Большое космическое путешествие на созвездие К…
методическая разработка

Гребенкина Ирина Анатольевна

Стажировка педагогов Свердловской области в рамках регионального проекта «Образовательный тур» в МАДОУ «Детский сад «Колобок» 15.04.2025г. Ее цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie_na_sozvezdie_k.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Большое космическое путешествие на созвездие К…

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно», – писал В.В. Маяковский, наблюдая за ночным небом. Недавно на небосклоне появилось удивительно красивое и яркое, никому неизвестное созвездие в форме буквы «К». Разгадать тайну этого необычного созвездия отправились вслед за маленькими путеводными звездочками команды отважных исследователей-педагогов во главе с Маленьким принцем и воспитанниками подготовительных групп. Именно так началась стажировка педагогов Свердловской области в рамках регионального проекта «Образовательный тур» в МАДОУ «Детский сад «Колобок» 15.04.2025г. Ее цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО.

С раннего утра наш детский сад превратился в космический полигон с собственным конструкторским бюро. Гостей встречали космические проводники, которые предлагали им основательно подготовиться к большому космическому путешествию и сконструировать для себя эксклюзивное средство космического передвижения. Самые опытные педагоги-инструкторы нашего педагогического коллектива (Широносова Н.А., Пахомова О.А., Шумкова Ю.Н., Новикова Н.И., Баранова Ю.А.) организовали несколько мастер-классов для участников стажировки, которые включали конструирование из бумаги, бросового материала и разнообразных конструкторов. Также у гостей была возможность ознакомиться с замечательной выставкой технического творчества наших воспитанников на космическую тему.

Затем всех участников образовательного тура приветствовала заведующий МАДОУ «Детский сад «Колобок» Серегина Т.В. Она рассказала присутствующим об успехах коллектива в работе над региональным проектом «Уральская инженерная школа» и деятельности педагогов в рамках инновационной площадки ИРО по данному направлению.

Далее гости получили маршрутные листы и в сопровождении космических проводников отправились в космического путешествие по «Созвездию К». Первая яркая звезда называлась «Оптимизм». Музыкальный руководитель Шабанова И.С. помогла гостям погрузиться в чудесный мир музыки и творчества. Посредством интеграции задач художественно-эстетического развития и формирования предпосылок инженерного мышления с помощью мнемотехники, визуализации, музыкально ритмических движений и упражнений для развития певческих навыков Ирина Сергеевна познакомила участников стажировки с методикой своей работы по проекту.

Следующая звезда «Коммуникация» заставила гостей изменить привычные представления о занятия по развитию речи. Для того, чтобы понимать друг друга нужно не только уметь слушать и слышать, но и владеть техникой невербального общения. Гостеприимная хозяйка этой звезды – Старцева Н.В. продемонстрировала гостям эффективные современных формы коммуникации, которые способствуют формированию не только коммуникативных способностей, но и таких компонентов инженерного мышления как логическая память, творческое воображение.

Звезда «Бодрость» удивила гостей многообразием не только физических, но и нейропсихологических упражнений, которые способствуют гармонизации межполушарного взаимодействия; игр для развития пространственных представлений, формирование которых начинается с изучения пространства собственного тела. Всем участникам было необходимо преодолеть полосу космических препятствий, подготовленную инструктором по физической культуре Саблиной К.А. и педагогом-психологом Зянгильдяевой М.Ю. Гостям предложили преодолеть «Ущелье монстров», проползти под метеоритным дождем, удержать равновесие на балансировочной подушке, выполнить упражнения с мячами для развития координация «глаз-рука» и много другое. Все это предполагает формирование таких компонентов инженерного мышления, как аксиологический элемент, рациональный элемент, логическая память, творческое воображение.

Следующая звезда «Олицетворение» предложила участникам стажировки не только задуматься о высших человеческих ценностях, запомнить с помощью пиктограмм интересную космическую сказку, но и придумать для нее свое собственное окончание. Ибаева А.В. объяснила гостям преимущества мнемотехники в работе со старшими дошкольниками, так как это визуализация информации, ведь у детей преобладает наглядно-образное мышление. Мнемотаблицы помогают структурировать информацию, представляя ее в логической последовательности, а также способствуют развитию памяти и внимания, связной речи детей и обогащению их словарного запаса. Все это способствует успешному формированию предпосылок инженерного мышления.

