Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
методическая разработка (подготовительная группа)
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к её истокам.
Данные игры направлены для закрепления и уточнения полученных ранее знаний о русской народной культуре: костюме (женском), предметах посуды и видах росписи на ней. Пособие содействует эстетическому воспитанию детей с учетом возрастных и психологических особенностей. Яркость, красочность материалов способствует усвоению знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
«Обведи элемент»
Цель: учить детей элементам росписи, технике использования элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикальную по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась».
Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства: учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Найди пару».
Цель учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.
Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
«Декоративное домино».
Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.
«Собери целое».
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
«Дорисуй рисунок».
Цель учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Поможем художнику».
Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал: силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
1. Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумают.
2. То же самое, но без образцов.
3. Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
4. То же самое, но без образцов.
«Кто больше знает слов на тему «Земледелие»
Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси.
Материал: фишки-кружки с изображением колосков.
Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот-победитель.
Примерные ответы детей: (пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь и т.д).
«Что это?»
Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.
Материал: карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно называть предмет или элемент одежды и рассказать о значение.
Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.
«Герои русских былин».
Цель упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.
Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Задачи:
- развивать внимательность;
- развивать память;
- способствовать развитию активной речи.
Ход игры:
Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник и др.).
«Собери сервиз»
Цель: учить различать между собой посуду с хохломской и городецкой росписью, гжель; учить правильно называть предметы посуды; собирать сервизы.
Задачи:
- развивать внимательность;
- развивать память;
- развивать умение группировать предметы по одному признаку.
Ход:
Детям предлагаются карточки с изображением предметов посуды с различными элементами росписи. Затем дети раскладывают карточки по группам. После того, как сервизы будут собраны, дети могут назвать, как называется тот или иной предмет, как называется роспись на посуде.
Игра может проходит по принципу «Лото». Ведущий показывает игрокам карточки. Каждый игрок собирает сервиз с определенным видом росписи: гжель, хохлома и т. д. и в зависимости от этого берет карточки у ведущего.
«Собери самовар из частей»
Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре.
Задачи:
- развивать внимательность;
- развивать умение работать по образцу.
Ход:
Детям предлагается собрать самовар из частей по картинке-образцу. В ходе игры воспитатель дает советы. По окончании игры, когда самовары будут собраны, дети проверяют с помощью воспитателя правильность выполнения задания при помощи образца. Затем дети могут рассказать, для чего предназначен самовар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
«Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.Ход игры...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре...

Дидактическая игра по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Как наши деды и отцы мир охраняли?»
При создании этой игры использовались технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., разработанные на основе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ. Материалы и иллю...

Картотека дидактических игр по приобщению к русской народной культуре
Картотека дидактических игр по приобщению детей к народной культуре «Обведи и нарисуй»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с ...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к народной культуре через знакомство с народными праздниками "Зернышко"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре
laquo;Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.)...
