Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
проект (младшая группа)

Ващенко Наталия Николаевна

В проекте описана модель адаптации детей к условиям детского сада и практический опыт ее применения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsii.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»

630112, Новосибирск, ул.  Селезнева, 48а

8(383)224-02-13, 8(383)224-55-44

mdou484@mail.ru

Центральный округ

____________________________________________________________________

Проект

По адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации «Дорогой радости»

Разработчики проекта:

Ващенко Наталия Николаевна, педагог-психолог

Медведкова Юлия Владимировна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Шарыпова Марина Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Новосибирск - 2022

Пояснительная записка

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. И адаптация к условиям ДОО является не простым процессом для всех участников: самого ребенка, его родителей и воспитателей. В каком бы возрасте ни осуществлялось поступление ребенка в дошкольное учреждение – это серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическом состоянии. И главным обстоятельством, провоцирующим стресс, является – отрыв от матери и оставление ребенка одного в непривычных условиях, с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Это порождает у малыша ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости и брошенности. Сильное, стрессовое состояние, поступившего в дошкольное учреждение ребенка, отражается на формирование его личности, а также сказывается на поведении всех детей группы и качестве работы воспитателя. На это указывают как зарубежные, так и отечественные исследователи (Аксарина Н.М., Голубева Л.Г., Гриднева Г.В., Тонкова-Ямпольская Р.В., Ватутина Н.Д.). Также научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Успешность протекания процесса адаптации в первую очередь зависит от согласованности действий специалистов дошкольного учреждения и семьи воспитанника. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Ведь от того как пройдёт процесс адаптации, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста.

Поиск ответа на вопрос, как действовать педагогам, специалистам и родителям, чтобы помочь ребенку приспособиться к новым условиям, выработать позитивное отношение к детскому саду, сохранитьего здоровье, стать успешным и счастливым в своей дошкольной жизни, и привел нас к написаниюданного проекта.

При разработке проекта учитывались психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. Были учтены основные моменты, способствующие успешному протеканию процесса адаптации:

- предварительная информационная и психологическая подготовка родителей и детей к условиям ДОУ

- знакомство ребенка с новыми условиями в присутствии значимого для него взрослого

- психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации

Таким образом, новизна проекта состоит в том, что посредством расширения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи решается вопрос успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Актуальность выбранной темы

Актуальность проблемы адаптации детей к условиям ДОУ занимает в дошкольной педагогике важное место, и определяется значимостью этой проблемы для успешного развития и воспитания ребенка, а также недостаточной разработанностью проблематики процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста, к условиям детского сада. Адаптивные возможности детей 2-4 лет ограничены, и приспособление организма к новым условиям социального существования, как правило, сопровождаются стрессом и изменением поведенческих реакций ребенка. Длительное же пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому основной задачейдля родителей и педагогов является организация помощи ребенку приего вхождении в жизнь детского сада. Значительную роль, при этом играет тесный контакт родителей и специалистов ДОУ, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой.

Актуальность проблемы также обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых психолого-педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость указанной проблемы послужила основанием для составления и апробации данного проекта.В рамках реализации этой разработки у ребенка появляется возможность на положительном эмоциональном фоне прожить стрессовую ситуацию перехода в новую социальную среду, а также получить заведомо положительный опыт первых отношений со сверстниками; у родителей понижается уровень тревожности и беспокойства за своего ребенка, расширяются представления о методах и формах взаимодействия с дошкольником; в свою очередь психологи и педагоги внедряют инновационные формы работы с детьми и их родителями.

Цели и задачи проекта

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что организованная деятельность по адаптации в раннем и младшем дошкольном возрасте должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо включать всех участников процесса: и детей, и родителей, и педагогов.

Соответственно целью нашего проекта было создание алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей и их родителей в процессе адаптации ребенка к условиям ДОУ (приложение 1). Проистекающие из этого задачи можно разделить на три группы, в соответствии с объектом взаимодействия (таблица1).

Таблица 1

Задачи проекта

№ п/п

Педагог-психолог

Педагоги групп

1.

Расширить представления педагогов о формах и способах взаимодействия с родителями и детьми в пред адаптационный период;

Организовать и провести пред адаптационные занятия для детей.

2.

Обучить педагогов методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

Осуществить закрепление у детей навыков, полученных на психопрофилактических занятиях

3.

Разработать и провести психопрофилактические занятия для детей в адаптационном периоде.

Разработать и реализовать проект по созданию ростовой куклы – символа группы.

4.

Организовать и провести игры, направленные на знакомство и сплочение родителей в пред адаптационном периоде

Создать интерактивный информационный ресурс в социальной сети.

5.

Отследить динамику прохождения адаптационного процесса у детей.

