Разработка конспекта ГМО воспитателей работающих с детьми среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)

Сухарева Жанна Александровна

Конспект по образовательной области познавательное развитие ( ознакомление с окружающем миром) на тему: "Растения Сибири"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение воспитателей, работающих на группах среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

на тему: «Растения Сибири»

с детьми средней группы

комбинированной направленности

Составила воспитатель:

Сухарева Ж.А

г.Зима 2025г

Тема сада: «Путешествие по Сибири»

Лексическая тема: «Растения Сибири»

Цель: создание условий для формирования у  детей представлений о лекарственных растениях нашего края, их лечебных свойствах, о простейших способах использования  лекарственных растений для поддержки здоровья.

Задачи: 

коррекционно-образовательные:
- знакомить детей с многообразием растительного мира Сибири;

- закрепить представление  об обобщающем понятии, лекарственные  растения;

- закрепить название лекарственных растений (Ромашка, одуванчик, крапива, подорожник)

Коррекционно - развивающие:
- развивать у детей связную речь, наблюдательность, логическое мышление,

внимание, творческие способности, умение обобщать понятия.

Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение  к растениям, любовь к природе родного края.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы: «Сказка о Сибирячке», автор Лариса Зимина.

- рассматривание иллюстраций одуванчика, крапивы, ромашки, подорожника;

- загадывание загадок о лекарственных растениях;

- дидактические игры о полезных и опасных растениях для здоровья человека

«Найди что лечит?», «Какие растения помогут, если…», «Найди, о чём расскажу»

1. Орг. момент 

Приветствие

Воспитатель входит в группу.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро! И у нас много гостей, у всех хорошее, весеннее настроение. Повернемся к гостям, улыбнемся, и, скажем  «Здравствуйте»!

2. Основная часть

- Ребята, слышите, кто - то в дверь к нам стучится, пойду, посмотрю, кто же это к нам пришёл. (Заходит Сибирячок)

Сибирячок: здравствуйте, я правильно пришёл? Это средняя группа «Ромашки»? Детский сад № 4?

- Да это наша группа, проходите, пожалуйста.

- Здравствуйте ребята! (дети здороваются)

Воспитатель: ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришёл?

Дети: это Сибирячок.

Воспитатель: а кто он такой, кто помнит?

Дети: это герой из сказки, он много путешествует по нашей Сибири.

Воспитатель: совершенно верно ребята, молодцы, узнали Сибирячка.

Воспитатель: что у тебя случилось Сибирячок?

Сибирячок: ребята, я много путешествую по Сибири, по всей нашей большой и красивой Иркутской области, и видел много разных растений, некоторыми можно лечить разные болезни, а вот что это за растения, и от каких болезней они помогают, я не знаю. Я принёс с собой альбом

Воспитатель: ребята, что же нам делать?  Мы можем помочь Сибирячку?

- а как  мы можем ему помочь? (показать картинки с растениями, нарисовать растения, рассказать Сибирячку, какую пользу они приносят людям)

Воспитатель: совершенно верно, ребята Сибирячок много путешествует, по лесам и полям, и мы сегодня тоже с вами отправимся в путешествие, только по нашей группе, будем искать  лекарственные растения для альбома Сибирячку.  Я приготовила для вас подсказки в группе, где вы сможете найти картинку растения. Сибирячок, будешь с ребятами искать картинки растений?

Сибирячок: Да, конечно, я очень люблю путешествовать, и по группе с вами с удовольствием погуляю.

- Ребята, первая подсказка находится в центре, в котором мы с вами проводим эксперименты. Посмотрите внимательно, где может быть подсказка? (Дети находят в центре природы конверт с загадками и картинками отгадками)

Воспитатель: давайте посмотрим, что же там внутри?

- А здесь ребята загадки, попробуем их отгадать?

Дети: да

Воспитатель: тогда слушайте внимательно, и ты Сибирячок слушай первую загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Воспитатель: правильно, молодцы ребята, отгадали загадку.

Рита, расскажи Сибирячку, чем полезен одуванчик?

(одуванчик полезен, для аппетита), хорошо Рита.

Рома, чем ещё полезен одуванчик, как ты думаешь?

(из листьев одуванчика готовят витаминный салат),

- Родион, как ты считаешь, чем ещё может, быть полезен одуванчик? (настоем цветков протирают лицо)

Воспитатель: здорово ребята, всё верно сказали, а ещё из цветков одуванчика  варят полезный  цветочный мёд. Посмотрите ребята на картинку, мы с вами отгадали первое лекарственное растение, и рассказали о его пользе.

- Рита, размести картинку растение  в  альбом Сибирячку.

- Слушайте вторую загадку:

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно,
Что нас излечит?

Дети: подорожник.

Воспитатель: молодцы, и эту загадку отгадали.

- Ваня, Расскажи Сибирячку, чем же полезно растение  подорожник? (Если разобьёшь коленку, нужно сорвать  лист подорожника, очистить его от пыли, помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке) спасибо Ваня.

- Тимофей, как ты думаешь, чем ещё полезен подорожник? (настой подорожника помогает при кашле)

Воспитатель: правильно Тимофей, подорожник действительно помогает при кашле.

