы (Что делает? Что делают?) 4 слова – это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово – вывод, итог. Это существительное (Кто? Что?)

Модель составления Синквейна.

C:\Users\Галина\Desktop\Синквейн 1\с

Условные обозначения Синквейна

1. Предмет (тема) – одно слово-существительное. Кто это? Что это? 2. Слова – признаки. Какой предмет? Два прилагательных по теме. 3. Слова – действия. Что делает предмет? Три глагола по теме. 4. Предложение по теме. 5. Вывод. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Пошаговая работа над Синквейном.

Шаг 1. Берём картинку предмета, например, яблоко и спрашиваем: «Что это?» Яблоко. Готова первая строка Синквейна. Шаг 2. Взрослый называет несколько признаков к этому предмету. Например - зеленое, твердое, круглое. Уточняем, что это слова - признаки. Шаг 3. Дети сами называют слова – признаки. Готова вторая строка Синквейна. Шаг 4. Взрослый показывает детям названия нескольких действий, которые может производить изображенный предмет (растет, пахнет, ободряет). Уточняем, что это слова – действия. Шаг 5. Дети сами называют слова – действия. Готова третья строка Синквейна. Шаг 6. Взрослый называет, как можно составить предложение об этом предмете, используя предыдущие слова. Например, Мне нравятся зелёные яблоки.

Шаг 7. Дети сами составляют предложение. Готова четвёртая строка Синквейна. Шаг 8. Взрослый объясняет, что теперь надо одним словом назвать к чему относится данный предмет. Фрукт. Шаг 9. Дети, одним словом называют, к чему относится данный предмет. Фрукт. Готова пятая строка Синквейна Шаг 10. Назвать всё пятистишье.

Яблоко. Зелёное, твёрдое. Растёт, пахнет, ободряет. Мне нравятся зелёные яблоки. Фрукт.

Синквейн. Творческий, активизирующий. Развивает, обогащает, уточняет. Синквейн делает речь правильной. Технология.

Дети. Родные, любимые. Играют, безобразничают, шалят. Самое ценное в жизни. Подарок судьбы!

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо: - иметь достаточный словарный запас в рамках темы, - владеть обобщением, - понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово признак, - научиться правильно понимать и задавать вопросы, - согласовывать слова в предложении, - правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Виды работы детей с Синквейном: *Составление нового Синквейна. *Составление краткого рассказа по готовому Синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав Синквейна. *Составление Синквейна по прослушанному рассказу. *Коррекция и совершенствование готового Синквейна. *Анализ неполного Синквейна (без указания темы Синквейна или определение названия темы этого Синквейна).

Создание синквейна воспитателями на предложенные темы:

Воспитатель

Добрый, справедливый
Наставляет, помогает, следит
Передает детям свои знания
Педагог

Работа

Интересная, сложная Дисциплинирует, вдохновляет, радует Мне нравится моя работа Творчество

Труд
Развивающий, интересный
Облагораживает, оживляет, занимает
Приносит радость всем людям
Деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...

О роли развития и этапах работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для специалистов и для родителей о роли развития связной речи и о этапах работы по ее формированию....

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Данный материал будет полезен молодым педагогам в работе по формированию связной речи у детей....

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у детейдошкольного возраста. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Речь отно...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...

Программа профессионального самообразования педагога «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР » 2023-2025г

laquo;Использование технологии «Синквейн» в  работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста  с ТНР »2023-2025г...