Разработать и провести для родителей собрания в форме творческих мастерских

6.

Провести консультации родителей об особенностях течения адаптационного процесса у детей раннего и младшего дошкольного возраста (по запросу).

7.

Обучить родителей методам снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей  в адаптационном периоде

Участниками данного проекта являются: дети, родители и педагоги, посещающие адаптационные группы.

Проектное решение

Реализация данного проекта  рассчитана на 1 календарный год, и осуществляется в три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На каждом этапе перед нами стоят определенные задачи (табл. 2).

Таблица 2

№ п/п

Задачи подготовительного этапа

Задачи основного этапа

Задачи заключительного этапа

Подготовка информационного материала для родителей;

Сбор первичной информации о детях;

Проведение заключительной диагностики

Создание информационного ресурса на базе социальной сети «Инстаграмм»;

Проведение пред адаптационных занятий;

Подведение итогов

Создание ростовых кукол – символов групп;

Первичная диагностика детей;

Съемка видеоролика «Мой детский сад»;

Создание индивидуального маршрута адаптации для каждого ребенка;

Проведение организационного родительского собрания.

Консультации родителей;

6.

Проведение психопрофилактических занятий с детским коллективом.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе первоочередной задачей служит определение и разработка информационных и материальных ресурсов, необходимых для исполнения проекта. Учитывая, что глубины обычного «стандартного» взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников не достаточно для полномерной помощи ребенку при его поступлении в детский сад, мы решили расширить его посредством создания информационной площадки на базе социальной сети «Инстаграмм». Сегодня информационно-коммуникативные технологии можно считать тем инновационным способом передачи знаний, который соответствует в полной мере требованиям и веяниям современного общества. Данная площадка позволяет использовать следующие инструменты для донесения образовательной и психопросветительской  информации до родителей:

  • публикация фотографий, текстовых материалов и видеороликов;  
  • проведение конкурсов и опросов;
  •  обмен личными сообщениями;
  •  запуск прямого эфира.

Немаловажным явилось и то, что «Инстаграмм» позволяет сделать профиль как открытым, так и закрытым для сторонних лиц. Для получения доступа к «закрытой» странице необходимо получить разрешение у организаторов данной страницы, что позволяет контролировать список подписчиков и устранять людей, не имеющих отношение к данной адаптационной группе (т.е. не родителей).

Предполагается создание своего аккаунта для каждой адаптационной группы. Размещение публикаций предполагается по определенному плану.

Большую роль в создании фильмов и проведении пред адаптационного периода играют ростовые куклы, которые будут служит промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого. Для каждой группы разрабатывается своя кукла – символ группы:

Необходимо выделить еще одну важную задачу подготовительного этапа – предоставление родителям максимально полной информации о предварительной подготовке ребенка к условиям ДОУ. Первичная информация доносится до родителей на первом организационном собрании, которое проводится в июне-июле, после формирования основного списка поступающих.

После собрания, педагоги групп предоставляют доступ к закрытому аккаунту группы в сети Инстаграмм родителям (по желанию).На данной площадке будет осуществляться дальнейшее информирование родителей об особенностях протекания адаптационного процесса у детей и возможных способах облегчения его течения.

Основной этап

Основной этап состоит из предадаптационного и адаптационного периодов.

Предадаптационный период

Перед началом традиционного посещения детского сада каждой семье предлагается пройти цикл пред адаптационных занятий. Данные занятия предполагают, что ребенок осуществит первичное знакомство с новыми социальными условиями в присутствии значимых для него взрослых. Такое предварительное, подробное знакомство с дошкольным учреждением позволяет снять излишнюю тревожность не только у детей, но и у родителей. Так как в дальнейшем родителям будет значительно легче оставить своего ребенка в знакомой, проверенной обстановке с уже известным воспитателем, чью педагогическую квалификацию они смогли увидеть своими глазами.

Пред адаптационный период занимает 5 рабочих дней, в течение которых дети вместе с родителями посещают адаптационные занятия на базе ДОУ и осуществляют предварительное знакомство с образовательным учреждением, коллективом, групповой комнатой. Длительность занятий составляет 1-1,5 часа, встречи проводятся как на прогулочной площадке, так ив групповой комнате. Примерный конспект занятий указан в приложении 2.

Занятия проводятся воспитателями групп совместно с педагогом-психологом. Используются игры-знакомства, музыкальные игры, игры малой подвижности, продуктивная деятельность. В рамках занятий педагог-психолог проводит мини-лекторий для родителей и осуществляет консультативные беседы по вопросам адаптации детей.

