Методическая разработка для группы раннего возраста (1,5 - 3 года), по развитию речи с акцентом на использование пальчиковой гимнастики и в соответствии с ФОП ДО.
методическая разработка (младшая группа)

Создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики и других игровых приемов в соответствии с ФОП ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_gruppy_rannego_vozrasta.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» села Тростянка

Балашовского района Саратовской области»

Методическая разработка для группы раннего возраста (1,5 - 3 года), по развитию речи с акцентом на использование пальчиковой гимнастики и в соответствии с ФОП ДО.

"Весёлые пальчики – помощники речи"

Разработал:

воспитатель

Глебова Татьяна Вячеславовна

                                           

                                            с.Тростянка - 2025

 Цель: Создание условий для развития речи детей раннего возраста посредством использования пальчиковой гимнастики и других игровых приемов в соответствии с ФОП ДО.

Задачи:

Образовательные:
* Расширять пассивный и активный словарь детей.
* Формировать умение понимать простые инструкции и задания.
* Побуждать к использованию в речи простых предложений.
* Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже (на доступном уровне).
* Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
* Развивать мелкую моторику пальцев рук (для стимуляции речевых центров мозга).
* Развивать артикуляционную моторику (подготовка к правильному произношению звуков).
* Развивать слуховое внимание (умение слушать и различать звуки).
* Развивать память, внимание, мышление и воображение.
Воспитательные:
* Формировать положительное отношение к речевой деятельности.
* Воспитывать умение слушать и слышать говорящего.
* Создавать условия для общения и взаимодействия детей друг с другом.

Возраст детей: 1,5 - 3 года

Форма проведения: Игровое занятие (можно интегрировать в режимный момент, например, после утренней гимнастики или перед обедом).

Длительность: 10-15 минут

Оборудование и материалы:

• Картотека пальчиковых игр и упражнений (с картинками).
• Игрушки (животные, предметы).
• Мячики разного размера и фактуры.
• Музыкальное сопровождение (веселые детские песенки, звуки животных).
• Кукольный театр (по желанию).
• Предметы для развития сенсорного восприятия (коробочки с крупами, ткани разной фактуры).

Ход занятия:

1.
Организационный момент (1-2 минуты):

* Приветствие детей (можно использовать приветственную песенку или стишок).
* Создание положительного эмоционального настроя (улыбка, похвала).
* Привлечение внимания детей (с помощью игрушки или сюрпризного момента).

2.
Основная часть (8-10 минут):

*
Пальчиковая гимнастика (3-5 минут):
* Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками.
* Выбирается 2-3 знакомых пальчиковых игры из картотеки.
* Воспитатель показывает упражнения, проговаривая текст и побуждая детей повторять за ним.
* Упражнения выполняются в медленном темпе, с акцентом на правильное выполнение движений.
* Примеры пальчиковых игр: "Ладушки", "Сорока-ворона", "Этот пальчик хочет спать".
*
Артикуляционная гимнастика (1-2 минуты):
* Воспитатель предлагает детям поиграть с язычком.
* Выполняются простые упражнения для развития артикуляционной моторики (например, "Лопаточка", "Часики", "Киска сердится").
* Упражнения выполняются перед зеркалом (если есть возможность).
*
Игры со звуками и словами (3-5 минут):
* Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и просит их назвать (например, "Кто это?").
* Издаются звуки животных (например, "Как говорит корова?").
* Воспитатель просит детей повторить звуки и слова за ним.
* Используются дидактические игры на звукоподражание (например, "Угадай, кто кричит").
*
Сенсорные игры (по желанию, 2-3 минуты):
* Детям предлагается потрогать предметы разной фактуры и назвать их (например, "Мягкий", "Гладкий", "Колючий").
* Игры с крупой (пересыпание, сортировка).
3.
Заключительная часть (1-2 минуты):

* Подведение итогов занятия (воспитатель хвалит детей за их активность и успехи).
* Прощание (можно использовать прощальную песенку или стишок).

Методические приемы:

• Наглядность (использование картинок, игрушек, предметов).
• Словесные указания и объяснения.
• Повторение  (многократное повторение слов и звуков).
• Поощрение (похвала, улыбка, одобрение).
• Игровая мотивация (создание игровых ситуаций).
• Индивидуальный подход (учет особенностей каждого ребенка).

Ожидаемые результаты:

• Расширение словарного запаса детей.
• Улучшение понимания речи.
• Активизация речевой деятельности.
• Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
• Формирование положительного отношения к занятиям по речевому развитию.

Анализ занятия:

• После проведения занятия необходимо проанализировать его эффективность, обратив внимание на:
* Активность и интерес детей.
* Степень усвоения материала.
* Трудности, возникшие в процессе занятия.
* Необходимость внесения изменений в методику проведения.

Соответствие ФОП ДО:

• Данная методическая разработка соответствует требованиям ФОП ДО к речевому развитию детей раннего возраста, а именно:
* Развитие понимания речи.
* Активизация речевой деятельности.
* Обогащение словарного запаса.
* Формирование грамматически правильной речи.
* Развитие связной речи.

Вариативность:

• Предложенную структуру занятия можно изменять и дополнять в зависимости от индивидуальных особенностей детей и условий проведения.
• Можно использовать различные варианты пальчиковых игр, артикуляционных упражнений и игр со звуками и словами.
• Можно интегрировать занятие с другими видами деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной).

Рекомендации для воспитателей:

• Создавайте положительную эмоциональную атмосферу на занятиях.
• Используйте наглядность и игровые приемы для поддержания интереса детей.
• Поощряйте активность и самостоятельность детей.
• Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Регулярно проводите занятия по речевому развитию, используя разнообразные методы и приемы.
• Взаимодействуйте с родителями, рассказывая им о важности речевого развития и предлагая упражнения для выполнения дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для группы раннего возраста №1 "Новый год"

В работе представлена разработка по проведению совместного занятия с детьми группы раннего возраста №1 на тему: "Новый год"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмисреднего возраста по развитию речи « Птицы весной» (с использованием пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений)...

Методическая разработка для группы раннего возраста

Методическая разработка для воспитателей ДОУ:Конспект проведения режимного момента в ясельной группе:«Я умею одеваться»АннотацияВ соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных з...

Методическая разработка для детей раннего возраста 2-3 года на тему «Кукла Катя приходит в гости к нам».

Методическая разработка для детей раннего возраста на тему "Кукла Катя приходит в гости к нам"....

Методическая разработка для группы раннего возраста "Дикие животные. Ёжик"

Данная методическая разработка предназначена для детей первой младшей группы. Организация деятельности направлена на контакт ребенка с природными материалами. В игровой форме дети приобретают экологич...

Методическая разработка в группе раннего возраста "Весна в нашем городе"

Формируем  первичные представления о весне.Развиваем у детей понимание времени года - весна....