Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования
методическая разработка

Агеева Юлия Анатольевна
Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

"Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования"

Воспитатель: АГЕЕВА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

г. Холмск

2025г.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

Целью работы: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

– формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

– формирование практических умений и навыков;

– обучение различными навыками работы с красками, гуашью, пластилином.

Развивающие:

– развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

– совершенствование движений рук;

– развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

– развитие речи детей.

Воспитательные:

– развитие нравственных качеств (доброжелательность, умение общаться)

– развитие художественного вкуса;

– развитие усидчивости, целенаправленности.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием внимания, памяти, восприятия,  речи и мышления младшего школьника.

II. Роль рисования в развитие мелкой моторики рук

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная

деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме,

способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит

обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

III. Нетрадиционные виды рисования

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Виды нетрадиционного рисования:

1.  «Тактильное рисование»:

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учится строить «причинно – следственные связи, учится логически мыслить. Так он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» её ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребёнок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет, сюжетны картины. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.

Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки» 

Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).

«Использование дополнительных средств выразительности»:

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем

прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 «Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками и углем»

Техника «Рисование ватными палочками» «Пуантилизм» (рисование ватными палочками). Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками".

».

Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки р

Рисование ватными палочками способствует  развитию следующих умений и навыков:

  • умение держать палочку в руке, развитие мелкой моторики рук;
  • умение смешивать цвета; навык создания многослойных рисунков;
  • воспитание эстетического вкуса; развитие воображения, фантазии; развитие чувства композиции.

Рисование ватными палочками благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, развивают любознательность, умение наблюдать за природой, формируют понимание ее ценности и бережное отношение к ней. А ещё таким образом дети знакомятся с окружающим миром и познают его.

IV. Результативность реализации опыта через позитивное влияние работы на развитие учащихся

         Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач обучения и воспитания.

 Выводы:

- развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук;

- включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка;

- использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук;

- считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие;

- многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации.

В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

 Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи детей.

Литература:

1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2006г.

2. Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2001г.

4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006г.

5. Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1989.

6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2009.-72с.

7.Глушакова О.А., Дедова С.И. «Веселые счетные палочки.

8. Пальчиковая гимнастика. (Узорова О.В., Нефѐдова Е.А)

9. Журнал для работников образования «Метод-сборник», www.metod-sbornik.ru, E-mail: metod-sbornik@mail.ru

10. infourok.ru

11. Электронный ресурс социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования

презентация открытого просмотра по теме самообразования...

Консулитация для родителей. " Развитие мелкой моторики через нетрадиционная техника рисования в ДОУ"

Рисование - это вмд деятельности, который способствует развитию воображения, аккуратности, ответственности, самостоятельности....

Семинар-практикум на тему: «Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования»

в ноябре 2020 года прошел семинар-практикум для воспитателей. На тему : "Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования"...

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

План работы по самообразованию в нетрадиционных техниках рисования....

план самообразования "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования с детьми в ДОУ"

план самообразования "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования с детьми в ДОУ"...