Самую загадочную звезду представила Алексеева М.Н. Ее название «Любознательность» было оправдано выбором самых современных и эффективных технологий формирования элементарных математических представлений посредством логической и математической игры: логические блоки Дьенеша, игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», и т.д. Благодаря увлекательным головоломкам и геометрическому конструктору дети в занимательной форме учатся решать сложные задачи, анализировать, делать выводы. Благодаря технологии «Обучение в движении» у старших дошкольников усиливается мыслительная активность, оптимизируется эмоциональное состояние, стимулируется познавательная и поисковая активность и, как следствие, создаются условия для успешного формирования предпосылок инженерного мышления.

После завершения большого космического путешествия для участников стажировки руководитель инновационной площадки Гребенкина И.А. организовала семинар «Создание условий для развития    предпосылок  
инженерного мышления на занятиях в детском саду». Она обобщила точки зрения отечественных ученых и практиков по проблеме инженерного мышления, его структуры и развития у старших дошкольников.   Так как инженерное мышление представляет собой вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, то в дошкольном возрасте можно говорить только о создании условий для формирования предпосылок для его развития. Самым продуктивным вариантом для этого являются систематические занятия по различным предметам и областям. Главные условия формирования предпосылок инженерного мышления: взаимный интерес детей и взрослых; знание должно быть открыто в совместной или самостоятельной деятельности и применено детьми на практике; бучение детей должно проходить в занимательной форме; системность, планомерность, целенаправленность в обучении. Далее на семинаре выступили все представители «Созвездия К». Они раскрыли секреты успешности своих звезд и ответили на вопросы участников образовательного тура, касающиеся методики организации разнообразных занятий, способствующих формированию предпосылок инженерного мышления.

После обеденного перерыва состоялась педагогическая лаборатория «Обыкновенное чудо», на которой Гребенкина И.А. представила гостям разработанное и апробированное нашими педагогами методическое пособие «Универсальный помощник для подготовки к занятиям по формированию предпосылок инженерного мышления старших дошкольников». Она подробно рассказал участникам стажировки как можно его использовать в работе воспитателей. Затем гости разделились на подгруппы и попробовали с помощью педагогов-инструкторов и «Универсального помощника» составить собственные уникальные технологические карты к занятиям по всем образовательным областям. Результатом деятельности педагогической лаборатории стали оригинальные идеи для организации и проведения занятий для формирования предпосылок инженерного мышления. Каждый гость получил в подарок экземпляр «Универсального помощника».

В заключении образовательного тура заместитель заведующего по ВМР Ведениктова Елена Сергеевна подвела итоги его работы. Сначала она подробно рассказала собравшимся об изменениях в Государственной политики в сфере образования, в частности, касающихся портрета выпускника 2040г. Важнейшими из них, на наш взгляд, являются: предпринимательское мышление, которое включает готовность к инновациям, генерацию идей, нестандартные решения и создание проектов; технологическая осведомленность – владение современными технологиями, включая ИИ, анализ данных, VR/AR; самостоятельное мышление – развитое критическое мышление, способность анализировать, проявлять инициативу и находить инновационные решения. Именно они свидетельствуют о сформированности предпосылок инженерного мышления. Следовательно, инновационная работа, проводимая педагогическим коллективом, является актуальной и востребованной.

Елена Сергеевна помогла гостям сформулировать секрет яркого сияния «Созвездия К»: любознательность, успешная коммуникация, оптимизм во всем, бодрость тела и духа, олицетворение мудрости, добра и терпения к окружающим – это формула успешной работы педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад «Колобок».

Хочется огромное спасибо всем сотрудникам детского сада, благодаря слаженной и творческой работе которых стало возможным это замечательное космическое путешествие! Это большой и интересный педагогический опыт, который будет полезен не только гостям, но и нашим педагогам.

Руководитель инновационной площадки и

автор проекта «Будущие инженеры»

воспитатель ВКК Гребенкина И.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Большое космическое путешествие

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе...

Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)

Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...

Проект "Большое космическое путешествие"

Проект "Большое космическое путешествие"   Цель: последовательное введение ребенка в мир элементарных знаний о космосе и первооткрывателях космоса. Задачи: развивать интерес к ...

"Большое космическое путешествие"

ИИтоговое досуговое мероприятие по теме "Космос" для старшего дошкольного возраста. Сценарий....

Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности "Большое космическое путешествие"

Материал, изложенный в конспекте, будет интересен тем, кто работает с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша и математическим планшетом....

КВН "Большое космическое путешествие"

Сценарий КВН "Большое космическое путешествие". Участники КВН дети,  родители и педагог....