Доклад работы по теме самообразования на тему: «Оригами- как одно из средств воспитания детей старшего дошкольного возраста в духовно нравственном направлении».  
учебно-методический материал

Мутовина Наталья Семеновна
Доклад  работы по теме самообразования на тему: 
«Оригами- как одно из средств воспитания детей старшего дошкольного возраста в духовно нравственном направлении».
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_2.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Доклад работы по теме самообразования на тему:

«Оригами- как одно из средств воспитания детей старшего дошкольного возраста в духовно нравственном направлении».

Подготовила:

воспитатель Мутовина Н.С., МКДОУ Новобирюсинский

детский сад «Сказка»

Тайшет, 2025

Уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться опытом своей работы и пополнить методическую копилку методами и приёмами работы с «Оригами» в первую очередь, как одним из средств развития духовно-нравственного воспитания и детского художественного творчества в реализации ФОП.

В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС и ФОП ДО педагогам открываются большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала. Наиболее популярным и доступным на сегодняшний день, на мой взгляд, считается техника «Оригами». Их существует огромное количество.

Почему же именно «Оригами»? Обучение «Оригами», способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).

Отмечу, также, что ФГОС ФОП ДО предъявляет требования к наполнению развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций. Главная задача разностороннее развитие дошкольников с учётом индивидуальных особенностей, сотрудничество с родителями, поддержка инициативы детей, взаимодействие со сверстниками, безопасность. Учитывая данное требование считаю, что принципиально важное значение имеет сегодня наполнение развивающей среды современными видами конструкторов.

Однако оригами – понятие настолько многогранное, что его сложно свести к одному определению. С одной стороны, эти фигурки красивы и изящны, а их складывание требует мастерства. С другой стороны, оригами – это еще и прекрасный тренажер для пальцев, позволяющий развить мелкую моторику и глазомер. Кроме того, оно способствует концентрации внимания, активизирует мыслительные процессы, развивается способности к конструированию сложных объектов, то есть в определенном смысле его можно назвать головоломкой.

Еще одним преимуществом оригами является его доступность. Для него не нужны дорогостоящие материалы и инструменты. Все, что вам для этого понадобится – это бумага (в классическом варианте не используются даже ножницы и клей).

Исследования позволили сделать выводы о том, что оригами:

  • Актуально в наше время.
  • Способствует повышению активности левого и правого полушарий.
  • Активизирует творческое мышление.
  • Повышает интеллектуальные способности.
  • Развивает пространственное воображение.
  • Стабилизирует психоэмоциональное состояние
  • Снижает тревожность.
  • Развивает навыки мелких точных движений пальцев рук
  • Улучшает глазомер.
  • Пользу оригами для детей трудно переоценить.

Новизна оригами заключается в следующих аспектах:

  • Углублённое обучение искусству оригами. Изучаются различные виды и техники этого творчества, например классическое (фигурки делаются из квадратного листа бумаги без ножниц и клея только путём складывания), модульное (с использованием треугольных модулей), кирикоми оригами (сочетание приёмов складывания и надрезания), неклассическое оригами из прямоугольников и полосок, оригами-аппликация (при изготовлении открыток).
  • Создание сюжетно-тематических композиций. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляется дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук. Это способствует формированию правильной и красивой речи, а также координирует работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся двумя руками.

Цель: формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. ОРИГАМИ позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. Творчество Ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования Окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личные качества.

Задачи:

– развитие регулятивной структуры самостоятельной деятельности (прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

– формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; – расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса;

– развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

– активизация работы левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объемных фигур;

– развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и пр.);

– создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

– развитие у дошкольников мотивационной сферы – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;

– воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры. Кроме того ребенок должен видеть и понимать к чему он стремится, он должен ощущать результат своей деятельности.

Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка при подготовке его к школе является оригами – искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой.

Занятия оригами формирует такие нравственные качества детей как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказать помощь товарищу, желание радовать окружающих результатами своего труда. Общность творческих и образовательных интересов дошкольников, их родителей, воспитателей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Оригами способствует развитию речи ребенка, коммуникативных навыков. Поделка в стиле оригами провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактом для развития диалогической речи. Старшие дошкольники, поняв принцип составления «оригамских» сказок, начинают придумывать свои.

Одна из главных задач обучения – это поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть связано с широким использованием в воспитательской работе мультимедийных технологий, которые на сегодняшний день слабо представлены в дошкольных образовательных учреждениях.

Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие возможности использования в работе мультимедийных технологий состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность , красочность мультфильмов , в которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, вызывает у детей различных эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно в обычном детском саду, но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма.

Сейчас в мире инновационных технологий, мультфильмы становятся неотъемлемой частью детского, творческого процесса, через который они познают всю сущность окружающего их мира, пронося данный процесс через собственное эмоциональное отношение ко всему происходящему. Воспитанники детского сада «Сказка» трудились над созданием мультфильмов, о доброте и дружбе. С большим удовольствием представляем вашему вниманию наш мультфильм о доброте и дружбе.

Проект решения:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать использовать в работе предложенную практику сотрудничества с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию.

Спасибо Вам, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию. Тема: «Моя дружная семья».

Способствовать формированию нравственно – патриотической культуры детей, уважительного отношения к родителям, к семье и семейным традициям....

Сказки для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формируют нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по духовно- нравственному воспитанию на тему: "Минин и Пожарский - герои земли Нижегородской"

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о истории родного города, о национальных героях: Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском и воспитание уважения к истории нашей Родины и национ...

Методическая разработка «Линейные алгоритмы как одно из средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»

Методическая разработка направлена на  помощь воспитателям работающим по ранеей профориентации дошкольников....

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию Тема: «Моя крепкая и дружная семья»

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста  по духовно – нравственному  воспитанию...

Консультация для педагогов тема: «Народный танец как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста основ духовно- нравственного гражданско-патриотического воспитания».

Консультация для педагоговтема: «Народный танец как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста основ духовно- нравственного гражданско-патриотического воспитания»....