«Инновационные технологии в работе музыкального руководителя»
методическая разработка
Использование инновационных технологий и ИКТ позволяет значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением современных технологий активизируют внимание детей, усиливают познавательный интерес к музыке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
«Инновационные технологии в работе
музыкального руководителя»
Исламгалеева Гульнара Маратовна
музыкальный руководитель
МКДОУ № 14
Нагорный, 2024 г.
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Музыкальная деятельность носит творческий характер, а также оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности важны в музыкальной деятельности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для решения этого используются инновационные технологии.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути.
На музыкальных занятиях создаётся творческая атмосфера, где дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка.
Использование инновационных технологий и ИКТ позволяет значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением современных технологий активизируют внимание детей, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах, музыкальных подвижных играх.
Формированию основ музыкальной культуры дошкольников, накоплению опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Цель технологии : формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; воспитание у детей эстетических чувств, восприимчивости и любви к музыке через - развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.
Формы организации музыкальной деятельности :
1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
3. Игры – сказки.
4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
5. Театральные постановки.
6. Праздничные утренники.
Игровые технологии формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой. Элементарное музицирование - это неразрывное единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой. Данная технология позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, без оценочного музыкального процесса. Использование элементарного музицирования помогает бучать детей простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять (деревянные ложки, трещетки, маракасы, клависы, бубны, колокольчики маракасы из киндер-сюрпризов, хрустальный ансамбль из фужеров, бумага, целлофановые пакеты, все из чего можно извлечь звук).
Технология Body Percussion. Это техника владения своим телом как музыкальным инструментом с элементами танца. Body Percussion - помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя (стихи А. Барто «Наша Таня», «Бычок», русские народные песни со словами и без них «Ах ты, берёза», «Барыня»», «Жили у бабуси» и другие).
Технология - «Игры с голосом». Это игры с использованием речевых логопедических звуков, речевых упражнений. Это известный прием, который помогает представить окружающий нас мир. Ритм хорошо заученный в словах, в фразах очень легко усваивается детьми при притопывании, прихлопывании и переноситься на музыкальные инструменты.
«Дождик» (Дети произносят слова Кап-кап … и показывают дждик движением руки)
Использование речевых упражнений с музыкальным инструментом, не только развивает чувства ритма и хорошую артикуляцию, но и вводит детей в мир динамических оттенков. А главное, дети легко незаметно для себя выучивают стихи наизусть и рассказывают его с особой выразительностью. «Весенняя телеграмма» (Дятел сел на толстый сук, тук да тук, «Капель»(кап-кап)и т. д.
Еще одним хорошим методом является свободное манипулирование инструментом. Он используется с детьми при озвучивании сказок. Эта самая любимая деятельность детей. Здесь можно применить сказки Карла Орфа. В ходе рассказывания сказки дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают разных героев и их действия «Теремок», «Репка».
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности. ( «Кошкин дом», «Дюймовочка», «Федорино горе»).
Именно через театрализованную игру ребёнок получает много информации об окружающем мире, у него развивается такие психические процессы как память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое главное творить.
Для понимания языка музыки, выделения средств музыкальной выразительности используется активное слушание с творческими заданиями (придумать танец фей, цветов, бабочек, гномов после знакомства с «Вальсом» И. Штрауса. В активном слушании, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций дети учатся передавать настроение и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ.
Кроме того, при активном слушании можно использовать схемы, мульт-схемы. Такой метод хорошо развивает не только внимание, но развивает работу двух полушарий одновременно («Баба Яга» Мусоргского, «Полька И. Штрауса», «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского»). Дети как бы прорисовывают музыку, ведя в такт музыки по линиям.
Современный метод моделирования музыкального языка. Он позволяет в доступной форме дать возможность воспитанником почувствовать особенности выразительности музыкального языка. С помощью цветочков. снежинок, листочков создать свою музыкальную цепочку и озвучить ее.
Важную роль в музыкальном развитии ребенка, а также в его оздоровлении играют упражнения на развитие дыхания. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает в этом. "Сдуваем шарик" со звуком "Ш" (данное упражнение нацелено на развитие объема воздуха в лёгких и диафрагме и контроля над ним, "Задуваем свечи" (для этого используем обычные бумажные полоски: задуваем большое количество свечей одним и сильным выдохом; задуваем 7-9 свечей одним выдохом, но на каждую свечу выдох раздельный; задуваем одну свечу быстрым выдохом, "Ветерок" (используем бумажную полоску и дуем так, чтобы она слегка колыхалась от небольшого потока выдыхаемого воздуха).
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие.
Применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, обогащают внутренний и духовный мир ребёнка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках.
У детей появляется желание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения. Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста). Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений с удовольствием музицируют на шумовых музыкальных инструментах.
Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников позволяет оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширить возможность в представлении музыкального и дидактического материала, обогатить внутренний и духовный мир ребенка, развивать эмоциональную отзывчивость.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, дети показывают свое и улучшают исполнительское мастерство на конкурсах, на выступлениях на большой публике.
Список использованной литературы
1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников», 2020.
2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры», 2014.
3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с минимальным дизартрическим компонентом во взаимодействии учителя - логопеда и музыкального руководителя.
Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осм...

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...

Мастер – класс «Интеграция деятельности музыкального руководителя с инструктором по ФК с использованием инновационных технологий»
(Перед началом мастер - класс, участникам раздаются картинки с изображением для участия телевизионных шоу). СлайдДобрый день! Думаю, ув. коллеги, среди присутствующих не найдетс...

План по самообразованию "Интеграция инновационных технологий в деятельности музыкального руководителя детского сада".
План составлен на учебный год. В нём отражены цели и задачи по повышению уровня квалификации музыкального руководителя и развитию творческих способностей дошкольников....
Инновационные технологии в работе современного музыкального руководителя
В современном мире инновационные технологии смело внедряются в работу педагогов. И на современном этапе основной задачей является грамотный подбор методов и форм инновационной работы с детьми, которые...

