Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления на занятиях в детском саду (семинар для педагогов в рамках образовательного тура)
консультация (старшая группа)
В свете задач, поставленных пред нами региональной программой «Уральская инженерная школа» одной из целей дошкольного образования, становится формирование предпосылок инженерного мышления.Инженерному мышлению дается следующее определение: «Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…».Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.Самым продуктивным вариантом развития предпосылок инженерного мышления дошкольников являются систематические занятия по различным предметам и областям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.54 КБ | |
| 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития предпосылок инженерного мышления
на занятиях в детском саду
1 слайд. В свете задач, поставленных пред нами региональной программой «Уральская инженерная школа» одной из целей дошкольного образования, становится формирование предпосылок инженерного мышления. Это значит, что общество ждет на производство перспективные молодежные кадры с креативным мышлением, способных ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющих самостоятельно создавать новые технические формы.
2 слайд. Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: «Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…».
3 слайд. Представители отечественной науки и практики активно разрабатывают проблемы, связанные с инженерным мышлением и его развитием у подрастающего поколения. На слайде представлены имена ученых, которые посвятили свои труды изучению особенностей и структуры инженерного мышления.
4 слайд. Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерным мышлением обладает не каждый человек. Развитие инженерного мышления в дошкольном возрасте как такого невозможно, возможно лишь создать предпосылки для развития данного вида мышления.
- слайд. Структура инженерного мышления.
- Профессиональное самосознание – это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Оно включает в себя: сознание своей принадлежности к определённой профессиональной общности; знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своём месте в системе профессиональных ролей; знание о степени своего признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач. Степень сформированности профессионального самосознания выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности и её успешности в профессиональной деятельности
- Рациональный элемент инженерного мышления включает в себя теоретическую и методологическую основу, которую составляют знания: технические, технологические, естественно-научные, инженерные. Также к рациональному элементу относят логическое мышление, с помощью которого человек пользуется чёткими и конкретными понятиями.
- Аксиологический элемент инженерного мышления — это ценностное отношение к окружающему миру и возможностям человека, проявляющееся через признание общечеловеческих ценностей в области духовной и материальной культуры, а также понимание необходимости сохранения человеческой идентичности.
- Логическая память предполагает осмысленное, сознательное усвоение материала. Без неё трудно логически увязать между собой понятия из разных предметных областей, понять их сущность и использовать при решении практических задач. Также в структуре инженерного мышления выделяют техническую наблюдательность, ярко выраженные зрительную и моторную память, точность глазомера. По данным психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. Поэтому представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий и способы действий.
- Основа инженерного мышления — высокоразвитое творческое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей.
6 слайд. Самым продуктивным вариантом развития предпосылок инженерного мышления дошкольников являются систематические занятия по различным предметам и областям.
7 слайд. Главные условия формирования предпосылок инженерного мышления:
- Взаимный интерес детей и взрослых.
- Знание должно быть открыто в совместной или самостоятельной деятельности и применено детьми на практике.
- Обучение детей должно проходить в занимательной форме.
- Системность, планомерность, целенаправленность в обучении.
Сейчас я хочу предоставить слово педагогам творческой группы проекта «Будущие инженеры», которые расскажут о методах и приёмах, которые они активно используют в работе с детьми на разнообразных занятиях для формирования предпосылок развития инженерного мышления.
8 слайд. Развитие математических способностей у дошкольников имеет большое значение при подготовке к школе. Очень важно, чтобы ребенок не только владел определенными навыками и умениями, но и умел применять их на практике, умел рассуждать, самостоятельно думать, искать решения, делать выводы. Все эти качества формируются у ребенка через познавательный процесс на занятиях. В наше врем можно приобрести достаточное количество развивающих игр, но при этом необходимо понимать, что игра должна быть интересна ребенку, вызывать удивление и желание играть. Такими играми являются для старших дошкольников, прежде всего, головоломки и геометрический конструктор. Особенно хорошо зарекомендовали себя «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьеныша». Благодаря им дети учатся решать проблемные задачи, проявлять творчество, формировать предпосылки инженерного мышления.
9 слайд. В формировании предпосылок инженерного мышления на занятиях по развитию речи большое значение имеет мнемотехника. Во-первых – это визуализация информации: мнемотаблицы представляют информацию в виде наглядных картинок, символов и схем. Это особенно важно для дошкольников, так как у них преобладает наглядно-образное мышление. Визуальные образы легче запоминаются и воспроизводятся. Во-вторых – организация информации: Мнемотаблицы помогают структурировать информацию, представляя ее в логической последовательности. Это облегчает понимание и запоминание материала. В-третьих – это развитие памяти и внимания. И, конечно же, использование мнемотаблиц влияет на развитие связной речи детей и обогащение их словарного запаса. Таким образом, применение мнемотехники делает процесс обучения более интересным и увлекательным для дошкольников.