По результатам анкетирования родителей, наблюдением за поведением и коммуникативными навыками детей, особенностями детско-родительских отношений, для воспитателей разрабатываются рекомендации по адаптации детского коллектива. Родителям рекомендуется вводить ребенка в группу постепенно, в щадящем режиме в соответствии с предложенным графиком.

Адаптационный период

Адаптационный период наступает, когда ребенок начинает посещать группу детского сада без родителей.

Благоприятное психоэмоциональное самочувствие детей в этот период обеспечивается разработкой и внедрением в адаптационный процесс специальных игровых занятий.

Они способствуют преодолению стрессовых состояний у детей, возникающих в непривычной обстановке, с появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.  

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Психопрофилактические занятия осуществляется педагогом-психологом в групповой комнате, с периодичностью 1 раз в неделю (с последующим проигрыванием игр и упражнений воспитателями групп).  В работе задействованы все дети группы. Длительность одного занятия 15-20 минут.

Для оценки динамики прохождения адаптационного процесса у детей проводят диагностику. Основными формами диагностической работы выступают метод наблюдения и заполнение листов наблюдения.

  • Метод наблюдения применяется педагогом-психологом при обследовании особенностей детско-родительских отношений, поведения ребенка в группе, при взаимодействии ребенка со сверстниками и со взрослыми.
  • Заполнение воспитателями листов наблюдения за процессом адаптации проводится 1 раз в месяц (сентябрь, октябрь, ноябрь) приложение 8. Далее листы наблюдения анализируются педагогом-психологом.

Параллельно работе с детьми осуществляется взаимодействие с родителями:

  • Педагогами групп проводятся родительские собрания в форме «творческих мастерских»:
  1. Создание для своего ребенка талисмана «Ловец снов» -создание родителями небольшой аппликационной игрушки на кроватку малыша, которая будет использоваться как предмет - заместитель и снижать эмоциональную тревожность ребенка во время сон часа.
  2.  «Новогодняя игрушка»- изготовление родителями совместно со своим ребенком новогодней игрушки для украшения группы. Данная форма работы позволит выстроить доверительные отношения между родителем и ребенком, приобрести навык совместного творчества, проявить креативность и активную социальную позицию.

Данные «творческие мастерские» могут проводится как в очной, так и заочной форме (площадка Инстаграмм).

  • Педагогом-психологом проводятся консультации родителей по вопросам адаптации, возрастным особенностям, кризису трех лет и т.д. (по желанию родителей).

Заключительный этап

На заключительном этапе проводится итоговое диагностическое обследование детей на определение уровня адаптированности к детскому саду и подводятся итоги.

Все три этапа сопровождаются наблюдением педагога-психолога за прохождением адаптационного процесса у детей и своевременной коррекцией скорости вхождения ребенка в стандартный режим посещения детского сада.

Заключение

Таким образом мы видим, что адаптация является сложным, живым, многоступенчатым процессом, требующим активного включения всех участников. Залогом успешного течения процесса является совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей, которая предполагает значимый вклад и личную ответственность каждого из участников:

  • Со стороны воспитателей - разработка и организация адаптационного процесса; создание атмосферы тепла и доброты в группе; установления тесного контакта с родителями.
  • Со стороны психологической службы - разработка и проведение психопрофилактических занятий в адаптационном периоде; создание психологического комфорта и стабилизация эмоционального состояния всех участников; предоставление педагогам групп и родителям информации об особенностях течения адаптационного процесса.  
  • Со стороны родителей – понимание особенностей протекания адаптации у детей раннего и младшего дошкольного возраста; отсутствие завышенных требований и ожиданий от своего ребенка; активное участие в адаптационных мероприятиях.

Подобная многозадачность при отсутствии тесного взаимодействия участников неминуемо приведет к хаотичному течению адаптационного процесса, и как следствие, к дезадаптации ребенка.

Поэтому нами и была проведена работа по созданию и описанию алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Разработанный алгоритм структурирует и пошагово описывает конкретные действия каждого из участников адаптационного процесса.

Список используемых документов и источников информации:

  1. Полянская Т.Б. Игры и стихи развития эмоциональной сферы младших дошкольников. – СПб.: «Детство – Пресс», 2011. – 96 с.  
  2. Граббет Р. Игры для малышей от 2 до 6 лет. – М.: РОСМЕН. – 1999.
  3. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь. – 2001.
  4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004.
  5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
  6. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия/ И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2013.
  7. Мохирева Е.А,Назарова Е.Л, Тимошенко И.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет. Планирование образовательной деятельности. Взаимодействие с родителями / авт. – сост. Мохирева Е.А, Назарова Е.Л, Тимошенко И.В. – Волгоград: Учитель.
  8. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2008 – 218с.
  9. Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. – 107 с.
  10. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград  : Методкнига. – 154с.
  11. Составитель Русаков А.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – Спб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...