Воспитатель: посмотрите  на картинку, мы отгадали с вами второе  растение, напомните Сибирячку, как оно называется?

Дети: подорожник.

Тимофей, размести,  картинку подорожника  в альбом Сибирячку.

Воспитатель: Сибирячок, ты запомнил название  растений, и от каких болезней они помогают?

Сибирячок: запомнил.

Воспитатель: следующая картинка с растением  находится в центре, где мы с вами рассматриваем энциклопедии  и читаем сказки.

(Дети находят конверт, воспитатель достаёт картинку изображает игровую ситуацию ожог руки крапивой)

- Ой, ой, ребята, что - то мне обожгло руку (достаю картинку)

- Посмотрим  ребята, что же это за растение могло обжечь мне руку?

(дети отвечают, что это растение называется крапива)

Воспитатель: да действительно, это растение крапива, а какие болезни лечит крапива, расскажем Сибирячку, поиграв в игру: «Целебные свойства крапивы», будем играть ребята? (на столе расположено игровое лото, в центре которого картинка с растением крапивы, детям  предлагается выбрать и расположить карточки вокруг картинки крапивы, которые обозначают пользу для здоровья человека)

Воспитатель: Сибирячок, хоть крапива и жжёт, но посмотри, сколько пользы приносит людям, ты запомнил, как растение называется?

Сибирячок: конечно запомнил.

Воспитатель: Настя размести, картинку крапивы в альбом Сибирячку.

Воспитатель: Сибирячок, ты, наверное, устал, мы  с ребятами предлагаем немножко отдохнуть.

Физминутка:

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы,

Влево – вправо, влево – вправо,

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте,

Выше! Веселей! Вот так,

Переходим мы на шаг.

Воспитатель: отдохнули, вы готовы  узнать, где найти следующую картинку с растением?

Дети: да

Воспитатель: Ребята следующую картинку, вы найдёте в центре, где мы с вами изучаем правила дорожного движения, посмотрите внимательно, где она может быть?

(дети находят конверт с лепестками Ромашки)

Воспитатель: ребята, в конверте лепестки, что нам делать, как узнать, что же это за растение?

Дети: надо собрать лепестки.

проводится игра «Собери ромашку»

(дети собирают цветок ромашку из лепестков на ковре)

Воспитатель: как называется цветок, который мы собрали?

Дети: ромашка.

- Совершенно верно, молодцы.

- Полина, расскажешь Сибирячку, чем полезна ромашка?

(настоем из ромашки можно полоскать  больное горло)

- Правильно Полина, ромашка убивает микробы.

- Аня, как ты думаешь, чем полезна ромашка?

(из цветков ромашки заваривают чай), она помогает от головной боли.

Рома, а как ты считаешь, чем полезна ромашка?

(из цветков ромашки делают шампуни, добавляют в мыло)

Воспитатель: вот мы с вами рассказали Сибирячку ещё об одном лекарственном растении, которое помогает вылечить многие болезни.

- Сибирячок, ты запомнил какие болезни  можно вылечить с помощью ромашки?

Сибирячок: конечно, запомнил.

- Аня размести, картинку ромашки в альбом Сибирячку.

Воспитатель: Сибирячок, а  ромашка то у нас не простая, а с экологическими знаками, ребята сейчас тебе расскажут, что обозначают  эти  знаки. Сибирячок, присоединяйся к нам, послушай правила.

Воспитатель: ребята, чтоб наши лекарственные растения не исчезли, их нужно беречь, охранять и соблюдать эти правила.

Сибирячок: ребята, какие вы молодцы, и правила знаете, и какой замечательный альбом вы для меня сделали.

Рефлексия:

Воспитатель: ребята, что мы с вами в этот альбом поместили?

- как назвать, одним словом эти растения?

- для кого мы этот альбом  делали?

- как мы смогли изготовить альбом? (искали подсказки, отгадывали загадки, рассказывали Сибирячку, чем полезна крапива, собирали из лепестков ромашку, рассказали Сибирячку правила поведения в природе)

 Воспитатель: Сибирячок, мы дарим тебе этот альбом, теперь ты знаешь, какие в Сибири встречаются растения лекарственные, и от каких болезней они помогают.

Сибирячок: спасибо вам ребята,  за помощь, теперь я узнал  о пользе лекарственных растений  и очень рад, что у меня есть теперь такой замечательный альбом.

До свидания ребята.

Воспитатель: ребята, вы сегодня все молодцы, помогли Сибирячку, отдыхайте, скажем, гостям до свидания, я их провожу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста «Учимся лепить».

В пособии представлен материал для занятий с детьми среднего дошкольного возраста лепкой из разных пластичных материалов. Приведены конспекты занятий по лепке, соответствующие возрастным возможностям ...

Рабочая программа для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания для детей среднего дошкольного возраста, федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы до...

Рекомендации воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста в группах комбинированной направленности. по лексической теме "Защитники Отечества"

Рекомндации воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной направленности. Лексическая тема недели "Защитники Отечества"Рекомендую игры и упражнения распреде...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Кто как трудится в лесу"

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Кто как трудится в лесу"...