10 слайд. В коррекционно-развивающей работе педагога-психолога со старшими дошкольниками формирование таких компонентов инженерного мышления, как аксиологический элемент, рациональный элемент, логическая память, творческое воображение также является важным, так как многие из применяемых упражнений способствуют развитию памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, творчества и креативности. Все предлагаемые упражнения направлены на межполушарное взаимодействие, так как предлагаются перекрестные движения руками или ногами, при этом образуется большое количество нервных путей, связывающих наши полушария. Упражнения с мячом очень хороши для развития моторной координации, а также для развития координация глаз-рука, ребенок учится удерживать внимание на мяче, что поможет в дальнейшем удерживать внимание на строчке при чтении или при письме.
11 слайд. На занятиях по физической культуре возможно развитие практически всех компонентов инженерного мышления. Для этого подходят занятия с применением подвижных игр с правилами, эстафет, полосы препятствий и пр. Играя и соревнуясь в грамотно и планомерно подобранные подвижные игры и эстафеты, дети овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения и укрепляют свое здоровье. Также очень полезны упражнения для развитие пространственных представлений, формирование которых начинается с изучения пространства собственного тела. Так, например, чтобы пройти по дорожке со следами, нужно сообразить, какой ногой (правой или левой) шагать. В таких упражнениях ребенок учится понимать свое тело и управлять им. Упражнения на балансировочном диске помогают развивать гибкость и координацию, улучшает осанку, стимулирует действие вестибулярного аппарата, что, в свою очередь, способствуют развитию познавательной активности.
12 слайд. Основой инженерного мышления является высокоразвитое воображение и фантазия, владение методологией технического творчества, позволяющий сознательно управлять процессом генерирования новых идей. Все это можно развивать с помощью упражнений для формирования эффективной коммуникации. Коммуникация — это процесс получения и передачи информации, которому дети учатся через взаимодействие с другими скобочка открывается открытая скобочка взрослыми и сверстниками. Как же влияет коммуникация на развитие предпосылок инженерного мышления? Все просто: с помощью коммуникации мы развиваем высшие психические функции: память, восприятие, мышление, речь, внимание, воображение и творчество. Передача информации может производиться разными путям. Например, игры для развития невербальной коммуникации, с помощью символьной графики и объяснения без слов. Хорошим упражнением для тренировки вербальной коммуникации является игра «Загадай, не называя». Систематическое использование представленных разнообразных для развития вербальной и невербальной коммуникации способствуют всестороннему развитию воспитанников, умению самостоятельной передачи мысли и поиску нестандартных решений.
13 слайд. Грамотно организованные занятия по художественно-эстетическому развитию также способствуют развитию практически всех компонентов инженерного мышления. Так, например, очень полезно использование в занятиях по музыкальному воспитанию мнемотехники в форме рисования небольших картинок для запоминания текста песен (пиктограмм). Этот способ запоминания развивает не только логическую память, но и активизирует все мыслительные процессы, ведь происходит раскодировка и кодировка информации. Прием «Следуй заданному маршруту» - визуализация и схематическое изображения изменения звукового тона. Выполнение подобных упражнений способствует умению сопрягать зрительный и звуковой стимул и узнавать его в схеме.
14 слайд. В работу над проектом «Будущие инженеры» входит постоянное повышение педагогичного мастерства сотрудников. В нашем детском саду регулярно проводятся конкурсы педагогического мастерства педагогов, главным и обязательным элементом которых являются открытые занятия, способствующие формированию предпосылок инженерного мышления. Анализируя их проведение, мы обратили внимание на то, что многие педагоги, несмотря на подготовленные интересные мероприятия затрудняются в составлении технологической карты (конструкта). Для того, чтобы упростить для них эту работу я подготовила «Универсальный помощник». Он представляет собой большую таблицу.
1 графа – компонент инженерного мышления.
2 графа – задачи ФОП и ФГОС ДО.
3 графа – задачи развития инженерного мышления.
4 графа – названия занятий.
5 графа – технологии педагогической работы.
6 графа – методы и приемы работы с детьми.
15 слайд Алгоритм подготовки технологической карты занятия (конструкта).
- Определение компонента инженерного мышления, который планируете формировать – см. 1 столбик таблицы 9каждый компонент обозначен отдельным цветом.
- Выбор занятия (НОД) – см. 4 столбик таблицы.
- Рассмотрение цели и задач занятия – см. 2и 3 столбик таблицы.
- Проектирование основной идеи занятия – чем будете заниматься с детьми (что строить, рисовать и для чего, какой продукт получится в результате) – субъектный образовательный опыт.
- Подбор наиболее эффективных средств для работы – см. столбики 5 и 6.
- Обозначение основных этапов работы и их наполнение (чем будете мотивировать детей, как организуете продуктивную деятельность, рефлексию и пр.).
16 слайд. «Творчество заразительно. Распространяйте его»
А. Эйнштейн
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной организации игровой деятельности в детском саду
Почему наши дети разучились играть? Что мы можем сделать, чтобы вернуть интерес к игре....

"Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду"
Опыт работы по теме: Создание условий в группе, способствующих успешной адаптации к детскому саду....

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»
Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....
Консультация для педагогов «Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»
В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо...

Семинар для воспитателей «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду»
Семинар для воспитателей«Создание условий для развития творческих способностей ребенка в детском саду.»...

Консультация для педагогов СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИС ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...

Презентация "Создание условий для развития инженерного мышления в ДОУ"
Презентация для педагогов на педсовете...
