Методическая разработка для группы раннего возраста (1,5 - 3 года), по развитию речи с акцентом на использование пальчиковой гимнастики и в соответствии с ФОП ДО.
методическая разработка (младшая группа)
Создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики и других игровых приемов в соответствии с ФОП ДО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» села Тростянка
Балашовского района Саратовской области»
Методическая разработка для группы раннего возраста (1,5 - 3 года), по развитию речи с акцентом на использование пальчиковой гимнастики и в соответствии с ФОП ДО.
"Весёлые пальчики – помощники речи"
Разработал:
воспитатель
Глебова Татьяна Вячеславовна
с.Тростянка - 2025
Цель: Создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики и других игровых приемов в соответствии с ФОП ДО.
Задачи:
• Образовательные:
* Расширять пассивный и активный словарь детей.
* Формировать умение понимать простые инструкции и задания.
* Побуждать к использованию в речи простых предложений.
* Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже (на доступном уровне).
* Обогащать представления об окружающем мире.
• Развивающие:
* Развивать мелкую моторику пальцев рук (для стимуляции речевых центров мозга).
* Развивать артикуляционную моторику (подготовка к правильному произношению звуков).
* Развивать слуховое внимание (умение слушать и различать звуки).
* Развивать память, внимание, мышление и воображение.
• Воспитательные:
* Формировать положительное отношение к речевой деятельности.
* Воспитывать умение слушать и слышать говорящего.
* Создавать условия для общения и взаимодействия детей друг с другом.
Возраст детей: 1,5 - 3 года
Форма проведения: Игровое занятие (можно интегрировать в режимный момент, например, после утренней гимнастики или перед обедом).
Длительность: 10-15 минут
Оборудование и материалы:
• Картотека пальчиковых игр и упражнений (с картинками).
• Игрушки (животные, предметы).
• Мячики разного размера и фактуры.
• Музыкальное сопровождение (веселые детские песенки, звуки животных).
• Кукольный театр (по желанию).
• Предметы для развития сенсорного восприятия (коробочки с крупами, ткани разной фактуры).
Ход занятия:
1. Организационный момент (1-2 минуты):
* Приветствие детей (можно использовать приветственную песенку или стишок).
* Создание положительного эмоционального настроя (улыбка, похвала).
* Привлечение внимания детей (с помощью игрушки или сюрпризного момента).
2. Основная часть (8-10 минут):
* Пальчиковая гимнастика (3-5 минут):
* Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками.
* Выбирается 2-3 знакомых пальчиковых игры из картотеки.
* Воспитатель показывает упражнения, проговаривая текст и побуждая детей повторять за ним.
* Упражнения выполняются в медленном темпе, с акцентом на правильное выполнение движений.
* Примеры пальчиковых игр: "Ладушки", "Сорока-ворона", "Этот пальчик хочет спать".
* Артикуляционная гимнастика (1-2 минуты):
* Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.
* Выполняются простые упражнения для развития артикуляционной моторики (например, "Лопаточка", "Часики", "Киска сердится").
* Упражнения выполняются перед зеркалом (если есть возможность).
* Игры со звуками и словами (3-5 минут):
* Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и просит их назвать (например, "Кто это?").
* Издаются звуки животных (например, "Как говорит корова?").
* Воспитатель просит детей повторить звуки и слова за ним.
* Используются дидактические игры на звукоподражание (например, "Угадай, кто кричит").
* Сенсорные игры (по желанию, 2-3 минуты):
* Детям предлагается потрогать предметы разной фактуры и назвать их (например, "Мягкий", "Гладкий", "Колючий").
* Игры с крупой (пересыпание, сортировка).
3. Заключительная часть (1-2 минуты):
* Подведение итогов занятия (воспитатель хвалит детей за их активность и успехи).
* Прощание (можно использовать прощальную песенку или стишок).
Методические приемы:
• Наглядность (использование картинок, игрушек, предметов).
• Словесные указания и объяснения.
• Повторение (многократное повторение слов и звуков).
• Поощрение (похвала, улыбка, одобрение).
• Игровая мотивация (создание игровых ситуаций).
• Индивидуальный подход (учет особенностей каждого ребенка).
Ожидаемые результаты:
• Расширение словарного запаса детей.
• Улучшение понимания речи.
• Активизация речевой деятельности.
• Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
• Формирование положительного отношения к занятиям по речевому развитию.
Анализ занятия:
• После проведения занятия необходимо проанализировать его эффективность, обратив внимание на:
* Активность и интерес детей.
* Степень усвоения материала.
* Трудности, возникшие в процессе занятия.
* Необходимость внесения изменений в методику проведения.
Соответствие ФОП ДО:
• Данная методическая разработка соответствует требованиям ФОП ДО к речевому развитию детей раннего возраста, а именно:
* Развитие понимания речи.
* Активизация речевой деятельности.
* Обогащение словарного запаса.
* Формирование грамматически правильной речи.
* Развитие связной речи.
Вариативность:
• Предложенную структуру занятия можно изменять и дополнять в зависимости от индивидуальных особенностей детей и условий проведения.
• Можно использовать различные варианты пальчиковых игр, артикуляционных упражнений и игр со звуками и словами.
• Можно интегрировать занятие с другими видами деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной).
Рекомендации для воспитателей:
• Создавайте положительную эмоциональную атмосферу на занятиях.
• Используйте наглядность и игровые приемы для поддержания интереса детей.
• Поощряйте активность и самостоятельность детей.
• Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Регулярно проводите занятия по речевому развитию, используя разнообразные методы и приемы.
• Взаимодействуйте с родителями, рассказывая им о важности речевого развития и предлагая упражнения для выполнения дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для группы раннего возраста №1 "Новый год"
В работе представлена разработка по проведению совместного занятия с детьми группы раннего возраста №1 на тему: "Новый год"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмисреднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)...

Методическая разработка для группы раннего возраста
Методическая разработка для воспитателей ДОУ:Конспект проведения режимного момента в ясельной группе:«Я умею одеваться»АннотацияВ соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных з...

Методическая разработка для детей раннего возраста 2-3 года на тему «Кукла Катя приходит в гости к нам».
Методическая разработка для детей раннего возраста на тему "Кукла Катя приходит в гости к нам"....
Методическая разработка для группы раннего возраста (2-3 года)Тема: «Мыло-волшебная сила»
Методическая разработкаТема: «Мыло-волшебная сила»...

Методическая разработка для группы раннего возраста "Дикие животные. Ёжик"
Данная методическая разработка предназначена для детей первой младшей группы. Организация деятельности направлена на контакт ребенка с природными материалами. В игровой форме дети приобретают экологич...

Методическая разработка в группе раннего возраста "Весна в нашем городе"
Формируем первичные представления о весне.Развиваем у детей понимание времени года - весна....