ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ЦЕЛЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

В статье рассматривается значение экскурсии, как важной формы организации патриотического воспитания в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация. В статье рассматривается значение экскурсии, как важной формы организации патриотического воспитания в детском саду.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская экскурсия, портфель экскурсовода, патриотическое воспитание, родной посёлок, малая Родина.

Познавательно-исследовательская экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста – это экскурсионная программа, которая предполагает активное включение детей в познавательное исследование. Экскурсия – это важная форма организации патриотического воспитания в детском саду. Основное воспитательное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об исторических, культурных и природных достопримечательностях родного посёлка.

Педагоги нашего  детского сада включают в ход экскурсий разнообразные задания детям, для того, чтобы обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления об обследуемых объектах. Нами был разработан алгоритм действий, положенный в основу подготовки познавательно-исследовательской экскурсии, который позволяет добиться успешного результата.

Выделяем четыре этапа: подготовительный, основной, выход на экскурсию, как заключение - итоговая беседа и создание портфеля (кейса) экскурсовода.

На подготовительном этапе выбираем тему, определяем цели и задачи экскурсии и выбираем экскурсовода. На втором этапе проводим отбор экскурсионных объектов и составляем маршрут экскурсии. На третьем этапе организуем выход экскурсии. В итоговой беседе, вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Для закрепления педагог предлагает воспитанникам различные виды творчества: конструирование, аппликация, лепка, рисование фрагмента или объекта из увиденного, который больше всего понравился или запомнился. Обсуждаем готовые работы и создаём портфель экскурсовода.

Необходимо отметить в организации экскурсий важность предварительной работы с родителями. А именно: анкетирование, предварительное изучение маршрутов, организация совместных выходов и помощь в разработке портфеля экскурсовода. Педагоги детского сада обращаются за помощью к родителям при подготовке необходимого оборудования, оснащения. Совместно продумывается одежда детей – удобная и соответствующая погоде. О времени проведения экскурсии дети, и их родители извещаются заранее, уточнив прогноз погоды и проведя беседу о правилах поведения во время движения.

Содержание познавательно-исследовательских экскурсий составляют: ориентирование на местности, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, экспериментальная и практическая работа.

Воспитатели находят удачное сочетание физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности.  

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном гооде и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, и родители имеют недостаточно знаний о своем поселке, малоактивны в жизни посёлка и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.

Во время познавательно-исследовательской экскурсии педагог рассказывает, что находится на той или иной улице, говорит о значении каждого объекта. Даёт представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и других объектов.  Доводят информацию о том, чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Список литературы

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная

Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...

«Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников»

Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире....

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...

Использование квест-технологий в целях патриотического воспитания дошкольников.

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправлен...

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического во

Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретиче...

Виртуальная экскурсия по краю с целью приобщения к историческим и знаменательным датам и местам России. Патриотическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента. Тула – моя историческая Родина.

Знакомство детей с традициями, культурными ценностями русского народа, расширение представления о городах России и достопримечательностями родного города....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Интерактивная экскурсия, как средство патриотического воспитания дошкольников»

Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками....